Конспект занятия по развитию связной речи "Дары осени"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Олеговна

Конспект занятия по развитию речи «Дары осени» в подготовительной группе

Тема: Дары осени

Возрастная группа: подготовительная

Форма НОД: познавательная

Форма организации: групповая, индивидуальная

Средства:

Мультимедийные: компьютер, презентация

Материалы и оборудования: коробка, овощи

Цель: создание условий для формирования грамматического строя речи, активизация словаря по теме «Овощи и фрукты»

Задачи:

Образовательные:

-расширить и уточнить словарь по теме: «Фрукты и овощи»;

- закрепить навык составления предложений по схеме с использованием сюжетной картинки;

- обучить детей составлению описательного рассказа по многофигурной картине, опираясь на навык составления отдельных предложений.

- закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов;

 

- упражнять в определении количества слов в предложении и составлении грамматически правильно оформленных предложений и схемы данного предложения;

-закреплять умение определять место звука в слове.
 

Развивающие:

- развивать связную речь;

- совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.;

- развивать у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение);

-развивать память, внимание, мышление;

- развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: Костюм Осени,дерево, корзинки,овощи, фрукты карточки с листьями разных деревьев, мяч, карточки - таблицы , набор Фребеля.
Предварительная работа: Беседа на тему «Дары осени», заучивание стихотворений, загадок, определение места звука в слове, составление схем предложений, дидактические игры, словесные игры.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга .
- В этот  день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?

Ответы детей.

Основная часть:
Логопед:А вы хотите , чтобы Осень пришла к нам в гости?
Ответы детей.
Выходит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: - Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что с собою принесла?
 

Логопед : А сейчас мы проверим , как хорошо вы знаете признаки осени.

Мы поиграем в игру «Да –нет», Я буду называть вопросы , а вы отвечайте.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

Бабочки летают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Логопед: Отлично! Мы с правились на отлично.
Осень: - Принесла, я вам подарки. Две корзинки.

Логопед:

В корзинке много чего?

Ответы детей: (много фруктов, овощей, грибов, ягод).

Осень: Пока я шла корзинки упали и фрукты и овощи перемешались. Помогите разложить их по корзинкам.

Ответы детей.

Логопед : Молодцы, вы справились с заданием. А сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Вы должны достать один шарик , сказать какого он цвета и сказать на какой фрукт или овощ он похож

Ответы детей.

Логопед : Давайте вами подумаем, чем отличаются овощи и фрукты.

Ответы детей.
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Сад-огород».Овощи у нас растут в огороде на грядке, а  фрукты в саду на дереве. Давайте разделимся на две команды и с помощью конструктора одна команда сделает сад, а вторая огород.
Ответы детей.

Логопед :Молодцы . расскажите, какие овощи и фрукты растут  у вас.

Ответы детей.

Логопед: Давайте  их посчитаем  .
Логопед: - А какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

Логопед: Я буду называть слова, а вы будете показывать мне если слово длинное длинную палочку, а если короткое короткую.

Дети выполняют задание.

Логопед: Где растут овощи? (на земле, под землёй)

- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

-Назовите какие овощи срывают ?

Ответы детей.

Логопед :Какие срезают ?

Ответы детей.

Логопед :Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

Ответы детей.

 Логопед :Какие овощи выкапывают ?

Логопед : Я вам буду показывать овощ, а вы должны будете сказать , как собирают овощ и выложить схему.

Логопед : Предлагаю поиграть в игра «Вершки-корешки»

Давайте вспомним, какие овощи растут над землей и под землей. Я буду

называть овощ. Если он растет под землей, вы садитесь на корточки, если над землей, то вы встаете.

Логопед:А сейчас мы в игру «Скажи наоборот»

Яблоко- сладкое, а чеснок…..

Помидор-мягкий, а тыква…

Капуста –большая, а чеснок…

Груша гладкая, а киви ….

Яблоня-высокая, а лук…

Логопед:К аждый из вас получит карточку с изображением овоща или фрукта и с помощью конструктора заполнит таблицу- признаков.

В таблице указано,надо указать цвет, форму, кожуру, семечки.

Детям показывают фрукт или овощ, а они отгадывают и выкладывают из конструктора.

Логопед: Попрошу вас  рассказать по схеме про овощи.

 

 

Составление описательного рассказа по картинкам-символам

Помидор - это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.

Логопед:А сейчас мы , чтобы вы немного отдохнули сделаем зарядку.

Вот так яблоко!

Оно-соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать, трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот и яблоко!

Оно соку сладкого полно!

 

Логопед:  У каждого есть на столе яблоня. Вы будете по моей инструкции добавлять на неё яблоки. Мы с вами поиграем в игру « Яблонька». Дети расставляют яблоки на трафарете  по указанию взрослого.

Логопед:: Молодцы с заданием справились. Ребята давайте подумаем, вспомним, что можно приготовить из овощей и фруктов?

Ответы детей: сок, варенье, желе, компот, кисель, салат…

Логопед: Замечательно, подумайте, не торопитесь. Ответьте, как будет называться сок, сделанный из фруктов – фруктовый, из овощей – овощной. Хорошо, а как будет называться сок из яблок-…., а варенье…

Ответы детей.

Логопед: из апельсинов сок

Логопед:из груши варенье?

Ответы детей.

Логопед: из помидор варенье?

Ответы детей.

Логопед: А сок , как назыается?

Логопед: молодцы, правильно. У помидора есть еще одно название томат. Поэтому сок получил название томатный, считалось что это более красивое название, чем помидорный.

Логопед: Молодцы. Потрудились хорошо, урожай собрали, варенье и сок заготовили. А кто мне может сказать, почему надо есть много овощей и фруктов?

Дети: они полезны, в них много витаминов.

 


3. Рефлексия.

Логопед:Ребята мы с вами повторили названия овощей и фруктов,узнали, что они  очень полезны для здоровья, в них очень много полезных витаминов для роста.

- Кому понравилось занятие покажите яблоко. А кому нет, лимон.

Логопед:Поднимите руку те ребята, которые что-то новое сегодня узнал?,

Логопед:После того как вы придете домой из садика, спросите у родителей какие есть ещё фрукты и овощи и, и какую пользу они приносят людям. Расскажите о  своём любимом фрукте или овоще, которое больше всего вам понравилось.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Дары осени» в подготовительной группе

Тема: Дары осени

Возрастная группа: подготовительная

Форма НОД: познавательная

Форма организации: групповая, индивидуальная

Средства:

Мультимедийные: компьютер, презентация

Материалы и оборудования: коробка, овощи

Цель: создание условий для формирования грамматического строя речи, активизация словаря по теме «Овощи и фрукты»

Задачи:

Образовательные:

-расширить и уточнить словарь по теме: «Фрукты и овощи»;

- закрепить навык составления предложений по схеме с использованием сюжетной картинки;

- обучить детей составлению описательного рассказа по многофигурной картине, опираясь на навык составления отдельных предложений.

- закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов;

- упражнять в определении количества слов в предложении и составлении грамматически правильно оформленных предложений и схемы данного предложения;

акреплять умение определять место звука в слове.

Развивающие:

- развивать связную речь;

- совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.;

- развивать у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение);

-развивать память, внимание, мышление;

- развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: Костюм Осени,дерево, корзинки,овощи, фрукты карточки с листьями разных деревьев, мяч, карточки - таблицы , набор Фребеля.
Предварительная работа: Беседа на тему «Дары осени», заучивание стихотворений, загадок, определение места звука в слове, составление схем предложений, дидактические игры, словесные игры.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга .
- В этот  день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?

Ответы детей.

Основная часть:
Логопед:А вы хотите , чтобы Осень пришла к нам в гости?
Ответы детей.
Выходит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: - Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что с собою принесла?

Логопед : А сейчас мы проверим , как хорошо вы знаете признаки осени.

Мы поиграем в игру «Да –нет», Я буду называть вопросы , а вы отвечайте.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

Бабочки летают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Логопед: Отлично! Мы с правились на отлично.
Осень: - Принесла, я вам подарки. Две корзинки.

Логопед:

В корзинке много чего?

Ответы детей: (много фруктов, овощей, грибов, ягод).

Осень: Пока я шла корзинки упали и фрукты и овощи перемешались. Помогите разложить их по корзинкам.

Ответы детей.

Логопед : Молодцы, вы справились с заданием. А сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Вы должны достать один шарик , сказать какого он цвета и сказать на какой фрукт или овощ он похож

Ответы детей.

Логопед : Давайте вами подумаем, чем отличаются овощи и фрукты.

Ответы детей.
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Сад-огород».Овощи у нас растут в огороде на грядке, а  фрукты в саду на дереве. Давайте разделимся на две команды и с помощью конструктора одна команда сделает сад, а вторая огород.
Ответы детей.

Логопед :Молодцы . расскажите, какие овощи и фрукты растут  у вас.

Ответы детей.

Логопед: Давайте  их посчитаем  .
Логопед: - А какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

Логопед: Я буду называть слова, а вы будете показывать мне если слово длинное длинную палочку, а если короткое короткую.

Дети выполняют задание.

Логопед: Где растут овощи? (на земле, под землёй)

- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

-Назовите какие овощи срывают ?

Ответы детей.

Логопед :Какие срезают ?

Ответы детей.

Логопед :Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

Ответы детей.

 Логопед :Какие овощи выкапывают ?

Логопед : Я вам буду показывать овощ, а вы должны будете сказать , как собирают овощ и выложить схему.

Логопед : Предлагаю поиграть в игра «Вершки-корешки»

Давайте вспомним, какие овощи растут над землей и под землей. Я буду

называть овощ. Если он растет под землей, вы садитесь на корточки, если над землей, то вы встаете.

Логопед:А сейчас мы в игру «Скажи наоборот»

Яблоко- сладкое, а чеснок…..

Помидор-мягкий, а тыква…

Капуста –большая, а чеснок…

Груша гладкая, а киви ….

Яблоня-высокая, а лук…

Логопед:К аждый из вас получит карточку с изображением овоща или фрукта и с помощью конструктора заполнит таблицу- признаков.

В таблице указано,надо указать цвет, форму, кожуру, семечки.

Детям показывают фрукт или овощ, а они отгадывают и выкладывают из конструктора.

Логопед: Попрошу вас  рассказать по схеме про овощи.

 

 

Составление описательного рассказа по картинкам-символам

Помидор - это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.

Логопед:А сейчас мы , чтобы вы немного отдохнули сделаем зарядку.

Вот так яблоко!

Оно-соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать, трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот и яблоко!

Оно соку сладкого полно!

Логопед:  У каждого есть на столе яблоня. Вы будете по моей инструкции добавлять на неё яблоки. Мы с вами поиграем в игру « Яблонька». Дети расставляют яблоки на трафарете  по указанию взрослого.

Логопед:: Молодцы с заданием справились. Ребята давайте подумаем, вспомним, что можно приготовить из овощей и фруктов?

Ответы детей: сок, варенье, желе, компот, кисель, салат…

Логопед: Замечательно, подумайте, не торопитесь. Ответьте, как будет называться сок, сделанный из фруктов – фруктовый, из овощей – овощной. Хорошо, а как будет называться сок из яблок-…., а варенье…

Ответы детей.

Логопед: из апельсинов сок

Логопед:из груши варенье?

Ответы детей.

Логопед: из помидор варенье?

Ответы детей.

Логопед: А сок , как назыается?

Логопед: молодцы, правильно. У помидора есть еще одно название томат. Поэтому сок получил название томатный, считалось что это более красивое название, чем помидорный.

Логопед: Молодцы. Потрудились хорошо, урожай собрали, варенье и сок заготовили. А кто мне может сказать, почему надо есть много овощей и фруктов?

Дети: они полезны, в них много витаминов.


3. Рефлексия.

Логопед:Ребята мы с вами повторили названия овощей и фруктов,узнали, что они  очень полезны для здоровья, в них очень много полезных витаминов для роста.

- Кому понравилось занятие покажите яблоко. А кому нет, лимон.

Логопед:Поднимите руку те ребята, которые что-то новое сегодня узнал?, Логопед:После того как вы придете домой из садика, спросите у родителей какие есть ещё фрукты и овощи и, и какую пользу они приносят людям. Расскажите о  своём любимом фрукте или овоще, которое больше всего вам понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами изодеятельности на тему: «Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Учить рассматривать пейзажные картины; познакомить детей с творчеством И. Левитана на основе репродукции картины «Золотая осень»....

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе "Осень золотая"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группеРассказывание по теме «Золотая осень» Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.С...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы Рассказывание по теме «Золотая осень»

Систематизировать знания детей  об осени  и осенних явлениях;активизировать словарь по данной теме...

Конспект занятия по развитию связной речи для старшей группы. Тема "Осень"

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - формировать навык составления описательного рассказа...