Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР «Дифференциация звуков С – С. Буква С».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Аверина Ольга Геннадьевна

              1. Правильное произношение и различение звуков С – С.

              2.  Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим

                   признакам.

              3.   Звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.

              4.  Определение позиции звуков в слове.

              5.  Согласование существительных с прилагательными и причастиями.

              6.  Подбор родственных слов к слову снег.

              7.  Развитие фонематического восприятия, внимания и памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_s-s.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема:  «Дифференциация звуков С – С. Буква С».

Цели:   1. Правильное произношение и различение звуков С – С.

              2.  Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим

                   признакам.

              3.   Звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.

              4.  Определение позиции звуков в слове.

              5.  Согласование существительных с прилагательными и причастиями.

              6.  Подбор родственных слов к слову снег.

              7.  Развитие фонематического восприятия, внимания и памяти.

Оборудование. Демонстрационный материал -   мягкие игрушки, предметные картинки, снежинка. Раздаточный материал – звуковые домики, фишки (твёрдые и мягкие согласные), индивидуальные зеркала, мозаика – азбука.

                                                            Ход занятия.

  1. Организационный момент.

       Психогимнастика.

       Какое сейчас время года? (Зима.) Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные кома друг на друга, им тяжело.

  1. Сообщение темы занятия.

Какой первый месяц зимы заканчивается? (декабрь.) Посмотрите в окошко.

        Можно сказать, что на улице зима? (Нет.) А почему? (Нет снега). Без снега плохо           сейчас медведям.  Они не могут залечь в берлогу. Плохо бедным зайкам. Почему?      (Они заметны в  белой шубке на тёмной земле. Их может съесть лиса.)

     Что же делать? Давайте попросим Деда Мороза, что бы он потрусил свою перину и

         пошёл снег. Отгадайте загадку и узнаете, кто нам поможет «C хозяином дружит, дом сторожит, живёт  под крылечком, а хвост колечком». (Собака.) Собака Снежка решила отправиться к Деду Морозу за снегом. Какой первый звук в слове собака? (Звук с.) Какой первый звук в слове снег?

          (Звук с.)

  1. Характеристика звуков с – с по артикуляционным и акустическим признакам.

Произнесите звук с, с. Что создаёт преграду воздуху? (Зубки.) Какие это звуки?

(Согласные.) Приложите ладошку к горлышку. Поёт или спит ваш голосок? (Спит.) Какие это звуки? (Глухие). Чем они отличаются? (С – твёрдый, а с – мягкий.)  

  1. Дидактическая игра «Поймай звук».

 Снежке приснился сон. Дед Мороз советует собрать снежинку и отправит ему по почте. В этом деле Снежке должны помочь друзья.

 Первое задание приготовила сова. (Если поймаете звуки, награжу вас лучиком для снежинки.)

      На звуке с – хлопнуть, а на звуке с – поднять руки.

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                 

а) с, сь, сь, с, сь, с, с, сь, с, сь, сь, с, сь.

б) со, ся, сня, са, су, сё, сю, сну, су.

в) семь, сеть, совы, снег, пёс, сон, гусь

                   Дети получают первый лучик снежинки.

  1. Дидактическая игра «Эхо». Произношение звуков  с, с   в слогах. Синтез слогов.

         Угадайте, кто приготовил второе задание? Вот звуки её имени – л, и, с, а.

Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком с, а вы – с мягким

         звуком с.: сы… (си), су… (сю), са… (ся).

                          Слоги произносятся с разной силой голоса: тихо, умеренно, громко.

                           Получаем второй лучик и крепим к снежинке.

  1.  Определение позиции звуков с – с. 

Кот Васька сторожит два дома на опушке леса. Просит вас поиграть с ним.

Выложите цветовые символы в нужное окошко звукового домика. Назовите слова со звуком с (санки, подсолнух, автобус), со звуком с (синица, поросёнок, гусь).

            Дети определяют позицию звука с, с в этих словах и выкладывают символ в нужное окошко.

                    За выполненное задание дети получают третий лучик.

  1.  Физминутка «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечёт слегка –

Увы! – и нет снеговика.

                                                       В. Егоров

  1. Дидактическая игра «Строители».

Снеговик любит играть в слова. Но все слова в его голове перепутались.

Помогите ему переставить местами слоги так, чтобы получились слова.

(ва – со, сы – ча, ка – мис, ки – нос, ти – се, ки – сан, са – кры).

     Какие слова вы запомнили?

         Снеговик вручает четвёртый лучик.

  1. Подбор родственных слов.

Мудрая сова просит вас назвать слова похожие со словом снег. (Снегирь, снежок, снежинки, снежки, снеговик, снегопад, подснежник).

        Снег на солнышке искрится, значит он какой? (Искрящийся, искристый.) Снег

    сверкает… (сверкающий), серебрится… (серебристый), рассыпается … (рассыпчатый), хрустит… (хрустящий). А снежинка какая? (Хрустальная, серебриста, искристая.)

                            Пятый лучик прикрепили к снежинке.

  1.    Анализ слова сани, обозначение буквами.

На каком транспорте Дед Мороз приедет к вам на ёлку? (В санях).

Для того, чтобы он быстрее приехал, давайте выложим схему слова сани.

Сколько звуков в слове? (Четыре.) Сколько гласных? Сколько согласных?

  Выложите это слово буквами. А теперь превратите слово сани в слово – санки.

Что надо добавить? (Букву к.)

  1.  Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и собрали снежинку.

Чтобы снежинка быстрее попала к Деду Морозу давайте прикрепим её на воздушный шарик и отпустим в небо.  Дед Мороз нас услышит и к нам придёт

настоящая зима.          

 

               

             

                                                           

                                                                 

       

 

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей логопедической группы: « Звук Ж, буква Ж ».

В ходе занятия дети закрепляют проихношение звука Ж в слогах, словах, фразах, знакомятся с буквой Ж, выполняют интересные задания....

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы с ТНР на тему «Звуки [Б], [Б\']. Буква Б»

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы с ТНР на тему «Звуки [Б], [Б']; [Б] - [Б']. Буква Б»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема «Дифференциация звуков [ Д]-[Т]»

Цель: Закрепление знаний о звуках [ Д]-[Т]Задачи:1. Коррекционно-образовательные:учить дифференцировать изучаемые звуки по акустическим характеристикам,учить чёткой артикуляции изучаемых звуков,продол...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»

Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Звуки [З], [Зь]. Буква З.»

В конспект занятия включены дидактические игры и упражнения для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы ....