Звук П
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект по обучению грамоте старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_p.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Звук П

Цель: Создание условий для формирование представлений о согласном твердом звуке  П, с буквой П, с понятием «Слог».

Задачи:

Коррекционно- обучающие:

- Познакомить с артикуляционным звука

- Формировать навыки фонематического восприятия.

Формировать умение находить место звука в слове.

- Познакомить с буквой П.

Коррекционно- развивающие:

- Развивать мышление, произвольное внимание.

- Развивать графические навыки

Коррекционно- воспитательные:

- Воспитывать мотивацию к обучению

Интеграция: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие

Здоровьесбережение: Пальчиковая гимнастика, физминутка

Методы и приемы:

Практические: физкультминутка, пальчиковые игры

Наглядные: рассматривание картинок

 Словесные: беседа,  вопросы , уточнения

Оборудование:

  • Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).
  • Предметные картинки на изучаемый звук.
  • Предметные картинки на звук (П) любые другие картинки.
  • Cчетные палочки.
  • Карточки-сюрпризы: буква П

Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Ну, конечно…..

Дети: Паучок.

Логопед. Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Как зовут его?

Дети: Пингвин.

Сообщение темы

Логопед. Паучок ПАК пришел

— Какой первый звук в имени ПАК?

Дети: Звук П.

Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Дети: Звук П – твердый,

Дети: Звуки П согласный, глухой.

Логопед: Докажите, что звуки П согласный?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы.

Логопед. Что напоминает звучание звука П?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

Логопед. Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

Развиваем фонематический слух

Логопед. Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У ПАКА – синий кубик, обозначающий звук П – твердый звук.

Логопед. Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

 (логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П (

Логопед. ПАК любит играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

Логопед.Что у тебя?

Ребенок: У меня пуговица.

Ребенок: Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

И так далее.

Логопед. Молодцы! Все картинки разложили правильно.

Определить место звука в слове.

Логопед: Карточки для определения места звука в слове положите перед собой. Звук П  прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). (Логопед раздает детям предметные картинки:

П – платье, лопата, сапоги, поезд, посуда, репа

Логопед: Где ты слышишь звук П в слове ЛОПАТА, в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук П в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Работа с карточками.

— Определи, какой в слове первый звук П ?

— Какое слово лишнее? Почему?

(каждому ребенку выдаются карточки со словами: перчатки, поезд, пират; повар, пальма, письмо; подушка, пироги, пила; печь, посуда, полка; парусник, почтальон, пион; пижама, перчатки, помидор)

Физкультминутка.

Логопед. ПАК веселый. И он приглашает вас немного подвигаться:

Два веселых друга гуляли по двору (имитация движений)

Два веселых друга затеяли игру.

Делали головками: пик, пик, пик. (наклоны головой влево — впараво)

Хлопали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп. (имитация движений)

Топотали ножками: топ – топ – топ.

 Упражнение «Почини слово» Подставь первый звук « п» и назови всё слово

алка, аук, аста, ушка, удель, уговица, очта, олка, очка.

Дидактическое упражнение «Закончи слово». Выделение конечного согласного [п]: су... (п), укро... (п), кар... (п), сер... (п), тра... (п), тулу... (п), кло...(п).

Развиваем фонематический синтез.

Логопед: Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П ) и получи новое:

точка – почка речка

карта – парта лесок

тачка- пачка леченье

волк – полк зеленка

щелка – полка лесенка

галка – палка лекарь

 

Развиваем фонематический анализ.

Логопед. Игра «Звуковая мозаика».

Приготовьте карточки для игры «Звуковая мозаика». Слушайте внимательно и определяйте звуки старательно.

(Логопед называет слова, а дети определяют звуки П в словах и в каждый квадрат ставят соответствующий символ звука.)

Слова: подушка, поезд, пальто, пони

палка, пион, пилот, пушка

почта пекарь, пианино, парашют

— Что напоминает этот узор? (Буква П)

9.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед. П – похожа на пенек Подходящие ворота

Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

— определяем левую – правую стороны бумаги, верх – низ.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

— Ниточки одинаковые или разные? (2 длинные, 1 короткая)

(Выкладываем букву на бархатной бумаге из шерстяных ниток, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе; выкладываем букву из счетных палочек.)

 

Итог занятия.

Логопед: С какими звуком познакомились?

Звук П какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...