Речевые игры дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Алтынбаева Евгения Гарьевна

речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_doshkolnikov.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

Игра «Чёрный ящик»

Ребёнок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определённых свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» И так далее.

Игра «Продолжи предложение»

«Учись читать книги, потому что …», «Слова надо говорить громко, потому что …», «Если бы я был волшебником, я бы …»

Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»

Ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно:

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

— Аккуратность человека красит.

— Маленькое дело лучше всякого безделья.

— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Игра «Цепочка слов»

Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот – танк – корова – аист …

Игра «Кто самый сообразительный?»

Вопросы на активизацию логического мышления:

- Как зовут взрослого Олега, если его отца зовут Иван?

— Андрей – сын Владимира. Кто Владимир Андрею?

— Маша – дочка Ларисы. Кто Лариса Маше?

— Катя – сестра Ромы. Кто Рома Кате?

— Юра веселее Саши. Кто грустнее Юры?

Задание «Составь предложение с союзом «а»

Взрослый называет пары предметов:

- газета и кастрюля          — расчёска и галстук           — вилка и ложка

— лопата и ведро                — собака и кот                      — карандаш и ручка

Например: «Газету читают, а в кастрюле варят суп».

«Назови одним словом»

 Надо  назвать одним словом серию картинок.

Например, яблоко, груша, мандарин, дыня – это фрукты.

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, например,банан, апельсин.

Помидор, огурец, картофель, свекла – это...

Кукла, скакалка, кубики, машинка – это…

Платье, рубашка, плащ, шуба – это…

Сапоги, сандалии, ботинки, тапки – это…

Чашка, кастрюля, тарелка, стакан – это…

 

 «Разложи картинки на 2 группы»

Ребенку предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например,
а) Овощи и фрукты
б) Домашние и дикие птицы
в) Посуда и мебель
г) Домашние и дикие животные
д) Одежда и обувь
е) Птицы и насекомые

 

 «Выбери слово»

 Послушай слова и назови только те из них, которые обозначают домашних животных.
Лиса, волк, 
собака, заяц.

Лошадьтеленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, заяц, щенок, попугай.

 

 «Найди лишний предмет».

Ребенку предлагается несколько картинок (детям старше 5 лет можно называть слова), среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к  тематической группе других предметов, изображенных на картинках. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Например, банан, груша, яблоко и сапоги.

Сапоги, ботинки, банан, туфли.

Кастрюля, сковорода, яблоко, миска.

Яблоко, огурец, груша, апельсин.

Шкаф, кресло, сапог, стул.

Платье, кофта, комод, брюки.

 

«Отгадай  предмет»

Например: «Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный - …(помидор)».
Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
Это дерево с толстым крепким стволом; на нем растут желуди.
Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

 

 «Подбери слово»
Лохматый, косолапый…  (медведь)
Голодный, серый, злой... (волк)
Маленькая, быстрая, проворная... 
Хищный, сильный, полосатый... 
Яркое, теплое... 
Серый, колючий...

 

 «Подбери как можно больше  названий предметов»

Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей ...).
Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (дождь, снег...).
Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок...).

Летает: кто? (бабочка, муха…); что? (пушинка, самолет, воздушный шар…).

 

«Кто как передвигается?»
Лошадь — скачет, змея — ползает, птица — летает, рыба — плавает, лягушка — прыгает, бабочка - ..., гусеница - ..., собака - ..., белка - ...

 


 «Кто как ест?»
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

 

  «Кто как голос подает?»
Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

«Кто или что может это делать?»
Бегать — ...   (собака, ребенок,...)    скакать — ...(лошадь, белка...)            летать —...    (птица, самолет,...)       плавать — ... (рыба. человек, лодка)           ползать — ... (змея, ребенок,...)        катиться — ...(мяч, мальчик,...)      стоять — ...   (собака, стул,...)           лежать — ...(подушка, кошка, книга)          прыгать — ... (лягушка, воробей...)    сидеть — ...(ворона, человек, ...)

 

«Отгадай названия животных»
Мычит (кто?)...          Лает...        Мяукает...        Хрюкает...      Ржет...       Блеет...    

 

«Подбери как можно больше слов-действий»
Курица  что делает?- …(кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется).
Собака  - … (лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызет).
Кошка - …(царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется).
 

 «Отгадай, что это за животное?»
Взрослый  называет действия, которые свойственны данному животному. Ребенок должен отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает — кто это?  Мяукает, лакает, царапается — ... 

Хрюкает, роет —...                              Ржет, бегает, скачет — ...                  Блеет, бодается—...                            Мычит, жует, ходит — ...                                Летает, жужжит, жалит — ...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 201»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

КИРСАНОВА М. М.

БАРНАУЛ
2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры дошкольников.

Речевые игры дошкольников во время прогулок....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Консультация для родителей "Речевые игры дошкольников"

Консультация для родителей "Речевые игры дошкольников"...

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных организаций "Речевичок" (речевое развитие дошкольников)

В материале представлены творческие, игровые задания для педагогов направления речевого развития дошкольников....

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...

Родительское собрание«Речевые игры дошкольников»

Родительское собрание в форме игры "Брейн- Ринг"...