Взаимодействие ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ
презентация по логопедии

Александрова Юлия Валерьевна

Презентация об особенностях взаимодействия специалистов ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sp.docx18.45 КБ
Файл harisova_aleksandrova.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего выступления: «Особенности организации сотрудничества ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ».  Проблема взаимодействия с семьей актуальна, потому что нужно приложить немало усилий, чтобы родители были  активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. От характера установления связей в диалоге «педагог-родитель – ребенок с ОВЗ» будет зависеть  успешность социализации  ребенка в обществе.

2 слайд

Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи, поэтому часто родители ребенка с ОВЗ находятся в сложном положении эмоционально, морально и психологически.

Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей находятся в хроническом стрессовом состоянии,

 погружаются в состояние «запрещенного горя»,

испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды,

нередко у них возникает запрет на радость.

Также они испытывают чувство крушения жизненных проектов, потери «ребенка мечты» и т.д.

Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка. 

3 слайд

Когда обнаруживаются проблемы в развитии, родители проходят 5 стадий принятия диагноза ребенка:

× ОТРИЦАНИЕ: «он устал», «он все знает и дома все делает», «ему нужно больше времени», «это просто его бабушка избаловала», «не пойдем мы ни на какую ПМПК»; регулярный пропуск занятий.

× ГНЕВ: достается или ребенку или педагогу; оспаривают результаты, диагнозы, назначают свое лечение, отменяют препараты, жалуются на специалистов, резкие замечания в адрес ребенка.

× ТОРГ: поиск лучшего решения, бесконечная смена специалистов и методов помощи(«сейчас мы это сделаем и он сразу поправится»).

× ДЕПРЕССИЯ: печаль, мрачные представления о будущем, снижение личной активности.

Принятие: проходят ПМПК, могут спокойно говорить о диагнозе, адекватно оценивают способности ребенка

Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в воспитательно-образовательном процессе своего ребенка.

Задачи:

- сформировать мотивацию к активному участию родителей в жизни своего ребенка, его развитии, обучении и воспитании;

- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;

- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и

психологии развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- обучить навыкам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях;

- сформировать адекватную самооценку.

4 слайд

В развитии и воспитании ребенка с ОВЗ важна грамотно выстроенная система организации жизни ребенка дома и в ДОУ.

Во время консультации всегда  обращаем внимание на такие аспекты, как:

  • Режим дня
  • Полноценный сон
  • Исключить гаджеты
  • Сбалансированное питание
  • Прогулки
  • Физическое развитие ребенка
  • Посещение специалистов
  • Посещение стоматолога

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут занимать по отношению к образовательной организации агрессивную, партнерскую или безучастную позицию. Наша задача – сделать агрессивно настроенных и безучастных мам и пап своими союзниками в воспитании, обучении, адаптации ребенка.

5 слайд

Также использую упражнение «СВЕТОФОР». Техника предполагает описание трех вариантов развития ребенка в ближайшем будущем, если:

красный – родители находятся в отрицании проблем в развитии ребенка, не прислушиваются к рекомендациям специалистов, не его выполняют домашние задания, режим не налажен – в будущем ребенок. не сможет освоить программу общеобразовательной школы (к примеру); объясняю, что не надо ждать, что само «пройдет»;

желтый- родители выполняют рекомендации не в полном объёме, домашние задания выполняются от случая к случаю, режим не соблюдается в полной мере; в будущем, ребенок не сможет в полной мере скомпенсироваться, будет испытывать значительные трудности в обучении;

зеленый – родители прислушиваются к мнению специалистов, выполняют все рекомендации, выстроен режим жизни ребенка, в будущем ребенок имеет хорошие шансы скомпенсировать имеющиеся недостатки или преодолеть их и приблизиться к норме развития.

6 слайд

Также широко используются такие активные формы и методы работы с родителями:

общение и групповые родительские собрания;

консультации;

занятия с участием родителей;

совместная подготовка и проведение утренников;

выставка детских работ;

беседы с детьми и родителями;

семинар – практикум;

игровое моделирование с выполнением домашнего задания;

проведение детско – родительских групп.

Действенным методом обратить внимание на трудности ребенка является пригласить родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком. Многие родители действительно не видят проблем в развитии малыша, потому что не знают, как он выполняет задания и поручения педагога, общается с другими детьми, не сравнивают его со сверстниками. В условиях детского сада все особенности будут налицо. А если родители объективно оценивают развитие ребенка, они смогут увидеть методы, которые использует в работе педагог, и перенести их в домашнюю обстановку.

7 слайд

Порой у детей со сложными сочетанными нарушениями родители не отмечают положительной динамики. Или не знают, какие навыки формировать у ребенка. И что называется, опускаются руки.

Родителю можно предложить вести Дневник достижений ребенка. Он представляет собой таблицу, где есть столбики: формируемый навык сейчас, через полгода, комментарии.

Иногда родители предъявляют к ребенку завышенные требования, не понимая зону актуального и ближайшего развития ребенка. Это становится видно из дневника. Педагог помогает определить эти зоны и построить коррекционно-образовательный маршрут с учетом структуры, механизма дефекта, а также компенсаторных возможностей. Идти небольшими шагами, от простого к сложному.

Пример: Мама сосредоточена на обучении ребенка пяти лет чтению, но не уделяет внимание развитию других важных навыков: умение держать карандаш, самостоятельно застегивать пуговицы, не знает свой адрес и т.д.

Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет  представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ. Подготовили: учитель-логопед Александрова Юлия Валерьевна Энгельс, 2023

Слайд 2

Пирамида Вильямса и Шеленбергера Проблемы семьи ребенка с ОВЗ «Запрещенное горе» Крушение жизненных проектов Потеря «ребенка мечты» Стресс, депрессия, апатия Запрет на радость Челночное горе

Слайд 3

СТАДИИ ПРИНЯТИЯ ДИАГНОЗА РЕБЕНКА С ОВЗ ОТРИЦАНИЕ ГНЕВ ТОРГ ДЕПРЕССИЯ ПРИНЯТИЕ

Слайд 4

Система жизни ребенка с ОВЗ дома и в ДОУ Режим дня Полноценный сон Исключить гаджеты Сбалансированное питание Прогулки Физическое развитие ребенка Посещение специалистов Посещение стоматолога

Слайд 5

СВЕТОФОР

Слайд 6

ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЕЙ общение и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей ; демонстрация видеофрагментов занятий с ребенком совместная подготовка и проведение утренников; выставка детских работ; беседы с детьми и родителями; семинар – практикум; проведение детско – родительских групп

Слайд 7

ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"

Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

выступление на семинаре учителей-логопедов о взаимодействии логопеда с родителями...

Взаимодействие ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ

Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в воспитательно-образовательном процессе своего ребенка....

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...

Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен

Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...

Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ».

Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ»....