Деловая игра для педагогов
консультация по логопедии

Татьяна Агапова

Выступление на педсовете на тему: Деловая игра для педагогов
«Речевое развитие дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему: Деловая игра для педагогов
«Речевое развитие дошкольников»

Подготовила

Учитель-логопед

Агапова Т.А.

Г. Балашиха

2022


Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов, умения работать в коллективе; уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей. Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития
речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи
дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому, определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи. Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Итак, мы начинаем с разминки. Мы задаём вопросы, Вы отвечаете на них.

1. Конкурс «Блиц опрос».

1. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью. (Басня)

2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (Монолог)

3. Часть речи, которая обозначает действие предмета. (Глагол)

4. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению. (Синонимы)

5. Выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. (Пересказ)

6. Разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой — либо ситуацией. (Диалог)

7. Слова, противоположные по смыслу. (Антонимы)

2. «Мозговой штурм».

Предлагаем каждой команде к педагогическим терминам подобрать слова,
которые будут являться ответом.

1.

Диалогическое общение, через которое
расширяются, систематизируются
представления о предметах и явлениях,
актуализируется личный опыт.

Беседа

Изложение прослушанного произведения.

Пересказ

Слова, которые говорящий на данном языке
понимает, но сам не употребляет.

Пассивный словарь

Основная лексическая единица, выражающая
понятие.

Слово

2.

Вид устного народного творчества, вопрос или
задание, которые требуют решения.

Загадка

Приём, используемый ребёнком после
рассказывания для уточнения.

Вопрос

Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмета или
объекта; затем идет перечисление признаков,
свойств, качеств, действий; завершает описание
итоговая фраза, дающая оценку предмету или
показывающая отношение к нему.

Рассказ - описание

Смысловое развёрнутое высказывание (ряд
логически сочетающихся предложений,
обеспечивающее общение и взаимопонимание
людей.

Связная речь


3.

Приём, который позволяет оценить детский
рассказ.

Анализ

Обогащение, расширение, активизация
словарного запаса детей.

Словарная работа

Формы связного высказывания.

Монолог, диалог, повествование,
описание, рассуждение

Формы работы, используемые при обучении
детей связной речи.

Пересказ, описание предметных и
сюжетных картин, рассказывание
из опыта, творческое
рассказывание



4.

Виды деятельности, в которых развивается речь.

Коммуникативная, трудовая,
познавательно-исследовательская

Слова, которые говорящий не только понимает,
но и употребляет (более или менее часто).

Активный словарь

Ритмичная труднопроизносимая фраза или
несколько рифмующихся фраз с чётко
встречающимися одинаковыми звуками.

Скороговорка

Правильная, заранее отработанная
речевая(языковая)деятельность педагога.

Речевой образец


3. Конкурс «Весёлые рифмы».
Благоприятно влияет на развитие слухового восприятия, фантазии, активного
словаря детей использование игр – рифмовок. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-грамматические конструкции, развивают связную речь, память, воображение.
Подберите к предложенным словам рифмы.
1.

воспитание

питание

речь

печь

слух

пух

грамматика

математика

буква

брюква


2.

язык

балык

словарь

букварь

голос

колос

звук

стук

рассказ

пересказ

диалог

монолог

занятие

понятие

скороговорка

поговорка

чтение

пение

Высказывание

рассказывание


4. Конкурс «Похожие слова».
Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Игра «Похожие слова» направлена на закрепление и уточнение значений многозначных слов, воспитание чуткого отношения к сочетаемости слов по смыслу, развитие речи.
К предложенным словосочетаниям подберите подходящие слова.

А. Быстрые слова: время, бег, взмах, пульс, …

Б. Сладкие слова: конфета, мёд, голосок, …

В. Лёгкие слова: воздушный шар, пух, перо, снежинка, …

Г. Горячие слова: пламя, обед, чай, самовар, …


5. Конкурс «Подбор антонимов и синонимов»
Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам. Начиная с младшего возраста нужно уделять внимание качественной стороне развития словаря.
Антонимы – это слова противоположные по смыслу. Работа со словарем антонимов даёт возможность значительно обогатить речь ребёнка. Данная работа полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира.
Кроме того, они являются и средством выразительности речи.
Синонимы – слова разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы в речи часто используются для точного выражения мыслей, для выражения эмоциональной окраски, как способ связи соседних предложений в тексте.

К предложенным словам подобрать антонимы и синонимы.

  1. СЛОВА

АНТОНИМЫ

улыбаться

хмуриться

горячий

холодный

гостеприимно

неприветливо

громко

тихо

весело

грустно

  1. СЛОВА

СИНОНИМЫ

улыбаться

лыбиться

горячий

огненный

гостеприимно

радушно

громко

оглушительно

весело

радостно

  1. СЛОВА

АНТОНИМЫ

аккуратно

неряшливо

нападение

защита

свобода

рабство

активный

пассивный

рассеянный

внимательный

  1. СЛОВА

СИНОНИМЫ

аккуратно

опрятно

нападение

атака

свобода

независимость

активный

энергичный

рассеянный

внимательный


6. Конкурс «Расшифруйте русские народные сказки»
Важным средством для речевого, познавательного, художественно
эстетического развития ребенка является сказка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям.
Вам будет задание сложнее. На карточках в наборе букв зашифрованы русские народные сказки. Расшифруйте их и запишите ответы под каждым заданием.

1.

- кивачкура («Рукавичка»),
- боклоко («Колобок»),
- битайло («Айболит»).

2.

- очвокамйюд («Дюймовочка»),
- дыродйом («Мойдодыр»),
- нелофет («Телефон»).

3.

- комерет («Теремок»),
- гукароснеч («Снегурочка»).
- ражахик («Жихарка»).

4.

- зоркомо («Морозко»),
- пекар («Репка»),
- шакулоз(«Золушка»).

7. Творческий конкурс «Покажи пословицу жестами»
В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Пословицы и поговорки не велики по объёму, но ёмкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.
Показать пословицу при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики) так, чтобы противоположные команды смогли её «прочитать». Такие задания развивают у детей творчество, воображение.

Дети становятся более свободными, раскрепощёнными.
1. «Слово - серебро, молчание - золото».
2. «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь».
3. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
4. «У страха глаза велики».

Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приёмы, способствующие речевому развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....