Конспект НОД "Автоматизация звука "Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Дацкевич Татьяна Николаевна

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложених.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей – «Коммуникация», «Здоровье».

Время проведения – 20-25минут.

Цели: Автоматизация звука [Ш] изолированно в слогах, словах, в предложениях.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • закрепление правильного произношения звука [Ш] (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях);
  • закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
  • закрепление знания графического изображения буквы [Ш];

Коррекционно – развивающие:

  • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;
  • развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления.

Коррекционно – воспитательные:

  • формирование положительной мотивации на занятии.

Ожидаемый результат:

  • правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;
  • умение осуществлять слоговой анализ слова;
  • умение определять на слух звук [Ш].

Оборудование:

  • презентация;
  • сухой бассейн с гречневой крупой;
  • пазлы с изображением героев мультфильма «Маша и Медведь»;
  • пособие «Следы»;
  • массажор су-джок;
  • массажная варежка;
  • массажная дорожка;

Словарная работа: бревенчатый

План деятельности:

1. Орг. момент, сообщение темы занятия:

- Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Мы им покажем, как учимся правильно говорить.  

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Говорим всегда красиво,

Ясно и неторопливо.

Логопед привлекает внимание детей к сухому бассейну (с гречневой крупой).

- Положите ладонь в бассейн, закройте глаза,  почувствуйте, как вам тепло, приятно, крупинки чуть колют ваши ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками.

- Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Дети обнаруживают пазлы – элементы картинок. На каждого ребенка по три элемента, которые затем собирают на столе под звучание музыки из мультфильма.

- Кто-то прислал нам свои фотографии, вы узнали?

- Кто это?

- Это Маша и Медведь из мультфильма.

- Послушайте, как я их назову: Машшша, Мишшшка.

- Какой звук я выделила?

- Звук [Ш].

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии?

- Учиться правильно произносить и различать звук [ Ш].

- Как вы думаете, кто нам в этом поможет?

- Герои мультфильма «Маша и медведь».

2. Артикуляционная гимнастика:

- В одном городе жила девочка Маша. Домик у нее красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»).

Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек.).

Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»).

К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять к верху,  потянуться к верхним зубам, но не  касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.).

Чай горячий, Маша дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечки» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике носа, воздушной струей ватку должно полететь вверх).

Маша чая напилась, ей стало весело взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к небу, не отрывая язык от нёба. Сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, выполнить 15 раз. Язык не должен отрываться от неба).

Выглянуло солнышко, и Маша прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык за верхние зубы, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает как шторка шуршит: шшшшшшшш……

3. Упражнение «Шторка шуршит на ветру». Характеристика звука:

- Давайте вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.

- Рассмотрите картинку (профиль звука [Ш]).

- Опишите, что делают губы?

- Губы «бубликом».

- Опишите, что делают зубы?

- Зубы сближены, но не прикасаются.

- Где находится язык?

- В каком он положении?

- Язык за верхними зубами в форме «чашечки».

- Давайте произнесем этот звук на выдохе.

-Проверим, какая воздушная струя выходит?

-Теплая

- Воздушная струя выходит свободно изо рта?

- Воздушная струя имеет преграду – это язык в форме «чашечки» и зубы.

- Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язык  в форме «чашечки», зубы.

- Значит, этот звук какой?

- Согласный.

 - Как мы его произносим, сердито или ласково?

 - Сердито. Звук [Ш] твердый согласный.

Поставьте руку на горлышко, повторите: ш-ш-ш-ш.

- Дрожит ли наше горлышко или оно спит?

- Не дрожит, поэтому звук [Ш] глухой.

 4. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком [Ш]:

- Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы (каждый ребенок получает карточку с изображением следов с наклеенными на них элементами иппликатора Кузнецова).  Стала она по ним ходить и произносить слоги:

ша-шу-ши           аш-уш-иш        шта-шту-шты

ши-ша-шу           иш-аш-уш        шка-шко-шку

шу-ши-ша           уш-иш-аш        шма-шмо-шма

 шну-шна-шны

Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока:

 - Дорожка ведет Машу дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

5. Игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия и профилактику плоскостопия):

Логопед приглашает детей встать на ребристую доску:

 - Идет Маша дальше по дорожке и перед ней бревенчатый мостик.

- По какому мостику пойдете?

- Бревенчатому.(спросить 2 детей)

Мостик нужно пройти осторожно. Шаг вы будете делать в том случаи, если услышите в слове звук [Ш]:

Для… Мишутки…малыша…

Маша…вяжет… теплый…шарф…

Шарф… на… шею… он …повяжет…

И… спасибо… Маше… скажет…

 - Молодцы, у вас внимательные уши!

- По какому мостику прошли?

- По бревенчатому (спросить 2-х детей)

6. Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой):

Отправилась Маша дальше, путь был долгий, на улице прохладно, руки у нее замерзли. Она их стала греть, давайте и мы вместе с Машей погреем руки.

-Маша варежку нашла,

   По ладошке провела,

   Маша гладит по ладошке,

  Будто убирает крошки,

  А теперь наши горошки

   Давят, давят понемножку.

7. Игра «Наведи порядок»: раскладывает картинки на соответствующею полку, работа с интерактивной доской.

- Вот и дошла Маша до дома Мишки. Зашла, посмотрела вокруг, и обнаружила в комнате беспорядок. Давайте поможем навести  порядок, все нужно разложить по полочка.

На нижнюю полку положим картинки в словах, которых один слог, на вторую полку, положим картинки с двумя слогами, на верхнюю полку уберём картинки с тремя слогами в названии. Ребенок делает слоговой анализ слов: душ, шапка, кошка,  подушка, машина.  

8. Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука [Ш] в предложениях):

 - Увидела Маша в комнате пульт и включила телевизор. Послушала она, да только понять ничего не может.  Давай поможем Маше исправить предложения:

На елке мышка, а в норке  шишка.

Поиграли в чашки, а помыли шашки.

9. Игра «Неправильная буква»:

 - Заглянула Маша в другую комнату и нашла там Мишку. Он учился писать букву Ш.

 -  Все ли буквы написаны правильно?

 - Неправильно написанные буквы положите в корзинку. (Звучит музыка из мультфильма, ребенок неправильно написанные на интерактивной доске буквы Ш кладет в корзинку ).

 - Напомните Мишке, из чего же состоит буква Ш?

 - Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.

10. Предлагаю вам пройдите за столы, и выложите букву Ша на планшете.

10. Итог занятия:

 - Вот и помогли мы Маше и Мишке встретиться.

- Какой звук вы сегодня произносил чаще всего?

- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

- Что было трудным для вас?

-Вы хорошо занималась, молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....