Логопедические занятия в средней группе . Тема: "Детский сад"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Гринь Светлана Витальевна

Подборка занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи  по лексической теме: "Детский сад". Данный материал представляет подборку из 3-х занятий по формированию фонетико-фонематического восприятия и звукопроизношения, а также по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи ( средняя группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad1.docx19.77 КБ
Файл detskiy_sad2.docx19.16 КБ
Файл detskiy_sad3_organy_artikulyatsii.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕТСКИЙ САД, ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ» №1

Формирование лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи

Тема: Образование множественного числа существительных

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • отрабатывать понимание и правильное употребление форм единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода с окончаниями –ы, -и;
  • расширять знания о профессиях сотрудников детского сада;
  • закреплять имена и отчества педагогов.

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;
  • активизировать речевую деятельность;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать чувство эмпатии к детям и взрослым своей группы;
  • воспитывать положительную установку на участие в совместной деятельности.

Оборудование: игрушка Машенька, лото «Один – много».

Ход:

I. Организационный момент

Логопед приветствует детей, говорит, как рада видеть всех детей, спрашивает, здоровались ли дети сегодня друг с другом, когда пришли в детский сад,  предлагает еще раз поздороваться друг с другом

Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»

– Здравствуй, друг! (Пожимают друг другу руки)

– Как ты тут? (Ласково треплют за ушко)

– Где ты был? (Разводят руки в стороны, приподнимают плечи)

– Я скучал! (Прикладывают правую руку к сердцу)

– Ты пришел? (Постукивают по плечу)

– Хорошо! (Обнимают друг друга)

II. Основной этап

1. Введение в тему

Раздается стук в дверь. Логопед вносит игрушку – Машеньку.

- Кто пришел к нам в гости?

Машенька спрашивает: «Куда я попала?» (Это детский сад).

- Машенька никогда не была в детском саду. Давайте ей покажем нашу группу.

2. Изучение нового материала

- Давайте покажем Машеньке приемную.

- Как пройти в нашу приемную? (Идем прямо, поворачиваем налево) 

Приемная

- Как называется эта комната? (Это приемная). Почему она так называется?

- Что вы здесь делаете? (одеваемся, раздеваемся).

Логопед показывает на один шкаф, а Машенька спрашивает: Что это? (Это шкаф).

Машенька говорит, обводя рукой все шкафы: «Это шкаф, а все это шкафов?»

- Правильно говорит Машенька: «шкафов»? (Нет не правильно)

- А как правильно сказать? Это все что? (шкафы)

- Было слово шкаф, стало шкафЫ (выделяет голосом окончание). У слова появился хвостик. Скажите слово как я: шкафЫ (дети повторяют, выделяя голосом хвостик слова).

- Для чего нужны эти шкафы? (складывать одежду).

Аналогичная работа проводится со словами: полка – полки, скамейка – скамейки.

Спальня

- А теперь давайте покажем Машеньке нашу спальню.

- Отведет нас всех в спальню Ева. Веди нас и рассказывай, как надо идти (Идем прямо, поворачиваем налево, идем прямо, поворачиваем налево).

- Как называется эта комната? (Это спальня). Почему она так называется?

Отрабатываются слова: кровать – кровати, подушка – подушки.

Туалет

- Что здесь делают?

Отрабатываются слова: шкафчик – шкафчики, крючок – крючки.

Игровая

- Давайте покажем Машеньке игровую.

- Отведет нас в игровую Валентин. Веди нас и рассказывай, как надо идти (Идем прямо).

- Что здесь делают?

Отрабатываются слова: стол – столы, игрушка – игрушки.

- Какие комнаты (помещения) есть еще у нас в группе? (туалет, мойка).

- Что там делают?

Машенька говорит: «Мне очень понравилась ваша группа. Она большая, красивая, чистая, светлая».

- Какая наша группа?

3. Физкультминутка

- Что любят делать дети в детском саду?

- Покажите как вы умеете прыгать (ползать, топать, бегать, кружиться, хлопать).

4. Пальчиковая гимнастика

В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками друг о друга)

Самый младший – это я. (разжимают пальцы, начиная с мизинца)

Это Маша, это Саша,

Это Юра, это Даша.

5.Обобщение изученного

Беседа о сотрудниках, работающих в группе (логопед, воспитатели, няня).

— Кто работает в группе?

— Что делает логопед (воспитатель, няня)?

Акцентировать внимание детей на том, что логопед, воспитатель, няня — это профессии.

Упражнение «Как кого зовут».

 Как зовут логопеда (воспитателя, няню)?

Игра «Лото»

- Машенька предлагает поиграть в лото.

Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.

- На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного предмета. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку с изображением нескольких предметов. Предметы нужно подобрать парами. Например, тарелка — тарелки. Выполняйте.

Дети подбирают карточки.

- А теперь расскажите, как вы подобрали карточки, голосом выделите хвостик слова (пирамидка – пирамидки, тарелка – тарелки, шар – шары и т.д.).

III.Итог

- Давайте еще раз скажем Машеньке, что мы сегодня с вами смотрели.

- Машеньке очень понравилось в нашей группе, понравились все ребята и взрослые. Она хочет подарить вам песню.

- Давайте пригласим Машеньку еще раз прийти к нам в детский сад. Скажите: «Машенька, приходи в детский сад!»




Предварительный просмотр:

«ДЕТСКИЙ САД, ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ» №2

Формирование лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи

Тема: Образование множественного числа глаголов настоящего времени

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • отрабатывать понимание и правильное употребление форм единственного и множественного числа глаголов настоящего времени с окончаниями –ет, -ют;
  • учить согласовывать глаголы настоящего времени с существительными 3 лица единственного и множественного числа; расширять знания о профессиях сотрудников детского сада;
  • закреплять представления о необходимости и значении труда взрослых.

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать связную речь, упражнять в составлении предложений по демонстрации действий, преобразуя глаголы повелительного наклонения;
  • развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;
  • активизировать предикативную лексику;
  • развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительную установку на участие в совместной деятельности;
  • воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: игрушка Машенька, предметные и сюжетные картинки.

Ход:

I. Организационный момент

Логопед приветствует детей.

  • Отгадайте загадку:

Поглядите, что за дом, сколько светлых комнат в нем!

Там паркетные полы, там кроватки и столы,

Мишки, зайчики, матрешки, чашки, ложки, поварешки,

Куклы, мячики, шары – все, что нужно для игры.

Лучше дома не найдешь. Очень этот дом хорош!  

Что это? (Детский сад)

  • Верно. Вы приходите утром в детский сад, встречаете и приветствуете друг друга.

Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»

– Здравствуй, друг! (Пожимают друг другу руки)

– Как ты тут? (Ласково треплют за ушко)

– Где ты был? (Разводят руки в стороны, приподнимают плечи)

– Я скучал! (Прикладывают правую руку к сердцу)

– Ты пришел? (Постукивают по плечу)

– Хорошо! (Обнимают друг друга)

II. Основной этап

1. Введение в тему

В гости снова пришла Машенька: «Мне очень понравилось у вас вчера, я хочу еще с вами поиграть».

2. Повторение пройденного

Дидактическая игра «Один – много»

- Машенька принесла фотографии того, что есть у нее дома.

- У Машеньки есть стол, а у нас в группе что? (столЫ – голосом выделяют хвостик слова).

Аналогично проводится работа со словами: шкаф – шкафы, кровать – кровати, тарелка – тарелки, ложка – ложки.

Дидактическая игра «Чего не стало».

3. Изучение нового

- Давайте расскажем Машеньке, что мы делаем в детском саду. (играем, лепим, рисуем, спим).

Машенька говорит: «Я тоже хочу уметь все делать».

- Давайте научим Машеньку прыгать. Скажите: Маша! Прыгай! Дети (3-4) по одному выходят, дают команду (индивидуальные и хоровые команды). Кукла выполняет команду, а дети составляют предложение по демонстрации действия.

- Что делает Маша? (Маша прыгает).

Дети, дававшие команды прыгают, логопед спрашивает у оставшихся детей:

- Что делают дети? (Дети прыгают).

- Послушайте, какой хвостик в слове прыгаЕТ (выделяет голосом окончание).

- Послушайте, какой хвостик в слове прыгаЮТ (выделяет голосом окончание).

- Одинаковые хвостики в этих словах? (нет, разные).

- Если кто-то один, то он... прыгаЕТ. (сопряженно)

- Если нас много, то все… прыгаЮТ. (сопряжено)

Аналогично проводится работа со словами: топает – топают, хлопает – хлопают, ползает – ползают, поет – поют).

4. Физкультминутка

- А теперь Машенька будет говорить, что дети делают, а вы выполнять.

Дети прыгают – Паша прыгает. Ксюша хлопает – дети хлопают и т.п.

5. Пальчиковая гимнастика

В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками друг о друга)

Самый младший – это я. (разжимают пальцы, начиная с мизинца)

Это Маша, это Саша,

Это Юра, это Даша.

6. Обобщение полученных знаний

Дидактическая игра  «Выбери картинку»

Логопед выставляет перед детьми картинки, произнося фразы, соответствующие изображению:

- Воспитатель читает.

- Логопед показывает картинку.

- Няня моет.

- Дворник подметает.

- Музыкальный руководитель играет (на пианино).

- Повар готовит.

- Медсестра лечит.

 Вызванный логопедом ребенок, прослушав фразу, выбирает картинку и повторяет фразу.

III.Итог

- Машеньке очень понравилось у нас в группе. Вы многому ее научили. Чему вы научили Машеньку? Пригласите Машеньку к нам в гости. (Машенька, приходи!)



Предварительный просмотр:

«ДЕТСКИЙ САД. ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ» №3

Формирование звукопроизношения и фонематического слуха

Тема: Органы артикуляции

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • знакомить с органами артикуляции и их основными движениями;
  • учить воспроизводить простой ритмический ряд.

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать связную речь: учить составлять предложения из 2-х слов по совершаемому действию;
  • развивать слуховое внимание, восприятие, память;
  • развивать артикуляторную моторику, мелкую моторику рук, общую моторику;
  • развивать физиологическое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительную установку на участие в совместной деятельности;
  • воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование:  зеркала, игрушка бегемотик Буба, предметные картинки (органы артикуляции), шарики Су Джок, бубен, барабан, погремушка, ширма.

Ход:

I. Организационный момент

Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»

– Здравствуй, друг! (Пожимают друг другу руки)

– Как ты тут? (Ласково треплют за ушко)

– Где ты был? (Разводят руки в стороны, приподнимают плечи)

– Я скучал! (Прикладывают правую руку к сердцу)

– Ты пришел? (Постукивают по плечу)

– Хорошо! (Обнимают друг друга)

II. Основной этап 

1. Введение в тему

- К нам сегодня в гости пришел бегемотик Буба. Поздоровайтесь с ним. Он принес подарок. Отгадайте загадку, чтобы узнать, что он принес:

Часто я в него смотрюсь

Передним кружусь, верчусь.

Свои косы заплетаю

И костюмчик поправляю.

 (Зеркало)

- Какое зеркало? (гладкое)

- Что может делать зеркало? (показывать нас, отражать, разбиться)

- Для чего нам нужно зеркало? (чтобы человек мог хорошо разглядеть себя).

- Как нужно правильно пользоваться зеркалом? (аккуратно брать, убирать на место, держать на определенном расстоянии от лица, чтобы хорошо видеть свой рот).

- Посмотрите в зеркало и скажите, что вы видите?

2. Знакомство с органами артикуляционного аппарата

- Посмотрите, ребята, у Бубы есть язык.

- Скажите, дети, у вас у всех есть язычки? Покажите их.

- Посмотрите на свой язычок в зеркало. У язычка есть кончик (показ логопеда). Покажите мне кончик языка. Посмотрите в зеркало и коснитесь кончика языка чистым пальчиком.

- У язычка есть серединка (показ логопеда). Это спинка языка. Посмотрите в зеркало и коснитесь спинки языка.

- Покажите Бубе весь язычок. Посмотрите в зеркало, какой большой язычок у каждого из вас.

- А где живет язычок? (Во рту). Правильно, рот – это домик, в котором живет наш язык. Посмотрите, какой у Бубы рот. Посмотрите в зеркало и покажите с вой рот.

- В домике у языка двойные двери: красные и белые. Красные двери – это что (показ логопеда)? (Это губы).  Посмотрите, они открываются и закрываются (сначала показывает логопед, затем – дети перед зеркалами). Проведите язычком по верхней губе. Проведите язычком по нижней губе. Наши губы подвижны, они могут растягиваться в улыбке и сжиматься в хоботок. Посмотрите в зеркало и покажите как ваши губы умеют двигаться.

- Вторые двери – это зубы. Посмотрите, какие зубы у Бубы. А теперь посмотрите в зеркало на свои зубы, ровные, белые. Стоят, как заборчик. Проведите языком по верхним зубам. А теперь по нижним зубам. Зубки можно размыкать и смыкать. (Показ логопеда, затем дети размыкают и смыкают зубы).

- Во рту есть потолок. Это нёбо. Вот какое нёбо у Бубы. Найдите вы свое небо и потрогайте чистым пальчиком, а теперь потрогайте кончиком языка.

- За верхними зубами на нёбе есть бугорки. Найдите их. Коснитесь кончиком языка, потрогайте пальчиком.

3. Физкультминутка

- Буба хочет с вами поиграть. Давайте попрыгаем, побегаем, поползаем на четвереньках, похлопаем.

4. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Надуй живот»

- Посмотрите, какой у Бубы большой живот – как мяч. Давайте научимся надувать живот, как мяч.

Логопед демонстрирует: лечь на пол, руку положить на живот и делать глубокий вдох через нос, выпячивая живот (получается круглый живот, похожий на мяч), затем делать выдох через рот. Дети повторяют несколько раз.

- Буба покачается на животе у того, кто лучше всех надувает живот.

5. Пальчиковая гимнастика с колючими мячиками Су Джок

- Буба очень любит играть с мячиками. А вы любите? Давайте поиграем:

Я мячом круги катаю, 

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, 

Будто бы сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальчиком прижму,

И другой рукой начну.

6. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия

Упражнение «Минутка тишины»

Предложить детям закрыть глаза, посидеть тихо 30—50 сек. и послушать тишину. Затем попросить открыть глаза и спросить, какие звуки они слышали.

- Давайте отдохнем, закроем глаза и послушаем тишину.

- Какие звуки вы слышали?

Упражнение «Угадай, что звучит»

- Буба принес музыкальные игрушки. Как они называются?

Рассмотреть с детьми барабан, колокольчик, погремушку, бубен, называя их. Дать детям послушать, как они звучат.

- Давайте поиграем в игру «Что звучит?». Буба будет играть какой-то музыкальной игрушкой, а вы должны отгадать, что звучало.

Убрать игрушки за ширму — воспроизводить звучание каждой, предлагая при этом угадать, какая игрушка звучит.

Упражнение «Что делает игрушка»

Логопед гремит погремушкой и спрашивает:

- Что делает погремушка (бубен, барабан, колокольчик)? (Погремушка гремит. Бубен гремит, звенит. Барабан стучит. Колокольчик звенит.)

Упражнение «Постучи в барабан, как Буба»

Логопед предлагает воспроизвести простой ритм: постучать 1 или 2, или 3 раза. Один ребенок стучит в барабан, остальные пальчиком по столу.

III.Итог

- В какие игры понравилось играть?

- Буба сказал, что вы умные и послушные дети. Он еще хочет прийти к нам в гости. Давайте пригласим его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.

На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваю...

Конспект логопедического занятия в средней группе по формированию грамматических категорий

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по развитию грамматического строя речи на тему "Профессии на транспорте". Данное занятие разработано с учетом ФГТ....

Логопедическое занятие в средней группе + презентация

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у воспитанников средней группы с ОНР. Тема: "Домашние животные и их детеныши"....

Логопедическое занятие в средней группе детского сада "Домашние животные".

Цели занятия таковы. Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные». Формирование обобщающего понятия домашн...

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада.

Конспект логопедического занятия "Встреча с Федорой" (лексическая тема: посуда) в средней логопедической группе детского сада (4-5 лет). Цель занятия: развитие лексико-грамматического строя речи с исп...