Главные вкладки

    Материал по развитию речи по теме:
    Речевые игры дошкольников.

    Юнусова Елена Евгеньевна

    Речевые игры дошкольников во время прогулок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Речевые игры дошкольников.116.5 КБ

    Предварительный просмотр:

               

                 Речь ребёнка наиболее эффективно развивается в игре.  Игры имеют большое значение в  нравственном, физическом и  познавательном развитии детей.

      Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова «высший регулятор человеческого поведения». Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Очень важно, чтобы взрослые  общались с ребёнком как можно чаще, в разговоре следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

         Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум, развивает слуховое внимание и навыки связной речи. Речевые игры помогают нашим детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое.

    Развитие слухового внимания

    «Послушай и скажи»

    Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Развитие слухового внимания.

    Описание игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шорох листьев, лай собаки, мяуканье кошки, стук дверью, свист в свисток, щебет птиц, сигнал машины,  разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

    «Часовой на посту»

    Цель. Развитие ориентации в пространстве.

    Оборудование. Повязка на глаза

    Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найдённый выходит из игры. игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

    «Улитка, узнай, чей голосок?»

    Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

    Оборудование. Повязки.

    Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

     

    Развитие речевого слуха

    «Лягушка»

    Цель. Узнать товарища по голосу.

    Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

    Вот лягушка по дорожке

    Скачет, вытянувши ножки,

    Увидала комара,

    Закричала…

    Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

    По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

    «Шепот, шепот, ты узнай»

    Цель. Развивать остроту слуха. Развитие фонематического слуха.

    Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдаёт команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения.

    Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шёпотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребёнок не расслышал своё имя, ведущий вызывает другого ребёнка. В конце игры взрослый объявляет, кто был самый внимательный.

    «Светофор»

     

     Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух

    Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зеленый).

    Описание игры. Взрослый предлагает детям  внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять светофор зеленого цвета , если нет – поднимают красный.

    « На картинку посмотри- слова с нужным звуком назови»

    Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.

    Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.

    Описание игры. Взрослый показывает детям картину, например, «Огород».  После рассматривания картины взрослый предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с ). За каждое слово даётся картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

    Телеграф

    Цель. Обучение слоговому анализу слов.

    Оборудование. Барабан, бубен.

    Описание игры. Дети садятся в ряд. Взрослый объясняет, что каждому ребёнку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчётливо и громко, слово, например, колесо. Вызванный ребёнок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Взрослый даёт детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделает ни одной ошибки.  

     

    Материал  взят:     В.И. Селивёрстов «Речевые игры с детьми»,

        А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребёнок»

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

    « Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

    Консультация для родителей "Речевые игры дошкольников"

    Консультация для родителей "Речевые игры дошкольников"...

    Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных организаций "Речевичок" (речевое развитие дошкольников)

    В материале представлены творческие, игровые задания для педагогов направления речевого развития дошкольников....

    Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

    В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...

    Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр

    Игра – это благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и ...

    "Речевые игры - средство развития речевых возможностей ребенка - дошкольника" консультация для родителей

    Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решен...