Учебно-игровое логопедическое открытое занятие в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мельничук Елена Ивановна

Логопедическое открытое занятие в старшей гуппе "Путешествие в страну гласных звуков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-игровое логопедическое открытое занятие

в старшей группе

«Путешествие в страну гласных звуков»

                                                                                                                Учитель-логопед

                                                                                         Мельничук Елена Ивановна

                               

                                                              г.Кемерово

                                                                 

                                                                                                     

Учебно-игровое логопедическое открытое занятие в старшей группе

«Путешествие в страну гласных звуков»

Цель: закрепление знаний детей о гласных звуках.

Форма проведения: Занятие-путешествие.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

     Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э], соотносить гласные звуки с конкретными символами. Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза. Учить определять гласный звук в начале и середине слова. Закрепить графические образы букв А, У, И, О, Ы, Э.

 Формировать направленный длительный выдох.

Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное, слуховое восприятие. Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии, умение слушать сверстников и педагога; воспитывать чувство сотрудничества, желание помочь.    

Материалы: Ковер самолет. Музыкальный фрагмент «Полет на ковре самолете»; картинки заклеенные полосками цветной бумаги; символы гласных звуков [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э]; мяч, магнитная доска , «звуковая дорожка» для развития мелкой моторики; предметные картинки: кот, собака, мышь, конверт с письмом, буквы А, О, У, И, Ы, Э по числу детей.

Ход занятия:

1. Слайд «Путешествие в страну гласных звуков.

1. Организационный момент.

Логопед:

-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей улыбкой, улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Ребята, а вы любите путешествовать?

– Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в страну гласных звуков.

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

- А так же необходимо сделать артикуляционную гимнастику, разбудим наш язычок, зубки и губки.

(Выполняем артикуляционную гимнастику).

Ну вот, теперь можно смело отправляться в страну гласных звуков.

А отправимся мы на ковре самолете. Садимся на ковер в позе султанчиков.

Логопед: 

- Чтобы нам быстро добраться до волшебной страны, а во время полета нам не было страшно, мы выполним релаксационные дыхательные упражнения.

«Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)

«Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)

2. Слайд. Облака, играет музыка полета на ковре.

Логопед: 

- Ребята посмотрите, какая красивая страна гласных с высоты нашего полета.

3. Слайд. Страна гласных звуков с высоты полета.

Приземление около замка.

4. Слайд. Страна гласных звуков закрыта на замок.

2. Основная часть.

Логопед:

 - Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»

Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

Логопед:

 - Замок  мы открыли, молодцы!

5. Слайд. Открытый замок.

6. Слайд. Появляется Звукоежка у ворот и говорит: А вот к нам какие-то гости пожаловали, вы кто и зачем прибыли сюда!?

Ответы детей: Мы ребята, и прилетели в гости в страну гласных звуков. А ты кто такая?

7. Слайд. ( у замка) Я Звукоежка хи-хи-хи, а я вас опередила, пришла первой! И съела все гласные звуки, бе-бе-бе. Нет больше их.

Логопед: 

- Ну как же так, и что теперь делать?! Страна не может существовать без гласных звуков.

8. Слайд. (у замка) Звукоежка: Если выполните все мои задания, тогда может быть я и верну их!

Логопед: 

- Ну что ребята, поможем стране гласных звуков вернуть их обитателей?! Да…

9. Слайд. (у замка) Звукоежка: Ну тогда вот вам первое задание… Назовите гласные звуки, которые вы знаете?

 Дети:  А,О,У,И,Ы,Э.

10. Слайд. Поляна. Звукоежка: Справились….. А теперь отправляйтесь на волшебную поляну и там найдёте следующее задание.

3. Формирование направленного длительного выдоха. 

Логопед: 

- Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку,

Милый мой дружок!

(Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, и конверты с картинками-отгадками)

Логопед:

 - Ребята, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.

        Это задание проводится в виде игры с мячом. Один ребёнок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня аист, а что у тебя?». Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово.

4. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом.

Логопед: 

- Если узнали все картинки, теперь поставьте их на доске рядом с нужным символом.

11. Слайд. Звукоежка на поляне с совой. Звукоежка:- Чтобы выполнить следующее задание, вам нужно как следует подготовиться. Сделайте гимнастику для головы.

5.Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие)

 Логопед:

 - Сначала натянем «умную шапку» (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитирует завязывание узелка под подбородком)

- Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек)

- Покажем «умную сову». (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы).    

                                               

                                                    Совушка-сова,

                                                    Большая голова.

                                                    На суку сидит,

                                                    На всех глядит.

                                 Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

6. Поем гласные звуки.

12. Слайд. Звукоежка на поляне с совой. Звукоежка: Ваши гласные звуки очень уж любили петь песни, у меня аж голова заболела от них, поэтому я их и съела. А сейчас вы ребята попробуйте пропеть гласные звуки.

13. Слайд. Поем гласные звуки.

14. Слайд. Тропинка. Звукоежка: Очень вы уж хорошо ребята справляетесь с заданиями, и совсем скоро освободите все гласные! Но ваши приключения ещё не закончились. Вот вам заколдованная тропинка, вам нужно по ней пройти.

7. Развитие мелкой моторики.

     Дети садятся за столы, перед ними карточки со «звуковой дорожкой» из символов гласных звуков.

Логопед: 

- Поднимайтесь снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждый звук. Один ребёнок произносит звуки, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим. Дети выполняют упражнение сначала правой рукой снизу вверх, затем сверху вниз, потом аналогично левой рукой.

15. Слайд. Звукоежка на фоне замка без букв. Звукоежка: Осталось вам ребята выполнить последнее задание. А оно написано в письме. Но я же вредная Звукоежка, просто так не отдам вам его, по стрелочкам пойдёте и письмо найдёте!

8.Определение гласного звука в середине слова.

Письмо от собачки.

Логопед: 

- Это добрая собачка нам отправила письмо.

- Ребята послушайте, что в нем написано.

                                                   

Пишет нам, что Звукоежка

Лишил голоса её.

Кошка Мурка замолчала,

Слышно только «мр» да «мр».

А мышонок пискнул только,

А потом совсем притих.

Логопед: 

- Дети давайте вернем все гласные звуки животным. Как лает собака? (Собака лает: гав-гав-гав.)

- Какой гласный звук слышится в ее лае?  (Дети ставят символ звука [А] под картинкой в середине слова)

- Мышонок по имени Пик просит и ему помочь. Какой гласный звук живет в его имени? (Звук [И])

- А почему кошка перестала мурлыкать? (Потому что Звукоежка съел звук [У] )

- Молодцы ребята, спасибо вам за то, что вернули голоса мышонку, кошке и собаке. Теперь вы поняли, что без гласных никак нельзя! Это очень важные звуки.

16. Слайд. Звукоежка на фоне замка. Звукоежка:Ну что же ребята, вы выполнили все мои задания, молодцы! За ваши старания и познания я верну вам гласные звуки! А ещё подарю-ка я вам буквы, которыми обозначают гласные звуки, а вы их потом раскрасьте. До свидания ребята, успехов вам.

17. Слайд.

9.Итог занятия.

Логопед: 

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад после нашего путешествия. Скажите, что вам понравилось больше всего?

Какое задание было для вас самым трудным?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие (старшая группа)

Тема: «В гости к Морозу Ивановичу».(старшая группа)Цель:·         Совершенствование связной речи, формирование культуры общения;·...

Открытое занятие, старшая группа "Моё имя, моя семья"

Данное занятие помогает детям старшего дошкольного возраста выражать свои чувства к окружающим их людям, к своему собственному имени....

Открытое занятие. Старшая группа. Правила ухода за зубами.

Конспект занятия в в группе старшего дошкольного возраста о правилах ухода за зубами....

Презентация к открытому занятию старшая группа Математика

Подготовила учитель-логопед Монгуш А.А. для воспитателя....

открытое занятие старшей группе

Конспект открытого интегрированного занятия по фэмп в старшей группе «Космическое путешествие»...

«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект открытого занятия старшей группы «Снегурочка»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие...

Конспект открытого занятия старшей группы по ПДД

Конспект открытого занятия  старшей группы по ПДД Провела : воспитатель Нощенко Анна АлександровнаЦель: Закрепить знания о безопасном поведении на улицах и проезжей части.Задачи: -закрепить с вос...