Взаимодействие ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ
презентация по логопедии
Презентация об особенностях взаимодействия специалистов ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sp.docx | 18.45 КБ |
harisova_aleksandrova.pptx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего выступления: «Особенности организации сотрудничества ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ». Проблема взаимодействия с семьей актуальна, потому что нужно приложить немало усилий, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. От характера установления связей в диалоге «педагог-родитель – ребенок с ОВЗ» будет зависеть успешность социализации ребенка в обществе.
2 слайд
Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи, поэтому часто родители ребенка с ОВЗ находятся в сложном положении эмоционально, морально и психологически.
Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей находятся в хроническом стрессовом состоянии,
погружаются в состояние «запрещенного горя»,
испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды,
нередко у них возникает запрет на радость.
Также они испытывают чувство крушения жизненных проектов, потери «ребенка мечты» и т.д.
Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
3 слайд
Когда обнаруживаются проблемы в развитии, родители проходят 5 стадий принятия диагноза ребенка:
× ОТРИЦАНИЕ: «он устал», «он все знает и дома все делает», «ему нужно больше времени», «это просто его бабушка избаловала», «не пойдем мы ни на какую ПМПК»; регулярный пропуск занятий.
× ГНЕВ: достается или ребенку или педагогу; оспаривают результаты, диагнозы, назначают свое лечение, отменяют препараты, жалуются на специалистов, резкие замечания в адрес ребенка.
× ТОРГ: поиск лучшего решения, бесконечная смена специалистов и методов помощи(«сейчас мы это сделаем и он сразу поправится»).
× ДЕПРЕССИЯ: печаль, мрачные представления о будущем, снижение личной активности.
Принятие: проходят ПМПК, могут спокойно говорить о диагнозе, адекватно оценивают способности ребенка
Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в воспитательно-образовательном процессе своего ребенка.
Задачи:
- сформировать мотивацию к активному участию родителей в жизни своего ребенка, его развитии, обучении и воспитании;
- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и
психологии развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;
- обучить навыкам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях;
- сформировать адекватную самооценку.
4 слайд
В развитии и воспитании ребенка с ОВЗ важна грамотно выстроенная система организации жизни ребенка дома и в ДОУ.
Во время консультации всегда обращаем внимание на такие аспекты, как:
- Режим дня
- Полноценный сон
- Исключить гаджеты
- Сбалансированное питание
- Прогулки
- Физическое развитие ребенка
- Посещение специалистов
- Посещение стоматолога
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут занимать по отношению к образовательной организации агрессивную, партнерскую или безучастную позицию. Наша задача – сделать агрессивно настроенных и безучастных мам и пап своими союзниками в воспитании, обучении, адаптации ребенка.
5 слайд
Также использую упражнение «СВЕТОФОР». Техника предполагает описание трех вариантов развития ребенка в ближайшем будущем, если:
красный – родители находятся в отрицании проблем в развитии ребенка, не прислушиваются к рекомендациям специалистов, не его выполняют домашние задания, режим не налажен – в будущем ребенок. не сможет освоить программу общеобразовательной школы (к примеру); объясняю, что не надо ждать, что само «пройдет»;
желтый- родители выполняют рекомендации не в полном объёме, домашние задания выполняются от случая к случаю, режим не соблюдается в полной мере; в будущем, ребенок не сможет в полной мере скомпенсироваться, будет испытывать значительные трудности в обучении;
зеленый – родители прислушиваются к мнению специалистов, выполняют все рекомендации, выстроен режим жизни ребенка, в будущем ребенок имеет хорошие шансы скомпенсировать имеющиеся недостатки или преодолеть их и приблизиться к норме развития.
6 слайд
Также широко используются такие активные формы и методы работы с родителями:
общение и групповые родительские собрания;
консультации;
занятия с участием родителей;
совместная подготовка и проведение утренников;
выставка детских работ;
беседы с детьми и родителями;
семинар – практикум;
игровое моделирование с выполнением домашнего задания;
проведение детско – родительских групп.
Действенным методом обратить внимание на трудности ребенка является пригласить родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком. Многие родители действительно не видят проблем в развитии малыша, потому что не знают, как он выполняет задания и поручения педагога, общается с другими детьми, не сравнивают его со сверстниками. В условиях детского сада все особенности будут налицо. А если родители объективно оценивают развитие ребенка, они смогут увидеть методы, которые использует в работе педагог, и перенести их в домашнюю обстановку.
7 слайд
Порой у детей со сложными сочетанными нарушениями родители не отмечают положительной динамики. Или не знают, какие навыки формировать у ребенка. И что называется, опускаются руки.
Родителю можно предложить вести Дневник достижений ребенка. Он представляет собой таблицу, где есть столбики: формируемый навык сейчас, через полгода, комментарии.
Иногда родители предъявляют к ребенку завышенные требования, не понимая зону актуального и ближайшего развития ребенка. Это становится видно из дневника. Педагог помогает определить эти зоны и построить коррекционно-образовательный маршрут с учетом структуры, механизма дефекта, а также компенсаторных возможностей. Идти небольшими шагами, от простого к сложному.
Пример: Мама сосредоточена на обучении ребенка пяти лет чтению, но не уделяет внимание развитию других важных навыков: умение держать карандаш, самостоятельно застегивать пуговицы, не знает свой адрес и т.д.
Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пирамида Вильямса и Шеленбергера Проблемы семьи ребенка с ОВЗ «Запрещенное горе» Крушение жизненных проектов Потеря «ребенка мечты» Стресс, депрессия, апатия Запрет на радость Челночное горе
СТАДИИ ПРИНЯТИЯ ДИАГНОЗА РЕБЕНКА С ОВЗ ОТРИЦАНИЕ ГНЕВ ТОРГ ДЕПРЕССИЯ ПРИНЯТИЕ
Система жизни ребенка с ОВЗ дома и в ДОУ Режим дня Полноценный сон Исключить гаджеты Сбалансированное питание Прогулки Физическое развитие ребенка Посещение специалистов Посещение стоматолога
СВЕТОФОР
ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЕЙ общение и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей ; демонстрация видеофрагментов занятий с ребенком совместная подготовка и проведение утренников; выставка детских работ; беседы с детьми и родителями; семинар – практикум; проведение детско – родительских групп
ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"
Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
выступление на семинаре учителей-логопедов о взаимодействии логопеда с родителями...
Взаимодействие ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ
Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в воспитательно-образовательном процессе своего ребенка....
Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...
Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен
Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ».
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ»....