Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в группе компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в прошлое»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Лебедева Екатерина Викторовна

Методическая разработка.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  в группе компенсирующей направленности. Тема:  «Путешествие в прошлое»

Приоритетная образовательная область: «речевое развитие».

Цель. Создание условий для речевой активности детей  посредством совершенствования механизмов языкового уровня речевой деятельности.
Приобщение детей к русской культуре, устному народному творчеству, воспитание любви к Родине.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_proshloe.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

в группе компенсирующей направленности

Тема:  «Путешествие в прошлое»

Автор конспекта: Лебедева Екатерина Викторовна, ГБДОУ №46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед I квалификационной категории;

Суханова Наталья Николаевна, ГБДОУ  №46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, воспитатель I квалификационной категории;

Смелягина Ольга Теймуразовна, ГБДОУ №46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, воспитатель высшей квалификационной категории;

Используемые современные образовательные технологии: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Приоритетная образовательная область: «речевое развитие».

Цель. Создание условий для речевой активности детей  посредством совершенствования механизмов языкового уровня речевой деятельности.

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

Коррекционно-образовательные:

  • Создание условий для побуждения детей к речевой активности.
  • Совершенствование словаря экспрессивной речи по лексической теме «Наше прошлое».. Уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, состояний, признаков, действий. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с  опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).
  • Совершенствование грамматических категорий словоизменения и  словообразования. Закрепление навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом). Закрепление навыков согласования существительных с количественными числительными. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций.
  • Совершенствование синтаксической структуры предложения. Развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • Развитие фонематических функций. Совершенствование умения осуществлять слухо-произносительную дифференциацию фонем. Совершенствование навыков осуществлять  фонематический синтез.
  •  Развитие слогового анализа и синтеза слов. Формирование принципа слогового строения слова;
  • Развитие координации речи с движениями.
  • Отработка дикции и четкости речи.

Развивающие:

  • Развитие мыслительных операций, логического мышления.
  • Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
  • Развитие темпо-ритмической организации движений.
  • Развитие пространственных представлений, ориентировки в пространстве.
  • Развитие воображения.
  • Развитие координации движений общей моторики.

Воспитательные:

  • Создание положительного настроя и желания выполнять задания.
  • Воспитание интереса к окружающему миру, к миру наших предков, приобщение детей к русскому народному творчеству, к русской культуре.
  • Воспитание у детей любознательности, взаимопомощи.
  • Воспитание у детей самостоятельности, инициативы, активности при выполнении разнообразных игровых заданий.
  • Воспитание умения слушать и слышать другого, взрослого. Воспитание умения слушать задание до конца, не перебивая другого.

Задачи образовательных областей в интеграции:

  1. Развитие навыков взаимодействия детей с взрослыми и  сверстниками  (социально-коммуникативное развитие);
  2. Систематизация представления детей об окружающем мире (познавательное развитие)
  3. Формирование умения координировать речь с движением (физическое развитие).
  4. Развитие навыков темпо-ритмической организации движений и речи; Развитие навыков художественной деятельности (художественно-эстетическое развитие)

Тип, формы и методы, используемые в образовательной области:

формирующие, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Тип: комплексное занятие (использование различных видов деятельности)

Метод: наглядный, словесный, игровой, практический

Форма: подгрупповая, индивидуальная

Вид детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, изобразительная.

Предметно-пространственная развивающая среда:

Проектор, ПК, экран, компьютерная мышь, видеопрезентация, аудиофайлы со звуком русских народных мелодий, магнитный мольберт, контурные схематичные изображения для составления предложений, пластмассовая дудочка, игрушки из разных материалов (соломенная лошадка, деревянный шарик, глиняная свистулька, тряпичная кукла, металлический колокольчик, шерстяная мышка) в чудесном мешочке, изображение матрешки и художника С. Малютина, игрушки-матрешки нескольких видов, столы накрытые клеенкой, гуашь, тонкие кисти и ватные палочки, стаканчики с водой, деревянные заготовки матрешек. алгоритм правил для художников, образцы декоративных узоров, стульчики для каждого ребенка. Русские народные костюмы для воспитателей.

Предварительная работа:  знакомство с лексической темой «Семья», «Наше прошлое», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Русские народные игрушки», использование в работе настольно-печатных и дидактических игр по теме. Прочтение художественной литературы и просмотр обучающих видеофильмов и мультфильмов в рамках лексической темы. Знакомство с русскими народными играми, песнями, музыкой и инструментами. Подгрупповые занятия по изобразительной деятельности. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и фонетико-фонематической системы.

Совместная образовательная деятельность:

I этап образовательной деятельности

Вводная часть (подготовительный этап)

Организация рабочего пространства

Деятельность учителя-логопеда, воспитателя.

Деятельность детей

Дети все вместе входят в группу и встают перед учителем-логопедом.

На экране слайд с изображением музея.

Дети стоят в кругу и передают билетик.

- Здравствуйте, ребята!
- А вы знаете, что такое прошлое?

- Где сейчас мы можем увидеть что-то из прошлого?

- Да, музей - это место, где хранится прошлое.

Музеи бывают самые разные и экспонаты в них тоже бывают разные.

- Билет передавай, чего в музее много называй.

- Предлагаю вам посмотреть на картины из музея.

Дети входят в зал и здороваются.

Ответы детей.

II этап образовательной деятельности

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Дети садятся на стульчики и смотрят видеоролик.

На экране слайд с картиной.

Дети подходят к мольберту. На нем прикреплены разноцветные карточки.

Входит воспитатель, играет на дудочке.

Дети проходят на ковер и встают в круг. Воспитатель в центре круга.

Дети стоят перед воспитателем. У воспитателя в руках мешочек с игрушками.

Дети садятся на стулья.

У воспитателя изображение художника и матрешки.

Входит воспитатель.

Приглашает детей к столам.

Перед детьми алгоритм «Правила художников»

Перед детьми схемы узоров.

- Понравились вам эти картины? Что их объединяет?

- Давайте рассмотрим подробнее вот эту картину. 

- Какое название можно дать этой картине?

- Эту картину написал художник Федот Сычков и называется она «Дети с подсолнухами»

- Сколько детей на этой картине?

Как вы думаете, эти дети живут сейчас или жили в прошлом?

Как мы можем догадаться, что эти дети из прошлого?

У них непривычный нам внешний вид.

Посмотрите, во что одеты девочки?

Какой у девочек головной убор?

Во что одеты мальчики?

Какая обувь у большинства детей?

Как мы можем назвать ноги, на которых нет обуви?

Если присмотреться, то у одного мальчика на картине все же есть обувь.

- Чтобы вспомнить, как она называется, нужно отгадать слово-перевертыш. В этом слове слоги поменялись местами:  

ТИ-ЛАП (лапти).

- Да, лапти эта старинная русская обувь!

- Я назову звуки. Соедините звуки в слово и узнаете, из какого материала изготавливали лапти.

 Л, Ы, К, О (лыко)

- Да, лыко-это полоски из липовой коры, их переплетали и получались лапти.

- Раньше у ребят было очень много дел. Они были главными помощниками для своих родителей. Вы помогаете своим родителям? Как?

- Давайте узнаем, какую работу поручали родители детям в прошлом. В этом вам помогут картинки-символы.

- Много было дел и забот у ребят в прошлом, а играть они успевали?

Посмотрите на картину, на чем играет мальчик?

- Я тоже слышу, как дудочка играет.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас я видеть.

Много дел у моих ребят, но и развлечений тоже много. Любят дети наши и рыбку ловить, и хороводы водить  и на дудочке играть, всех с собою зазывать.

- В круг скорее вы вставайте, песню дружно запевайте.

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точеная, позолоченная.

Труба ладная, песня складная.

- Слушайте внимательно, хлопайте в ладоши, как дудочка попросит.

- Слушайте внимательно, топайте ногами, как дудочка попросит.

- Есть мешочек у меня расписной да алый, и лежат игрушки в нем из разных материалов. По очереди подходите, да игрушечку берите.

- Это что? (это лошадка) Лошадка из соломы, значит она какая? (соломенная лошадка). 

- Вы дома играете в такие игрушки? Это игрушки старинные, из прошлого!

- В мешочек игрушку возвращай, что положил-то называй!

- На стулья приглашаю вас, чтоб послушать мой рассказ.

- Есть у меня еще игрушка русская, старинная, всеми любимая!

Коль загадку отгадаете, то игрушку вы узнаете.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Разрумянилась немножко

Наша русская…(матрешка)


-Самую первую такую игрушку расписал  художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна».

Посмотрите, что можно сказать про эту матрешку? Какая она?

Кого матрешка держит в руках? (Матрешка держит в руках черного петуха).

 Давайте пофантазируем, для чего она держит в руках петуха?

- Как вы думаете, трудно смастерить такую игрушку?

Хотите попробовать?

Тогда давайте позовем мою сестрицу-мастерицу. Повторяйте за мной:

Эй, сестрица-мастерица выходи, нам игрушку смастерить ты помоги.

- Здравствуйте ребята!

Помогу я вам игрушку смастерить, заходите ко мне в мастерскую.

Матрешка - это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?

- Давайте посчитаем, сколько матрешек прячется в этой большой матрешке.

- Предлагаю вам стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек.
- Возьмите матрешек в руки. Какие узоры вы видите на Ваших матрешках?

- Есть у меня матрешки, но сарафаны у них не расписаны, предлагаю  вам расписать сарафаны узорами. 

- Но для начала давайте вспомним правила юных художников:

- надеть передник

- закатать рукава

- краска у нас гуашь она не любит много воды

- перед сменой цвета тщательно прополоскать кисть

- Посмотрите,  какие узоры использовали в своем творчестве народные мастера, назовите их.

- А теперь можно приступать к работе.

- Какие красивые матрешки у вас получились! - - Какой узор ты нарисовал?

- Ребята, пришла пора прощаться, нам  к своим ребятам нужно возвращаться.
До свидания!

Ответы детей.

Дети рассматривают картинку с изображением лаптей.

Ответы детей.

Дети выбирают карточку и называют действие.

Дети здороваются.

Дети поют песню и выполняют движения по тексту.

Дети воспроизводят ритмический рисунок.

Дети наощупь берут игрушку из мешочка и отвечают на вопросы.

Дети возвращают игрушки и отвечают на вопросы.

Дети садятся на стулья.

Отгадывают загадку.

Дети рассматривают изображение художника С. Малютина и матрешки.

Ответы детей.

 

Дети садятся за столы.

Ответы детей.

Дети по очереди раскрывают матрешку и достают следующую. Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети расписывают узорами матрешек.

III этап образовательной деятельности

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Детям вручаются расписанные матрешки.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу.
Вам понравилось наше необычное путешествие?

- Что вам понравилось больше всего?
- А напоминать о нашем путешествии в прошлое вам будут замечательные матрешки, которые вы сами расписали.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в космос".

Методическая разработка "Путешествие в космос"проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание"в ДОУ. Это занятие обощающее подведение итогов по теме :"Изучение ко...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Путешествие в Сказкинград"

Сказка - это популярный жанр устного народного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Без сказки - живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозмож...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие  по методу ТРИЗТема «Огонь, вода, ветер, земля » Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырь...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области развитие речи составление описательного рассказа «Встреча в зимнем лесу » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи: Составление описательного рассказа с помощью опорных схем: Тема: «Встреча в зимнем лес »  Цель совместной образовательной деятел...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема «Путешествие в страну математики»

Конспект совместной образовательной  деятельностис  детьми  старшего дошкольного возраста(5-6 лет)...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «СКАЗКИ ОСЕНИ"

Я хочу поделиться с Вами совместной деятельностью с детьми старшей группы по занятию рисованием с использованием техники батик ....