Опыт работы "Работа с закрытой картинкой или спрятанным предметом как один из эффективных приёмов технологии развития лексико-грамматической стороны речи"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Зубкова Галина Александровна

Опыт работы со старшими дошкольниками на тему "Работа с закрытой картинкой как один из эффективных приёмов технологии развития лексико-грамматической стороны речи":актуальность инновационных технологий речевого развития дошкольников, этапы освоения данного приёма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_nov_opyt_-_osnov.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с закрытой картинкой или спрятанным предметом                                  как один из эффективных приёмов технологии развития                                          лексико-грамматической стороны речи

                Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

               Уровень речевого развития современных дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный, и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям  всё меньше времени отводят на  чтение  художественной литературы и всё больше времени дошкольники  проводят  за экранами телевизоров и компьютеров, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь.  Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание.

               В современных социокультурных условиях возникает необходимость использования  инновационных технологий, которые направлены  на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

             При выборе технологии в речевом развитии дошкольника необходимо ориентироваться на следующие требования:

- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

- технология должна носить здоровьесберегающий характер;

- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

             В своей  практике работы со старшими дошкольниками я использую современные образовательные технологии, направленные на своевременную и максимально возможную коррекцию речевых нарушений воспитанников.                                      Одна из них - технология развития лексико-грамматической стороны речи.

             В  работе по развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую систему языка. Работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

- развитие объёма словаря;

- формирование структуры значения слова;

- развитие лексической системности и семантичности полей;

- формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

- развитие словообразования;

- уточнение грамматического значения слова.

              В совершенствовании грамматического строя речи центральной становится задача формирования языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. На мой взгляд, основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются дидактические  словесные игры и упражнения с использованием наглядного материала, а также приём работы с закрытой картинкой или спрятанным предметом. Дидактические игры и упражнения («Какой? Какая? Какое?», «Один-много», «Чего не стало?», «Угадай-ка», «Они хотят - мы хотим», «Что для чего?», «Вокруг да около», «Что изменилось?» и т.п.) непродолжительны (от 5 до 10 минут). Я стараюсь проводить их непринужденно, чаще всего в игровой форме, не пользуясь сложной грамматической терминологией.

              Цель работы с закрытой картинкой или спрятанным предметом – научить детей задавать вопросы, правильно согласуя в них слова. Как показывает моя практика, дети  не умеют обращаться с просьбами, испытывают трудности при ведении диалога на определенную тему. Это обусловлено следующими причинами:

- познавательный интерес  у детей развит недостаточно;

-чтобы задать вопрос, нужно отбросить второстепенное и выделить главное, правильно подобрать вопросительное слово. Для этого на достаточном уровне должны быть сформированы такие психические процессы, как внимание, память, логическое мышление. У многих детей  часто отмечаются нарушения этих процессов;

-у воспитанников  имеются лексико - грамматические трудности, препятствующие правильному построению вопросов;

-встречаются дети, у которых проявляется нежелание вступать в контакт, отсутствие речевой активности из-за дефективности собственной речи, следовательно, у них не формируется умение спрашивать.

              В чём же состоит особенность приёма работы с закрытой картинкой или спрятанным предметом?

              Картинка на первом этапе работы  повернута тыльной стороной, а предмет спрятан. В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и они постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения.

             Если учить детей задавать вопросы по открытой картинке, исчезает мотивировка вопроса. Они, рассмотрев картинку, больше смогут узнать, чем из ответов на вопросы о  форме и цвете предмета, его размере и функции и т.п. Это им и так ясно. Подобные упражнения не помогают осознать ребенку основную коммуникационную сущность вопроса. Совсем иначе идет формирование умения, когда детям предлагается закрытая картинка или спрятанный предмет. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание  картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность, и т.д.)

            Усложнение работы с закрытыми объектами я веду по трем основным направлениям:

-    содержание (сюжет) закрытой картинки или вид спрятанного предмета;

-    содержание и форма вопросов к картинке или спрятанному предмету;

-    степень самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом.

                 Первое направление усложнения работы - усложнение формы и содержания объекта.

Первоначально я использую  спрятанный предмет либо закрытую картинку,  содержание которых должно быть очень простым. На картинке должен быть изображен один статичный предмет, но, яркий, крупный (автобус, ваза, яблоко и т.п.). Например, дети изучают тему «Овощи». После обобщений знаний об овощах, их цвете, величине, названии, проводится занятие со спрятанным предметом. Дети задают вопросы:

--Это кто или что?(это что-то)

- Он зеленый?(нет)

- Он красный? (да)

-Он круглый? (да)

-Он сладкий на вкус?( кисло-сладкий)

-Это помидор?(да)

 Дети лепят или рисуют этот овощ.

               Далее я использую картинку с действующим персонажем (девочка бросает мяч, лыжник бежит и т.п.) или предмет сложной формы с большим количеством деталей (например, коньки). Коньки берутся на занятии по описанию атрибутов зимних видов спорта. Дети задают вопросы:

 -Это кто или что?(это что-то)

-Он связан с зимой?(да)

-Он большого размера? (Они среднего размера)

-Они нужны спортсмену?(да)

-этот предмет нужен один или их надо два?(два)

-на них скользят?(да)

-они деревянные?(нет)

-они пластмассовые?(да, у них есть пластмассовые части и металлические)

-это коньки?(да)

                     

                После этого я подбираю серию закрытых картин или сюжетную картинку по прочитанным произведениям. Педагог предлагает задать вопросы и по описанию узнать, из какой сказки этот персонаж или персонажи («Приключения Чиполлино», «Три медведя»,  «Маша и медведь» и т.д.)

-Это кто или что? (это кто-то)

-Это человек или животное? (это персонаж сказки итальянского автора)

-Он добрый или злой? (злой)

-Он взрослый или ребёнок? (взрослый)

-Это Сеньор Помидор? (да)

              Второе направление усложнения работы касается содержания и формулировки вопросов, которые задаются по закрытой картинке или спрятанному предмету.

             Первоначально я помогаю детям сформулировать простые вопросы: «Это кто или что?», «Предмет большой или маленький?», «Какого он цвета?», «Он двигается?» Если работа идет по спрятанному предмету и педагог сам классифицирует его: «Это предмет посуды», то необходимо учить детей задавать вопросы:

-Спросите у меня, это чайная посуда или столовая?

-Спросите, она глубокая или мелкая?

-Спросите, служит ли она для приготовления пищи?

              Постепенно дети приучаются самостоятельно формулировать вопросы.

Если это спрятанный предмет, дети выясняют его размеры, расположение частей (например, короткие передние лапки у белки, длинные задние лапки; прыгает или сидит белка, есть ли в лапках у неё шишка и т.д.).

             Затем включаются вопросы, с помощью которых выясняются детали одежды, внешнего вида (например, какая куртка у мальчика, что надето на ногах, есть ли у него головной убор и т.п.)

             Позже  появляются вопросы о месте действия: «Где стоит девочка?», «Что расположено справа (слева)? Какое время года? Какая погода? Есть солнце или нет?»

            Когда берется для работы картинка с ясным содержанием или предмет простой формы, устное описание предмета надолго удерживается в памяти ребенка, он может с большой точностью воспроизвести на бумаге предмет, изображенный на закрытой картинке.

           При усложнении вида работы, например с сюжетной картинкой, дети с трудом запоминают ее содержание, пространственное расположение предметов. Поэтому я использую сигналы для запоминания. Сначала необходимо научить ребят пользоваться этой сигнальной системой в беседе по содержанию закрытой картины, потом при описании содержания закрытой картины. Постепенно дети привыкают к сигнальной системе и начинают свободно ориентироваться по ней при работе над закрытыми сюжетными картинами. В качестве сигнальной системы я использую лист бумаги с изображенными символами (в центре, внизу слева, вверху справа, вверху в центре и т.д.) или лист и кружки, обозначающие место предмета на картинке (синие кружки - вверх (небо), зеленые - низ (трава, земля). Дети задают вопросы и по описанию узнают содержание картины, персонажей сказки. Узнав знакомую сказку(картинку к стихотворению), воспитанники должны точно воспроизвести по памяти  содержание картины  и (или) нарисовать её. Перед рисованием я вместе с детьми еще раз с помощью сигналов описываю картину: слева вверху и внизу - снежная горка, справа - дети, вверху– небо, вверху справа- солнышко, вверху слева, на горке – ребёнок, с горки съезжает на санках другой ребёнок (по мотивам стихотворения И.Сурикова «Вот моя деревня…») Если ребенок в процессе рисования что-то забыл, он может или использовать сигналы, или подойти с рисунком к педагогу и задать вопросы: «Напомните мне, что нарисовано слева внизу?» и т.д.

             При систематической работе с сигнальной системой у детей усваиваются лексико-грамматические категории (особенно предложно-падежные формы), развиваются пространственное восприятие, память, разговорная речь.

            Третье направление усложнения работы связано с развитием самостоятель-ности детей при работе с закрытой картинкой или предметом.

            В начале работы я побуждаю ребят задать тот или иной вопрос: «Спросите меня, кто изображен на картинке? Где стоит девочка? Как она одета?» и т.п. После того как несколько детей повторят вопрос, педагог отвечает на него, а затем предлагает повторить свой ответ. По мере того, как дети овладевают вопросно - ответной формой речи, педагог уменьшает помощь при формулировке вопроса.

Далее используется прием обучения диалогической речи - «маленький учитель». Я предлагаю детям поменяться  ролями: кто-нибудь из детей становится «учителем», а я - «учеником». Первоначально я подсказываю «маленькому учителю», что нужно делать и говорить, выступаю в роли суфлера. Постепенно дети осваивают этот вид работы, и надобность в суфлере отпадает.

              После того как дети научатся формулировать вопросы и ответы, используется дидактическая игра «Ты опиши, а мы отгадаем». Ребёнок выбирает себе картинку, не показывая её другим детям, (например, тема «Мебель») и описывает:

-Это мебель, она большого размера, прямоугольной формы, мягкая, на ней можно сидеть или лежать.(Это диван)

Либо же дети задают вопросы по картинке, которую выбрал себе ребёнок, а он отвечает на них:

-Это мебель?(да)

-Она большого размера?(да)

-В неё вешают одежду?(нет)

-На ней сидят?(да)

-Она мягкая?(да)

-Это диван?(да)

             Данный  вид работы приучает воспитанников к самостоятельности, активности, позволяет застенчивому, неуверенному в себе ребенку преодолеть трудности в общении, повышает его самооценку. 

                Таким образом, в ходе освоения приёма работы с закрытой картинкой (или спрятанным предметом), мои воспитанники

  • Осваивают лексико-грамматические категории, что способствует в дальнейшем развитию умения задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
  • У детей развиваются познавательные интересы, так как этот прием максимально мотивирует деятельность, побуждает к активности на занятии.
  • В ходе работы по закрытому объекту пополняется словарный запас детей, формируются навыки устного описания предмета или содержания картины.
  • Этот вид работы тренирует и развивает память. Детям необходимо запомнить описание предмета, удержать в памяти детали сюжетной картинки.
  • Формируется умение ориентироваться в пространстве, развивается наблюдательность, устойчивое внимание.
  • Формируется самостоятельность и активность детей, вырабатывается настрой на положительные результаты деятельности.

                  Таким образом, при наличии педагогических условий (создание речевой среды, подбор и проведение словесно-дидактических игр, применение в системе приёма работы с закрытой картинкой) повышается эффективность процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возрастаСовременные информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. ...

Инновационные технологии развития лексико-грамматических компонентов речи

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов: «Эффективные методы реализации ФГОС ДО в логопедической практике» (г.Новошахтинск, 2017 г.)...

Технология развития лексико-грамматической стороны речи

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте....

Технология развития лексико-грамматических категорий у дошкольников с речевыми нарушениями.

I этап - Работа над развитием лексики.1. расширение объёма словаря;2. уточнение значений слов;3. формирование семантической структуры слова;4. организация семантических полей;5. активизация словаря ил...