Технология развития лексико-грамматической стороны речи
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Лисина Валентина Николаевна

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они  могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_leksiko-gram_stroya_metodika.docx70.17 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

Почтовый адрес 142700, Московская область, Ленинский городской округ, г. Видное, ул. Школьная, д.40 телефон  7-495-5411264, 8-499-674-75-14(зел. аллеи) e-mail: school-vid-2@yandex.ru

Место нахождения, адрес: 142703, Московская область, Ленинский городской округ  г. Видное  ул. Школьная  д. 59 а,  тел 8-495-541-18-10 e-mail: lastohka10a@yandex.ru

Технология развития лексико-грамматической стороны речи (О.С.Гомзяк)

Видное

Пояснительная записка

К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.).

Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они  могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи. Основные задачи обучения:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения;
  • подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.

Решение этой задачи предполагает:

  • формирование и развитие словаря;
  • формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.

Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка: Жуковой Н.С., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумаковой Т.В. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами:

  • системности;
  • комплексности;
  • онтогенетического;
  • учёта патогенеза;
  • учёта индивидуальных особенностей.

Большинство авторов настаивают на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:

  • развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.);
  • формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные); употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений

I. Формирование навыка общения – как основного источника развития языка.

  1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:
  • понимать обобщающие слова;
  • понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
  • понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
  • понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
  • понимать количественные числительные.
  1. Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:
  • дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;
  • понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;
  • понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.
  1. Учить понимать простые предложения и короткие тексты.

II. Формирование понятия слова – как основного источника общения.

  1. Cовершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем:
  • развивать способность общаться со взрослыми;
  • расширять представления о предметах ближайшего окружения;
  • развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию (предметную, глагольную, признаки).
  1. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:
  • продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;
  • активизировать в речи образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);
  • продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
  1. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
  • развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;
  • развивать умения дополнять предложения недостающими словами.

III. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства общения – словесные, мимические и пантомимические.

  1. Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:
  • расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;
  • развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;
  • расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;
  • развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам;
  • расширять активный словарь относительными прилагательными;
  • развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;
  • расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
  1. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:
  • развивать умения образовывать однокоренные слова;
  • расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;
  • развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;
  • развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
  • совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и падеже.
  1. Учить строить предложения разной структуры:
  • развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;
  • совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;
  • развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).

IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.

  1. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:
  • активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
  • расширять эмоционально-оценочную лексику детей;
  • совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
  1. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
  • продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;
  • совершенствовать умения образовывать (по образцу).
  • однокоренные слова;
  • существительные с суффиксами;
  • глаголы с приставками;
  • прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  1. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:
  • совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);
  • совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;
  • совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

 Составные части работы по формированию лексико-грамматических категорий

I. Работа над развитием лексики.

Копилка игровых упражнений

  1. Развитие ассоциаций. Педагог называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.
  2. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д.
  3. Найди лишний предмет.
  4. Назови лишнее слово.
  5. Назови одним словом.
  6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …).
  7. Назови части.
  8. Отгадай предмет по названию его частей.
  9. Объясни, что общего у предметов.
  10. Скажи наоборот.
  11. На что похоже.
  12. Закончи предложение.
  13. Кто что умеет делать.
  14. Составление загадок – описания по определённому плану.

II. Работа по формированию словообразования. Выделяют три этапа  работы по словообразованию:

Содержание первого этапа работы

  1. Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-.
  2. Глаголы. Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
  3. Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Содержание второго этапа работы

  1. Существительные. Образование:
  • уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-;
  • существительных с суффиксом -ниц- (сахарница),
  • существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).
  1. Глаголы.
  • Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
  • Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
  1. Прилагательные. Образование:
  • притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий);
  • относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-;
  • качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Содержание третьего этапа работы

  1. Существительные. Образование названий профессий
  2. Глаголы. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.
  3. Прилагательные  Образование:
  • притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий);
  • относительных прилагательных с суффиксом -ан-, ян-, -енн-;
  • качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк.

  Цель при проведении подобных занятий одна: пополнение словарного запаса.

  Педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

  Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

  В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

  Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка

  Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

  Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

  Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Копилка игровых упражнений

Игра «Группа слов»

Цели:

  • закрепление лексики по основным лексическим темам;
  • классификации и обобщения.

Описание:

  Взрослый называет ребенку три слова по одной лексической теме и просит ребенка отнести их к конкретной теме

Повторение рядов слов и подбор обобщающего понятия к каждому ряду.

Стрекоза, гусеница, оса – насекомые;

Цапля, зяблик, синица – птицы;

Заяц, лисица, лось – лесные животные;

Блюдце, супница, миска – посуда;

Грузовик, самолёт, поезд – транспорт;

Кукуруза, пшеница, сосна – растения;

Носочки, платьице, рубашка – одежда;

Цепочка, кольцо, серёжки – украшения.

Игра «Путаница»

Цели:

  • развитие словесно – логических операций на материале предложений;
  • развитие слухового внимания и слухо-речевой памяти.

Описание:

  Взрослый читает предложения, ребёнок находит смысловые «нелепицы» и устно составляет правильное предложение.

Света поливала лейку из кактуса. Саша намазал булку на масло. Незнайка налил чай из супницы и насыпал в чашку  сахар из солонки. Чтобы не промокнуть под дождём, надо оставить зонт дома. Высокие скалы кружились над чайками. Голосистый соловей охотился ночью на мышей, а сова пела чудесные песни. Длинноносые лягушки охотятся за цаплями. Снеговик любить загорать на солнце и не  боится холода.

Игра « Ассоциации»

Цели:

  • развитие ассоциативного мышления;
  • активизация навыков связной речи: составление предложений сложной синтаксической конструкции.

Описание:

  Взрослый называет  три слова  и просит ребенка объяснить, как они связаны между собой. Затем ребенок составляет  предложения, в котором все три слова связаны причинно-следственными связями. Например: Дети насыпали в кормушку зерен, чтобы накормить воробьев.

Воробей – кормушка – зерно

Краски – картина – рама

Ручей – рыбак – карась

Огород – ведро – картошка

Урок – тетрадь – пятёрка

Топор – дрова – костёр

Забор – рубашка – дыра

Праздник – коробка – подарок

Игра «Смысловые пары»

Цели:

  • развитие навыков словесно – логического мышления;
  • развитие ассоциативного мышления.

Описание:

  Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями (часть – целое, действие  - результат и т.д.), затем ребёнок  подбирает слово – пару к слову -  стимулу (например: собака – будка, птица - …). Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из  первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Птичий домик называется…….(гнездо).

пальто – пуговка, ботинок - …,

зайка – морковка,  корова - …,

кораблик – причал, автобус -  …,

ножницы – бумага, молоток - …,

волосы – заколка, пальчик - …

кондитер – торт,  художник -…,

коза-козленок, овечка - …,

ножки – сапожки, ручки - …,

птица – пёрышки, кошка - …,

мышка – норка, белка - …,

самолёт – пилот, поезд - …,

цветы – ваза, суп - …,

Игра «Кто с кем дружит»

Цели:

  • развитие ассоциативного мышления.
  • активизация мыслительных  операций  анализа, синтеза, обобщений.

Описание:

  Взрослый по порядку читает стихотворные строки, и просит ребенка объяснить, как связаны предметы друг с другом (почему они дружат?)

Потешки о дружбе.

Барсук дружит с норкой, а крошечка с коркой.

Укроп дружит с петрушкой, а творог с ватрушкой.

Гроза дружит с градом, а груша с виноградом.

Корм дружит с кормушкой, а топор со стружкой.

Сыр дружит с кефиром, а леденец с зефиром.

Перо дружит с вороной, а король с короной.

Матрас дружит с кроваткой, а портфель с тетрадкой.

Кастрюля дружит с крышкой, а жираф с мартышкой.

Гараж дружит с шофёром, а дом с забором.

Игра «Веселые задачки»

Цели:

  • развитие навыков словесно – логического мышления;
  • уточнение понимания логико – смысловых конструкций.

Описание:

  Взрослый читает предложение и сразу задаёт ребёнку вопрос, направленный на уточнение смысловых отношений предметов, действий, понимание последовательности и обусловленности событий.

Скулит собака, укушенная осой. Кто кусался?

Витю слушал учитель. Кто говорил?

Володю  давно ждёт Лена. Кто задерживается?

Петю догоняет Саша. Кто бежит впереди?

Сосна по росту обогнала елочку. Какое дерево ниже?

Маленькие мышки прячутся от совы. Кто охотится?

Потерянный  Катей мишка найден Колей.  Кто хозяин мишки?

Иван Иванович предложил Петру Петровичу взять его машину на буксир. Чья машина сломалась?

Игра «Сложные слова»

Цели:

  • формирование умений  образовывать сложные (из двух корневых морфем)  слова;
  • развитие навыков этимологического анализа слова.

Описание:

  Предварительно взрослый знакомит ребенка с примерами сложных (двуосновных) слов, объясняя из значение. Например: острозубый – тот, у кого острые зубы;  тяжеловесный – то, что имеет тяжелый вес.

  Затем ребенку предлагают прослушать предложения и закончить их по образцу  (образование сложных слов).  Пример: У козочки серые глаза – она  сероглазая.

У  киски зелёные глаза – она...

У Сони светлые волосы – она ...

У Кости рыжие волосы – он...

У Зои круглое лицо – она...

У Володи широкие плечи – он…  

У слонёнка толстая кожа – он...

У зайки коротенький хвостик – он…

У крокодила острые зубы – он...

У пеликана длинный нос – он...

У цапли тоненькие ножки – она…

Игра «Запоминайка»

Цели:

  • закрепление обобщающих понятий;
  • развитие слухо–речевой памяти.

Описание:

  Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики.

Только птиц: страус, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, ворона.

Только диких зверей: барсук, овца, леопард, ослик, бобёр.

Только овощи: помидор, ананас, морковь, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, кровать, кресло, порог.

Только посуда: тарелка, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: пароход, колесо, трамвай, грузовик, скамейка.

Игра «Подбери словечко»

Цели:

  • активизация словесно-логических операций;
  • развитие навыков контекстного мышления.

Описание:

Взрослый предварительно с ребёнком проводит беседу об осенних/весенних изменениях в природе, затем предлагает ребёнку прослушать слова и подобрать к ним пару (закончить словосочетание).

  1. «Осенние» слова: моросит …, облетают…, желтеет…, вянут…, собирают…, не греет…, дует…, улетают на юг…, готовятся к зиме…
  2. «Весенние» слова: греет…, тает…, растет…, распускаются…, журчат, капают…, прилетают…

Игра: «Холодно – Горячо»

Цель: Обогащение словарного запаса существительными

  Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

Игра:  «Опиши предмет»

Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

  Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

  Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

  Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

  Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

  Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

  Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

  Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» — и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

  Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

  Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

  Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Тема: Дикие животные

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • формировать и расширять в  использовании слов-глаголов;

коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • закреплять умение употреблять имена существительные в различных падежных формах;

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Оборудование: картина «Заячий праздник под зимней березой» с прорезями, изображения заячьих мордочек, выражающих различные эмоции, фишки, зеркала и карандаши,

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог: Ребята, вспомним главное правило.

Все:     Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

2. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

-Общее расслабление

Как на горке — снег, снег,

Руки поднимают вверх.

И под горкой — снег, снег,

Приседают, опускают руки.

И на елке — снег, снег,

Встают и поднимают руки.

И под елкой — снег, снег.

Приседают, опускают руки.

А под снегом

Спит медведь
Тише, тише... Не шуметь!

       (И. Токмакова)

Садятся на свои места и
изображают спящего медведя.

- Развитие общей моторики

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.

Дети взмахивают руками и кружатся.

И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

Приседают,   встают   (2
раза).

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри!

Руки поднимают вверх.

Как розовые яблоки,

Кольцо из рук над головой —«яблоки».

На ветках снегири!

Руки вверху, пальцы растопырены
пырены — «ветки».

- Развитие мелкой моторики.

Птички полетели

Большой палец отогнуть в гори-
зонтальное положение, сверху
присоединить сомкнутые пря-
мые остальные пальцы

Крыльями махали,

Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами.

На деревья сели,

Руки вверх, все пальцы широко
расправить.

Вместе отдыхали.

То же, что и на первую строку.

-Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

  • для челюсти: медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов;
  • для щек: «помидоры-толстячки», «огурцы- худышки»;
  • для губ: «трубочка» - «улыбка» (5 раз);
  • для языка: самомассаж - покусать язык (тя-тя-тя); расслабить язык, пошлепать его губами (пя-пя-пя).

- Работа по развитию дыхания и голоса.

Контроль за движением брюшной стенки.

Зайцы в магазин ходили,

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать,

Будут шариком играть.

Раздувайся, наш шар,

Раздувайся большой,

Раздувайся такой

И на лопайся!

3. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

     -Объявление темы.

  • Выделение родственных слов: «У зайчихи все зайчата разбежались и смогут вернуться к ней только тогда, когда вы вспомните все слова-родственники к слову «заяц». По мере называния родственных слов в прорези вставляются «зайчата».
  • Игра: «Закончи строчки» (опора – предметная картинка «заяц»).

Под березой задремал...
Нет забот у...
Загляните под березу к ...
Вы заметите у березы ...
Познакомьтесь с...
Позаботьтесь о....

Сегодня на занятии мы вместе с вами побываем на заячьем празднике под зимней березой и будем постоянно следить за правильным произношением
звука

 -Чтение текста. Какой звук чаще встречается?

Задумал заяц познакомить зверей со своей заячьей семьей: зайчихой и маленькими зайчатами. Забрался зайка на березовый пенек и зовет: «Звери, звери! Завтра под березой заячий праздник. Узнаете, как живут зайцы зимой, чем занимаются. Зайчиха загадает вам забавные загадки. Незабудьте, заходите!»

-Развитие фонематического слуха.

Педагог: «Зайчики улыбаются, когда слышится звук 3». (На звук «3» дети поднимают картинки с улыбающейся заячьей мордочкой).

4. Динамическая пауза

А теперь мы отдохнем:

Встанем, спляшем и споем:

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот так попляши (2раза).

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой (2раза).

5.Закрепление и обобщение пройденного материала.

Отгадай животное

По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом —
Ушки торчком.
(Зайка)

- Образование сложных прилагательных: У лисы длинный хвост. Какая лиса? — длиннохвостая.

У зайца короткий хвост — ..  

Тонкие лапы — ...
Короткие лапы — ...

 Длинные уши — ...
Острые уши — ...

 Короткие усы — ....

6. Итог занятия и оценка деятельности детей?

Назовите слова-родственники к слову «заяц».

Тема: Предлоги

Цели:

коррекционно-образовательные

  • закреплять у детей умение употреблять предлоги;

коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • уточнять и обогащать словарь предлогами;
  • учить детей дифференцировать ротовой и носовой выдох;
  • развивать координацию движений;

коррекционно-воспитательная:

  • развивать наблюдательность и бережное отношение к предметам быта.

Оборудование: зеленые кружочки, набор картин для опосредованной гимнастики, картинки спредметами мебели, тетради, карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет зимующих птиц и место, где проводят зиму дикие животные.

2. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

- Развитие общей моторики.

Большая желтая луна
Бледнеет и заходит.

Изображают «большую
луну» руками над головой.

Погасли звезды, и видна

Руки в стороны.

Заря. И солнце всходит.

Руки вверх.

Я встану, а луне — в кровать!

«Луна» над головой.

До вечера ей надо спать!

                                     (И. Лопухина)

Изображают «спящую»
луну.

-Развитие мелкой моторики. «Стул», «Стол».

Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье.

                               

Левая ладонь вертикально
вверх. К ее нижней части
приставляется кулачок.

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

                                 (В. Цвинтарный)

Левая рука в кулачок.
Сверху на кулачок опуска-
ется ладошка.

-Развитие мимических мышц.

Опосредованная гимнастика (применяется набор картин с различными выражениями лица).

-Развитие артикуляционной моторики. 

Упражнения:

  • для челюсти: открывание и закрывание рта;
  • для губ: покусать верхнюю губу нижними зубами; покусать нижнюю губу верхними зубами; удерживание улыбки под счет до пяти;
  • для языка: «почистим» зубки (нижние).

-Работа по развитию дыхания и голоса.

  • Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).
  • Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок»).
  • Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

 вдох                                                    иуаэ

                                                             иуаэ

              выдох                                    иуаэ

3.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Объявление темы.

Дети разглядывают стол и стул. Называют их части: стол — крышка, ножки; стул — спинка, ножки, сиденье. По демонстрируемым действиям
дети составляют предложения с маленькими словами (предлогами):
в, на, под, у, за, из, к, между.

Ваза стоит на столе.

Мяч лежит под стулом.

Ваня стоит между стулом и диваном и т.д.

- «Расставим мебель»

Педагог называет предметы мебели, и дети распределяют их по комнатам: кровать-в спальню, буфет -на кухню.

4. Физкультминутка.

К нам на длинной тонкой ножке

Прыжки на одной ноге по кругу.

Скачет дождик по дорожке.

Прыжки на другой ноге.

В лужице - смотри, смотри! -
Он пускает пузыри.

Покалывают руками на
воображаемые пузыри.

4.Закрепление и обобщение пройденного материала.

« А что у вас?»

Дети рассказывают о мебели у них дома.

5. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Назови эти предметы одним словом: шкаф, диван, кушетка, табуретка, сервант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возрастаСовременные информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. ...

Инновационные технологии развития лексико-грамматических компонентов речи

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов: «Эффективные методы реализации ФГОС ДО в логопедической практике» (г.Новошахтинск, 2017 г.)...

Опыт работы "Работа с закрытой картинкой или спрятанным предметом как один из эффективных приёмов технологии развития лексико-грамматической стороны речи"

Опыт работы со старшими дошкольниками на тему "Работа с закрытой картинкой как один из эффективных приёмов технологии развития лексико-грамматической стороны речи":актуальность инновационных...

Технология развития лексико-грамматических категорий у дошкольников с речевыми нарушениями.

I этап - Работа над развитием лексики.1. расширение объёма словаря;2. уточнение значений слов;3. формирование семантической структуры слова;4. организация семантических полей;5. активизация словаря ил...

Технология Фиолетовый лес как средство развития лексико - грамматической стороны речи и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Использование технологии Воскобовича В. позволяет развивать лексико - грамматическую сторону речи, развивать связную речь, внимание, память, способствует поддержанию интереса на всём протяжении заняти...