Конспект организованной образовательной деятельности «Урок грамматики для дошколят» для детей подготовительной к школе группы с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Голубкина Ольга Николаевна

Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Обобщить у детей знания, полученные ранее.

Задачи:

- образовательные: актуализировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; закрепить навык соотношения звука и буквы; закрепить графический образ букв.

- развивающие: развивать фонематическое восприятие, умение разгадывать ребусы и загадки; развивать мышление и речь детей; развивать мелкую и крупную моторику.

- воспитательные: создать хорошее настроение, умение слушать воспитателя и других детей, желание и умение работать в коллективе.

Словарная работа: гласный звук, согласный звук, слог, слово, звуковой анализ слова, слоговая схема,  предложение, ребус.

Оборудование и материалы: картинки Обучайка и Нескучайка, два мольберта, предметные картинки (девочка вздыхает «ох», обруч, овощи, слон, кофта, рисунок, дно, пальто, колесо), таблица для дидактической игры «Заполни поле», карточки-задания для упражнения «Расшифруй слово» на каждого ребенка, листы с «пирамидой» на каждого ребенка, синие ручки на каждого ребенка.

Предварительная работа: дидактические упражнения «Найди место звука в слове», «Раздели на слоги», «Разгадай слово по первым звукам», «Заполни пирамиду», разучивание стихотворений с движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok_grammatiki_dlya_doshkolyat.docx155.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Урок грамматики для дошколят»

для детей подготовительной к школе группы с ТНР

Учитель-логопед

Голубкина Ольга Николаевна

МБДОУ «Детский сад №48» г. Рязань

Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Обобщить у детей знания, полученные ранее.

Задачи:

- образовательные: актуализировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; закрепить навык соотношения звука и буквы; закрепить графический образ букв. 

- развивающие: развивать фонематическое восприятие, умение разгадывать ребусы и загадки; развивать мышление и речь детей; развивать мелкую и крупную моторику.

- воспитательные: создать хорошее настроение, умение слушать воспитателя и других детей, желание и умение работать в коллективе.

Словарная работа: гласный звук, согласный звук, слог, слово, звуковой анализ слова, слоговая схема,  предложение, ребус.

Оборудование и материалы: картинки Обучайка и Нескучайка, два мольберта, предметные картинки (девочка вздыхает «ох», обруч, овощи, слон, кофта, рисунок, дно, пальто, колесо), таблица для дидактической игры «Заполни поле», карточки-задания для упражнения «Расшифруй слово» на каждого ребенка, листы с «пирамидой» на каждого ребенка, синие ручки на каждого ребенка.

Предварительная работа: дидактические упражнения «Найди место звука в слове», «Раздели на слоги», «Разгадай слово по первым звукам», «Заполни пирамиду», разучивание стихотворений с движениями.

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Подойдите ко мне, давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, с этой улыбки и начнем наше занятие. Ребята посмотрите на мольберт, к нам «пришли» наши друзья Обучайка и Нескучайка (картинки, два мольберта). Весь год они помогали нам готовиться к школе, познавать секреты букв и звуков, а сегодня они хотят «посмотреть», как вы подготовились к школе, что узнали и чему научились. Обучайка и Нескучайка подготовили вам разные задания-испытания, хотят посмотреть, как вы с ними справитесь! Ну что ребята, справимся?

Дети: Да!

2. Основная часть

(Первая часть занятия на стульчиках)

Логопед: Первое задание от Обучайки. Викторина «Грамотка» (мольберт №1). Ребята я буду кидать вам мячик, кому мячик в руки попадет, то и отвечает на вопрос. Готовы? Начинаем!

(Логопед кидает мячик и  задает вопросы, а дети отвечают.)

Вопросы:

-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

-Чем отличаются гласные звуки от согласных (гласные звуки не встречают преграду)

-Зачем нужны гласные звуки? (гласный звук образует слог)

-Какие бывают согласные звуки? (глухие и звонкие, мягкие и твердые)

-Какую преграду встречают согласные звуки? (губы, язык, зубы)

-Спой песенку гласных звуков? (АОУИЭЫ)

-Чем отличаются звуки от букв? (звуки слышим и произносим, буквы пишем и читаем)

-Из чего состоит слово? (из слогов)

-Что можно составить из слов? (предложение)

-Что можно сложить из слогов? (слово)

Логопед: Ребята, какие вы молодцы, как вы хорошо справились с викториной от Обучайки, а теперь задание от Нескучайки (мольберт №2) Отгадайте загадку и узнаете, с каким звуком будем играть:

В старом дереве дупло, ну совсем как буква ….(О)

Логопед: Верно! А какой звук «живет» в букве О?

Дети: Гласный звук О!

Логопед: В левом крайнем столбике расположены звуковые схемы, в верхней строке расположены слоговые схемы. Ваша задача расположить картинки так, чтобы название картинки подходило по всем параметрам, т.е. искомый звук [О] в нужном месте (начало, середина, конец слова) и нужное количество слогов (один слог, два слога, три слога).

Дидактическая игра «Заполни поле» (Приложение 2)

Логопед: Ребята, какое сложное задание придумал Нескучайка, но вы справились, я вами горжусь! Пришло время отдохнуть, выходите ко мне.

Динамическая пауза

Скажем дружно мы звук А – азбуку учить пора

Скажем Б – бежим вперед, будто кто-то нас зовет (бег по кругу)

Скажем В – мы быстро встали, руки высоко подняли

(остановились, тянемся руками вверх)

Скажем Г – мы все нагнулись и коленочек коснулись (наклон,

достаем руками до колен)

Скажем Д – давай, давай, выше ноги поднимай (поднимаем прямые

ноги вперед)

Е и Ё сестрички вместе ходят, топают на месте (ходьба на месте)

Ж – как жук мы поползем, жук ползет в свой новый дом (движение

на четвереньках)

З – комариком летим, как комарики звеним (руки разведены в

стороны, легкий бег)

И с Йкраткой – приседаем и коленочки сгибаем (остановились,

полные приседания)

К – коленкой достаем до локтей,  мы все согнем (перекрестное

движение колено-локоть)

Л – летаем мы как птицы, прилетели подкрепиться (легкий бег,

взмахи руками)

М – мотаем головой, вправо, влево пред собой (наклоны головы в

разные стороны)

Н – носочки потяни, вот другие, вот одни (вытягивание носков ног

по очереди)

О – опустим руки ниже, потрясем их к полу ближе (наклон, руки

опущены вниз, расслабленные движения руками)

П – пойдем пешком по кругу, улыбаемся друг-другу (ходьба)

Р – расту, расту, расту, тянем руки к потолку (ходьба с поднятыми

руками)

С – присели и привстали, до носочков мы достали (приседания

поочередно с наклонами)

Т – мы тихонько потянулись, вправо, влево - оглянулись (повороты

тела)

У – умеем мы скакать, раз, два, три, четыре, пять (прыжки)

Ф – фигура закрутилась, раз, два, три - остановилась (поворот

вокруг себя)

Х – хотим мы бросить мяч, сами пустимся мы в скач (прыжки

вперед)

Ц – как Цапельки шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоко

поднятыми коленями)

Ч – ползем мы червячком, на коленочках ползком (движение на

четвереньках)

Ш – шагаем широко, нам шагается легко (широкий шаг)

Щ – щекочим мы друг-друга (щекотание соседа)

Э – берем за руку друга (беремся за руки)

Ю – кружимся как юла (повороты вокруг себя)

Я – я снова начала

Произнесение алфавита происходит только в форме звуков

(например: не БЭ, а  [Б] и т.д.)

(Вторая часть занятия за столами)

Логопед: Вот мы отдохнули, пройдемте за столы, Обучайка приготовил нам еще одно задание. Давайте посмотрим, что же это за задание! Ребята, тут, что то зашифровано, посмотрите у вас на столе лежат карточки – задания с картинками, нужно из названия картинки выделить первый звук, записать его буквой, а затем эти слова вписать в пирамиду. Посмотрите, у вас на столе есть всё для выполнения этого задания (на столе у детей лежат карточки с заданием, карточка с пирамидой, ручки). Дети разгадывают слова и вписывают их в пирамиду, каждое слово в свою строчку. Но сначала подготовим наши пальчики к письму. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Чтоб красиво написать

Надо пальчики  размять

1,2,3,4,5, начинаем разминать

Каждый пальчик разотрем

И ладошки потрясем!

Логопед: Наши пальчики готовы, начинаем выполнять задание.

Логопед: Какие слова у вас получились?

Дети: Азбука, мудрость, ступенька.

Логопед: Так, сейчас мы проверим, что у Обучайки написано в папке. Да, верно, слова отгаданы правильно. Что-то мне знакомы эти слова, мне кажется, что это слова из пословицы про грамоту. Ребята вспоминайте, какие мы знаем пословицы про грамоту.

Дети: Азбука к мудрости ступенька!

Логопед: Верно! Какие вы молодцы!

3. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: Ребята, Обучайка и Нескучайка очень довольны вашими успехами. Давайте вспомним еще одну пословицу про грамоту, которой мы заканчиваем каждое занятие.

Дети: Грамоте учится-всегда пригодится!

Логопед: Верно! Посмотрите, какие вы молодцы, как справились с заданиями! Я думаю, в школе вы также хорошо будете учиться. Помните нашу пословицу, пусть она ведет вас к знаниям! Пришло время прощаться с Обучайкой и Нескучайкой, они будут мне помогать готовить к школе других дошколят!

Дети: Спасибо! До свидания!

Логопед: Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся. Ребята что понравилось сегодня на занятии? Какие задания показались вам трудными? (Ответы детей)

Список использованных источников:

  1. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
  2. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000
  3. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.
  4. Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте», под редакцией Н.В.Дуровой, издательство «Школьная Пресса» 2001.
  5. https://gekkon-club.ru/emotions картинка Нескучайка
  6. https://www.donationalerts.com/r/obucharik_tv картинка Обучайка
  7. https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/presentacii/priezientatsiia-na-tiemu-pravopisaniie-ghlasnykh-v-udarnykh-i-biezudarnykh-sloghakh 

Приложение 1

https://sun9-54.userapi.com/impg/2TmiLzMovEvK7haptRPAdw09U_e57WyJ7WOh9A/JqNtr-PCZ9g.jpg?size=900x900&quality=96&sign=8b9fac561b93fcb460f0fdd609a17885&type=album

https://static.tildacdn.com/tild3437-3061-4537-b465-626532663231/noroot.png

Приложение 2

слог

звук      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»

Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать  активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...

Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у детей подготовительной к школе группе наглядными средствами

Представленная программа направлена на повышение читательского интереса на основе наглядных средств. В ней представлен полный перечень книжных иллюстраций для работы с детьми и методы работы с ними. О...

Конспект непосредственно образовательной деятельности-исследования по теме: «Вертолет» для детей подготовительной к школе группы

Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации,  и применении полученных знаний на практик...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы...