Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи «Автоматизация звуков С -Ш»
план-конспект занятия по логопедии

Рыбак Надежда Сергеевна

Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи «Автоматизация звуков С -Ш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedresource_ru_1845410.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

(МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

Конспект

 фронтального занятия

по формированию фонетической стороны речи

в подготовительной группе

Тема: «Автоматизация звуков С -Ш»

Структура логопедического занятия

на этапе автоматизации звука.

Тема: «Автоматизация звуков С -Ш»

Цели:  правильное произношение звука [С] и [Ш] изолированно и в слогах.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях.

Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонем в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, мячи синего и красного цветов.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
  3. Объявление темы занятия.
  4. Произношение изолированного звука
  5. Анализ артикуляции по плану.
  6. Характеристика звука (гласный - согласный ).
  7. Развитие фонематического слуха.
  8. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов.
  9. Закрепление звука в словах.
  10. Итог занятия.
  11. Оценка работы  на занятии.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель:«Ребята, давайте перед тем, как начать заниматься, напомним как мы будем разговаривать».

Дети: «Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!»

2.Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

Трудолюбивая божья коровка

(к комплексу упражнений для отработки звуков [ш] - [с])

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку,  когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

—        Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

—        Да ты просто красный жук, — вторили другие.

 И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка».   —        Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

«Непослушный язычок». И он стал ровным, как лопаточка. «Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка».  и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

«Бублик»,   и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка»  « Веселого маляра»,  «Маляр»,  «Грибок»  «Грибок». и даже «Гармошку».

«Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

  • Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.
  • Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье». и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок».

3.Объявление темы занятия.

Логопед: Ты узнаешь, какой звук мы будем изучать, если отгадаешь загадку. Сели детки на карниз и растут все время вниз. (сосульки) Логопед: Какой звук дважды повторяется в этом слове? Ребенок: звук С. 

Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты слушай внимательно и подумай, с каким звуком мы будем сегодня работать.

Кот Шипит, подравШись с коШкой,

Гусь — гоняясь за АнтоШкой,

А змея — увидев мыШку,

Пар — подняв в кастрюле крыШку.

Лист ШурШит, упав под ноги,

Еж — газетой на дороге.

Обучающийся: Со звуком [ш].

Сегодня мы продолжим правильно произносить звуки С и Ш

 Физкультминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться).

на месте зашагали. (Ходьба на месте).

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх).

теперь назад прогнулись. (Руки за голову, прогнуться назад),

Как пружинки мы присели. (Присесть).

И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть).

4.Произношение изолированного звука

Какой звук я назвала первым? Вторым?

5.Анализ артикуляции по плану.

Звук [с].

  1. губы в улыбке;
  2. верхние зубы не заходят за нижние, а стоят на них;
  3. язык за зубами,внизу   (Еще раз-где язык? Продемонстрировать рукой)
  4. щеки не надуваются.

Предложить ребенку спеть песенку водички (с-с-с…)

Звук [ш].

  1. губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. зубы сближены;
  3. посередине идет сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
  4. язык за зубами,вверху   (Еще раз-где язык? Продемонстрировать рукой)
  5. голос не звучит.

Предлагаем детям  как выходит воздух из проколотой шины  и шипит (ш-ш-ш…), следя за правильной артикуляцией звука.

6.Характеристика звука (гласный - согласный ).

Какое сейчас время года? Закройте глаза, а я загадаю волшебную загадку

Одеяло белое

Не руками сделано -

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось (снег).

  Какой первый звук ? Какой он : гласный или  согласный Почему согласный?

7.Развитие фонематического слуха.

      а)        хлопнуть, когда услышишь слово со звуком "с":

мороз, снег, сосулька , гололед,снегопад, ветер, вьюга, Снегурочка,горка,санки,Снеговик.

б) Логопед демонстрирует картинку упр. «Насос» (звук Ш)

а теперь топни, когда услышишь этот звук :

зайчишка,медведь. лиса.совушка,снегирь, шишка.

8.Закрепление звука в слогах.

Повторяй слоги, четко произнося звуки С и Ш

а)слоги   са-са-сы     са-сы-сы   са-сы-са   са-са-сы са-сы-сы  са-сы-са

Какой первый звук в этих словах?

Повтори медленно и четко:

Шма          шмо          шму          шмэ

Шка           шко          шку           шкэ          

Шта           што          шту            штэ      

Подбери слово, близкое по смыслу и звучанию:

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на … (машине).

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула … (зайчишку).

 А для того,чтоб сыграть в следующую игру, нам необходимо вспомнить, какие звуки С и Ш:гласные или согласные? В каком замке они живут? Значит для игры со звуками С и Ш  какого цвета мячик возьмем?

 Измени слоги

  1.  СУ- вместо С надо произнести Ш –ШУ      СА-      СЫ-    СО-   СЭ-    

2.  АШ-   ОШ-   ИШ-  УШ-

9.Закрепление звука в словах.

Игра с мячом

Измени слово  так, чтобы в названии появился звук [ш].

Хлеб — хлебушек.

Орехи — орешки.

Муравей — муравьишка.

Воробей — воробышек.

Корова — коровушка.

Горох — горошек.

Рыба — рыбёшка.

Петух — петушок.

Мальчик — мальчишка.

 Девочка — девчушка.

Камни — камешки.

Мама — матушка.

9. Домашнее задание.

Ребята, я в тетради вам написала домашнее задание. Вместе с мамой  дома, произнести слова перед зеркалом, обращая внимание на правильное произношение звука [ш]: шапка, шаль, шахматы, шайба, шоколад, шорох, шило. Подбери родственные слова к словам: кукушка, мышка, лягушка.

10. Итог занятия.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. . Напомни мне ,какие звуки мы учились правильно и четко говорить? При произношении С где находится язычок? А Ш?

Логопед: Вы сегодня хорошо занимались. как ты говорил, выполнял задания. Какая игра вам понравилась больше всего? А если вы также будете разговаривать всегда  и в группе и дома, то все ребята из другой группы будут стараться говорить правильно, как вы. А божья коровка из сказки дарит вам сюрприз.

11. Рефлексия. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Если вам было интересно, то нарисуйте пальчиком на крупе веселое солнышко, если нет, то грустное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»

Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:" Дифференциация звуков [к-т]"

План-конспект подгруппового логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме: "Дифференциация звуков [к-т...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....