Кинезиологические упражнения.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Пастухова Татьяна Викторовна

Как использовать кинезиологические упражнения в логопедической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya.docx62.14 КБ

Предварительный просмотр:


 

 

 

 

 

 

 

Кинезиологические упражнения

как средство активизации мыслительной деятельности

обучающихся на логопедических занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Усцелемова Екатерина Викторовна,

учитель-логопед МКОУ «ООШ №14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Содержание

 

Введение                                                                                         3                                                                         

Активизация познавательной деятельности обучающихся

как средство повышения результатов 

коррекционно-логопедических занятий.                                       5

 

Кинезиология- гимнастика мозга.                                                 7

 

Методика проведения кинезиологических упражнений.               9

 

Заключение.                                                                                   10              

 

Список литературы.                                                                       11                                                   

Приложение.                                                                                   12

                                                                                    


 

Введение.

Средства обучения в педагогике – это все материалы, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса. Вместе с живым словом преподавателя они представляют собой важный компонент образовательного процесса, а также элемент учебно-материальной базы образовательного учреждения.

Выступая в роли важного компонента учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают влияние и на другие компоненты, такие, как методы, формы, содержание и цели. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
          Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и навыков, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются  раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Актуальность выбранной темы определяется ежегодным увеличением количества детей, имеющих специфические нарушения устной и письменной речи, общую задержку психического развития и несформированность психических функций в целом.

Специфика работы учителя-логопеда в школе  предполагает оказание помощи разным категориям детей. У большинства из них отмечается не только нарушение речевой функции, но и недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности,  недостаточный уровень активности всех психических процессов на фоне физической гиперактивности.  

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Цель методической разработки - обобщение опыта и результатов исследования современных авторов и подбор кинезиологических упражнений  для использования на логопедических (и учебных занятиях) с целью  активизации мыслительной деятельности обучающихся.

1.     Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство повышения результатов  коррекционно-логопедических занятий.

 

Активность  (психическая) является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности у детей будет способствовать более эффективному протеканию процессов коррекционного  обучения.

Разнообразные  формы и методы организации коррекционной работы в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся, позволяют  чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.

Различают   внешнюю и внутреннюю активизацию.

Под внешней активизацией подразумевается стимуляция более простых познавательных процессов (восприятие, внимание и другое) и поддерживание общей работоспособности ребенка. Приемами для этого служит:

- обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования разных методов, видов и приемов разной работы;

- правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе;

- физкультурные, музыкальные минуты отдыха на уроке;

- поддерживание позитивных эмоций;

- применение игры и соревнования как дидактического приема  и др.

        Внутренняя активизация – это прежде всего активизация мышления учащихся, а также стимулирование их воображения и творчества.

Основными приемами, используемыми в целях внутренней активизации, являются:

- самостоятельная работа учащихся;

- элементы программированного обучения (в начальных классах – элементы самоконтроля);

- проблемное обучение;

- творческие задания.

При подборе содержания коррекционных занятий для учащихся с нарушениями речи необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей  крайне неоднородна, то задачей учителя-логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Для активизации деятельности учащихся  на логопедических занятиях можно   использовать кинезиологические упражнения.  Многие из них  подходят для разных возрастных групп и в разных условиях.

Разнообразие существующих кинезиологических  упражнений позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды упражнений, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучащихся.

 


 

2.     Кинезиология – гимнастика мозга.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, речевыми нарушениями. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда.

Нетрадиционные методы воздействия давно стали перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы  принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в обучении.

Одним из таких методов является метод кинезиологической коррекции.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. 

Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.          Основная цель кинезиологии:  развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.   

На фоне комплексной помощи кинезиологические  методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей,  способствуют повышению работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов, облегчает процесс чтения и письма.

Использование  кинезиологических упражнений на логопедических занятиях  способствует оздоровлению всего организма ребенка. В частности, применение данной коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю.

   

Виды кинезиологических упражнений: 

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).   (Приложение с.16)

 

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. (Приложение с.17)

 

 

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. ( Приложение с. 18)

 

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. ( Приложение с. 14)

 

 

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. ( Приложение с. 15)

 

 




 

3.     Методика проведения кинезиологических упражнений.

 

Основным требованием к  использованию специальных кинезиологических упражнений является точное выполнение движений и приемов. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

         Кинезиологические упражнения должны проводиться в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребёнка. Занятия, проходящие в условиях стресса, не имеют интегрированного воздействия.

Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы: игры и тренинги могут быть как индивидуальными, так и групповыми. С каждым днём упражнения могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребёнка и переход её в зону актуального развития.

    Необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическими упражнениями, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, кинезиологические упражнения рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему.


Заключение.

 

В современных условиях, когда объем необходимых каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и постоянно возрастает, активная мыслительная деятельность учащихся становится важнейшим, фундаментальным условием их усвоения. Без нее усвоение большого объема необходимых знаний, умений и навыков просто не может быть достигнуто. Актуален вопрос: « каким образом активизировать учащихся , какие методы  необходимо применить, чтобы повысить активность у обучающихся?

 В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качества психики. Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

Кроме неспособности усваивать новый материал, у детей наблюдаются и другие нарушения: неумение адекватно читать, писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений.

   Приемы активизации мыслительной деятельности являются необходимым инструментом, направленным на то, чтобы каждый ученик прочно овладел знаниями, умениями и навыками.

   На фоне комплексной помощи кинезиологические  методы, не требуя особых усилий, позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга, способствуют повышению работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов, облегчает процесс чтения и письма, оптимизируют процесс коррекции речи детей.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая функции нервной системы.

   Кроме того, кинезиологические методы  и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

 

 

 


 

Литература.

 

1.   Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия, М.: Планета,   2013.-176с.

2.   Сиротюк А.Л.Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.

3. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

    https://infourok.ru/aktivizaciya-mislitelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-561392.html

4.   Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.

     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2013/01/20/kineziologicheskie-     uprazhneniya-v-profilaktike-i-korrektsii

5. Коррекция проблем обучения методами кинезиологии.

    http://odarennost-l2.ucoz.ru/korrekcia_problem_obuchenia.doc

6.   Средства обучения в педагогике. 

    http://fb.ru/article/4347/sredstva-obucheniya-v-pedagogike

7.   Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.    http://www.twirpx.com/file/307396/

 

 


 

Приложение.

 

Примеры кинезиологических упражнений.

 

      Из всего многообразия кинезиологических  упражнений на логопедических занятиях целесообразно использовать следующие, предусмотренные для различных этапов занятия.

 

Упражнения для развития мелкой моторики

Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).

 

Колечко

 Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Безымянный3

Кулак – ребро - ладонь

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Безымянный

Лезгинка

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

Безымянный1



Замок.

 Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

Безымянный5

Лягушка.

 Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движениями языка влево, вправо (8-10 повторений)

         

Также очень полезен самомассаж рук. Он является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и  органов. Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук.

 

 

 

 

Телесные упражнения

 

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Нужно помнить, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.

Перекрёстные движения способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

 

Ухо—нос.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой—за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Поменять положение рук.

 

 

Мельница.

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперёд, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

 

Перекрёстное марширование.

Медленно шагать попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

 

Паровозик

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

 

Робот

 Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

 

Маршировка

Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

 

 

 

 

Колено – локоть

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

 

Яйцо

Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться.

  

Крюки

 Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

 

Огонь и лёд.

По команде «огонь» - интенсивные движения телом, по команде «лёд» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз.

 

Упражнения на релаксацию

 

Дирижер

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

 

Путешествие на облаке

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

 

Ковер-самолет

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

 

Растяжки

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

 

Снеговик

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

 

Дерево

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 

Сорви яблоко.

Исходное положение—стоя.

Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. То же самое провести для левой руки.

 

Тряпичная кукла и солдат.

Исходное положение—стоя.

Ребята, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5-8 раз.

 

Дыхательные упражнения.

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

 

Свеча

 Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

 

Ныряльщик

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 

Дышим носом

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

 

 

Надуй шарик

Исходное положение -  лежа на спине.

Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

 

Дыхание

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

 

Губы трубкой

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

1 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

2— сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

3 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

 

                                           Кулачки

Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

 

Глазодвигательные упражнения

 

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекционного обучения.

 

Движения по четырём направлениям и диагоналям.

Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7с) с фиксацией в крайних положениях.

 

Движения глазами по четырём направлениям

с привлечением движения языка

(глаза и язык вправо—вдох, пауза, в исходное положение—выдох и т.д.).

 

 

Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием.

На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.

 

Восьмёрка

 Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Отдохните и откройте глаза.

 

Взгляд влево вверх

 Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

 

Горизонтальная восьмерка

 Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

 

Глаз – путешественник

Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

 

Слон

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

 

 

Глазки

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

 

Массаж глаз

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения)

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются и...

Кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения

Обеспечение гармоничного  физического развития .совершенствование умений и навыков в основных видах движений.развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, активности и с...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...

Кинезиологические упражнения (комплексы упражнений)

Кинезиологические упражнения.Упражнения в перекладывании предмета1 Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1-2 - руки в стороны - вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек пере...

Рекомендации для родителей "Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения"

Рекомендации для родителей "Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения"...

Кинезиологические упражнения. Зачем они нужны? Подборка кинезиологических упражнений для детей 2-3 лет.

В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации.Наши мысли, тело и эмоции непосредственно связ...