Инновационные технологии с детьми в группах компенсирующей направленности
статья по логопедии (подготовительная группа)

В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями не в специализированных, а в обычных  общеобразовательных детских садах вместе с их нормально развивающими сверстниками, т.е в специальных группах, необходим качественно новый подход к их обучению. Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями. умениями. навыками , а так же вовлечь в учебную деятельность каждого воспитанника, мы используем такие инновационные технологии как: технология проектов, проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологии наглядного моделирования, и многие другие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии с детьми в группах компенсирующей направленности.

На данный момент важным направлением модернизации образования является обеспечение доступности и равных возможностей получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой (АООП). 

Учебный год в логопедической группе для детей с нарушениями речи начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Как правило, первая половина сентября отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы. Со второй половины сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы.

Педагогический процесс для детей с нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально - психологическими  особенностями развития  воспитанников. Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно — речевой работы в условиях группы для детей с нарушениями речи принадлежит логопеду.

В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Основной формой организации такой работы является групповая и индивидуальная непосредственно образовательная деятельность, которая с детьми проводится в соответствии с режимом дня и моделью образовательной деятельности. Воспитанники таких групп в течение дня в соответствии с расписанием образовательной деятельности посещают еще и музыкальный зал,  и спортивный зал. Также совместно с другими детьми они принимают участие во всех праздниках и развлечениях, организованных работниками ДОО. А основной задачей педагогов является контроль звукопроизношения детей и закрепление речевых навыков, сформированных логопедом.

Реализация содержания коррекционной деятельности осуществляется по основным направлениям через различные виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей). Воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные образовательной программой детского сада, занимаются гармоничным всесторонним развитием детей, которые посещают коррекционную группу.

Педагогический процесс, в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечивает целостное всестороннее воздействие на ребёнка, организуется специальная речевая практика ребёнка, целенаправленное формирование предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функции речи.

Помимо этого с детьми проводится комплекс оздоровительных мероприятий, особое внимание уделяется соблюдению режима дня, закаливанию организма, физическому воспитанию. Развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных  двигательных нарушений, наряду с ранней стимуляцией моторного развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.

Педагоги детского сада учитывают специфические требования, относящиеся к организации и содержанию работы с детьми с ОВЗ. При планировании организованной образовательной деятельности учитель-логопед и воспитатель при тесном взаимодействии учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени.

В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются  не в специализированных, а в обычных общеобразовательных детских садах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, т.е. в специальных группах, необходим качественно новый подход к их обучению. Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, а также вовлечь в учебную деятельность каждого воспитанника, мы используем такие инновационные технологии как: технология проектов, проблемного обучения, здоровье сберегающие  технологии, игровые технологии и технологии наглядного моделирования, и многие другие.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.

Используя в своей работе, технологию  проблемного обучения я формирую активную самостоятельную деятельность воспитанников по разрешению проблемных ситуаций. Создав познавательную задачу, ситуацию, я предоставляю детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Занятия провожу в форме свободного общения, в котором играю направляющую и организационную роль. Итогом такой работы становится развитие мыслительных способностей.

В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий. Поэтому всем педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы используем в своей работе:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая. 

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры , утренняя гимнастика, физкультурные занятия, точечный массаж

3. Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, сказкотерапия,  цветотерапия,  арт –терапия, музыкотерапия.

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ОВЗ в основном и представляет собой игровую деятельность. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ОВЗ, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий.

Накопленный за это время опыт позволяет сделать вывод о том, что использование игровых технологий способствует формированию у детей с ОНР положительной речевой мотивации, активизации самостоятельной связной речи, обогащению ее лексического содержания и совершенствованию грамматического оформления, а также развитию коммуникативных способностей.

Практика работы с детьми в логопедической группе показывает, что в качестве еще эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними.

Технология наглядного моделирования представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного. Моделирование облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала у дошкольников с ОВЗ, формирует приемы работы с памятью. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости.

          Таким образом, использование инновационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-обучающий  процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

А обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в коррекционной группе детского сада способствует повышению всестороннего, индивидуально - личностного развития каждого ребенка и обеспечивает равные стартовые возможности при подготовке детей к обучению в школе.

 

1. Кузнецова С.В., Котова Е.В.,Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

2. Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012 г.

3. Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

Составление описательного рассказа о посуде. НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием технологии «Мнемотехника»

Цель: развивать речь и творческие способности детей.Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи: развивать лексическую сторону речи; формировать грамматический строй речи; развивать и с...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности На тему: «Весна. Признаки весны» с использованием ИКТ, оздоровительной и игровой технологий

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в области позновательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности. На тему: "Весна. Признаки весны". И...

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Деревья и кустарники» с использованием проблемных технологий и ИКТ

Цель:Развивать и активизировать познавательный интерес к миру природы.  Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:Развивать лексическую сторону речи.Формировать грамматическ...

Опыт работы «Использование элементов технологии оккупациональной терапии в группе компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью»

Представление опыта работы на VI Научно-практической конференции с международным участием "Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инноваци...

Использование элементов технологии оккупациональной терапии в группе компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью

У детей с отклонениями в интеллектуальном, психоэмоциональном  развитии, с заболеванием опорно-двигательного аппарата формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания не происходит самопро...