Тема: «Звуки С-СЬ. Буква Сс»
методическая разработка по логопедии

Т.О.Ермакова

 

Учить детей дифференцировать звуки «С-СЬ» на слух и в произношении, соотносить букву «С» со звуками «С»-«СЬ».  Продолжать учить дифференцировать понятия «звук-буква». Преобразовывать слоги и слова.  Образовывать сложные прилагательные.Составлять предложения по заданной схеме предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа.

 Тема: «Звуки С-СЬ. Буква Сс»

              Цель:

  1. Учить детей дифференцировать звуки «С-СЬ» на слух и в произношении, соотносить букву «С» со звуками «С»-«СЬ».
  2. Продолжать учить дифференцировать понятия «звук-буква».
  3. Преобразовывать слоги и слова.
  4. Образовывать сложные прилагательные.
  5. Составлять предложения по заданной схеме предложения.
  6. Распространять  предложения однородными определениями.
  7. Формировать звукобуквенный анализ, навык чтения и печатания слов.
  8. Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление.
  9. Воспитывать дружеские взаимоотношения, ответственность.

Словарная работа:

  1. Объяснить значение слов: стряпуха, стряпать, слоеный салат, серьёзность, сосредоточенность, содружество, песочные часы.
  2. Активизировать в речи детей: сила, оси, осы, персик, апельсин, абрикос, кокос, ананас, смородина, семечки, мясо, селёдка, лисички, колбаса, сосиски…

Дидактический материал:

  1. Демонстрационный: карточки- схемы (качества), часы песочные, предметные картинки, макет (салатница), звуковые символы, схема предложения, схема слов- признаков.
  2. Раздаточный: звуковые символы, тетради, ручки, карточки для чтения, картинки- пазлы, эмблемы, кассы букв.  

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Логопед: - Ко мне подойдёт тот, кто назовёт слово, в котором есть звук «СЬ» (С)

  1. Введение в тему:

Логопед: - Я знаю ещё одно слово со звуком «С»- стряпуха. Как вы думаете, кто это? (ответы детей)

Логопед:- Раньше, много лет назад, вместо «готовить еду», говорили: «стряпать еду», а женщину, которая готовила «стряпуха»- от слова «стряпать»- готовить. У стряпухи должны быть определённые качества , которые помогут ей в работе: (показывает схемы- карточки):

  • Сила- для чего стряпухе нужна сила? Покажите какие вы сильные.
  • Серьёзность- для чего? Покажите какие вы серьёзные.
  • Сосредоточенность- для чего? Покажите какие вы сосредоточенные.
  • Содружество со своими помощниками- для чего? Покажите какие вы дружные.

Логопед: - Послушайте внимательно слова: сила, серьёзность, сосредоточенность, содружество. Кто догадался, о каких  звуках мы будем говорить? (ответы детей)

Логопед: - Сегодня на занятии мы будем учиться различаться звуки «С-СЬ» и будем работать с буквой, которая обозначает эти звуки.

  1. Характеристика звуков «С-СЬ»:

Логопед:- Расскажите всё о звуке «С» (Звук «С»- согл., твёрдый, глухой, обозначаем синим символом)

Логопед:- Расскажите всё о звуке «СЬ» (Звук «СЬ»- согл., мягкий, глухой, обозначаем зелёным символом)

  1. Сопоставление звуков:

Логопед: - Сравним звуки «С-СЬ».Чем похожи эти звуки? (Согласные, глухие)

Логопед: - Чем отличаются звуки «С-СЬ» («С» твёрдый, «СЬ»- мягкий)

  1. Дифференциация звуков на слух и в произношении:

Логопед: (надевает фартук)- Сегодня я стряпуха, а вы мои помощники. Мы приготовим слоёный салат, в котором все продукты уложены слоями, а в названии продуктов будут какие звуки? («С», «СЬ») У нас будут две команды, которые не будут соревноваться, в командах будет содружество.

- Первая команда звука «С»

- Вторая команда звука «СЬ»

Раздаются эмблемы команд

- Команды пройдите на свои места.

Логопед: - Возьмите символ своего звука в правую руку.

                                Как услышите свой звук-

                                Поднимайте быстро руку!

- Выделение звуков из ряда слогов: ти, па, са, ся, ста, пто, сто, сим, кты, уси….

- Преобразование слогов и слов:

Логопед: - Чтобы успеть приготовить еду стряпуха и её помощники должны быть быстрыми. Помогут нам в этом (показывает песочные часы). – Что это? (песочные часы)

Логопед: - Какой нужный нам звук стоит в слове «песочные», «часы» (С)

Логопед: (переворачивает песочные часы)- Выполнить задание командам, пока часы не пересыпались: вы должны заменить звук «С» на звук «СЬ» и наоборот.

                                Приготовились?

                                Вперёд!

                                Будет всё наоборот!

Са-ся                               ся-са

Со-сё                               сё-со

Сум-сюм                         сюм- сум

Сым- сим                        сим-сым

Сэм- сем                          сем- сэм

          Логопед: - Теперь в словах

Осы- оси                           носи-носы

- Выделение звуков «С-СЬ» из ряда слов:

Логопед:                         Всё готово, повара,

                                Салат делать нам пора!

Логопед: - Назовите картинки ( на мольберте: сыр, апельсин, селёдка, персик, абрикос, мясо, семечки, кокос, ананас, колбаса, смородина, лисички- грибы, сосиски).

Логопед: - Наш слоёный салат будет сладкий. Какие нам подойдут? (апельсин, персик, абрикос, семечки, кокос, ананас, смородина)

Логопед: - Назовите посуду для салата. (салатница), показывает макет салатницы.

        Готовим нижний слой салата. Выберите продукт для этого слоя. Какой звук в названии продукта «С» или «СЬ»? Почему? (Звук «С»- твёрдый, его обозначают синим цветом).

        - Мы выбираем продукт и определяем, на каком месте стоит звук «С»- в начале, середине или в конце слова.

Например: - Я выбираю кокос, потому, что в слове «кокос» есть звук «С», он стоит конце слова (располагаем кокос в конце синей полосы)

Аналогично дети отгадывают, какой звук будет стоять в названии продукта в каждом слое, где стоит этот звук в слове, располагают картинку в зависимости от места звука в слове- в начале полосы, в середине или в конце.

        

  1. Динамическая пауза:

Логопед:                         Отдохнуть пришла пора,

                                Разомнитесь повара!

- Я проверю, кто из вас самый внимательный и сосредоточенный.

Д/У: «На меня посмотри- и за мною повтори» (дети повторяют движения за логопедом)

Д/У: «На меня посмотри, но за мной Не повтори» (дети выполняют движения в соответствии с заданием, логопед выполняет неправильные движения)

  1. Звукобуквенный анализ: (по командам- один ребёнок из каждой команды выполняет у доски, остальные на местах)

Соки                               Сима

Заменяют звуки на буквы и записывают слова в тетрадь.

  1. Самостоятельная работа: вставить буквы «С» в слово и прочитать.

.ок- сок, .ом- сом, .ам- сам, о.ы- осы, у.ы- усы, .ито-сито, ко.ы- косы, ко.и- коси, .ами- сами…

  1. Образование сложных прилагательных:

Логопед: - персик и абрикос- это …. (фрукты)

                - смородина- это…..(ягода)

                - салат из фруктов и ягод одним словом он (какой?)….(фруктово- ягодный)

                - салат и кислый и сладкий, одним словом он (какой?)…..( кисло- сладкий)

                - салат разного цвета, одним словом он (какой?)….(разноцветный)

                - в салате много слоёв, значит он (какой?)…(многослойный)

                - если у салата один слой он (какой?)……(однослойный)

                        - если два слоя …..(двухслойный), если три слоя …..(трёхслойный) и т.д. ( четырёх, пяти, шести, семислойный)

  1. Распространение предложений однородными определениями:

Логопед: - Придумайте предложение со словом «салат». (Дети составляют предложение)

Логопед:- Придумайте предложения, которые подходят к этой схеме. Сколько слов должно быть в предложении? (3), (дети составляют предложения из трёх слов).

Логопед:- А теперь мы превратим его в такое предложение, чтобы гостям понравился наш салат, и они захотели его попробовать. Помогут нам в этом слова- признаки.

- Мы сделали какой салат? (ребёнок говорит слово- признак и показывает его место на схеме, получается предложение: «Мы сделали вкусный, полезный, сладкий …. салат»)

  1. Работа с ребусами:

Логопед: - Мы сегодня были серьёзные, сосредоточенные, а сейчас узнаем, есть ли в наших командах содружество: всей командой, не споря, вы должны сложить свои пазлы. (команда соединяет картинки- пазлы). Логопед переворачивает 1 и 2 ребусы, дети отгадывают ребус: семь +слой +салат = семислойный салат.

Логопед: - Вы сегодня много трудились, а теперь попробуйте, какой получился салат (угощает детей).

  1. Итог:

Логопед: - Вспомним качества, которые помогли нам приготовить салат (сила, серьёзность, сосредоточенность, содружество)

- Какие звуки были в названии продуктов для салата?

- Домашнее задание: вспомнить слова со звуками «С»- «СЬ» и придумать с этими словами предложения.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."

Тема: Звуки  С, СЬ. Буква С.    Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...