Рекомендации для родителей детей с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа)

Ларионенко Светлана Васильевна

Даны рекомендации для родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley_i_pedagogov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей детей с ОНР

В коррекционной работе участвуют, помимо логопеда, воспитатели группы, педагог – психолог, медицинский работник, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и, конечно, родители. Поэтому успех в речевом развитии ребенка может быть обеспечен только в результате комплексной работы (ДОУ + семья).

Родители должны понимать, что необходимо немало их собственных усилий для развития ребенка. На взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительного настроя по отношению к педагогам и за наблюдением и лечением у различных специалистов в случае необходимости. Необходимо соблюдение рекомендаций врачей, если таковые имеются, а также организация прогулок на свежем воздухе.

Формирование внятного речеговорения, предполагает понимание того, что речь не существует изолированно от других психических процессов, то есть развитие речи связано с развитием прочих высших психических функций (память, восприятие, наглядно-образное мышление). Для развития речи необходимо развивать слух и способность ребёнка различать различные звуки: кто-то прошёл по коридору, на улице залаяла собака или догадаться по звукам, что мама делает на кухне. Необходимо упражняться, например, в проговаривании скороговорок Источник: Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки / Т. А. Куликовская. – Москва : Гном, 2008 URL: logopedicheskie_skorogovorki_i_schitalki.pdf (ucoz.com).

Помимо развития речи необходимо проводить упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые игры, пазлы). В целом, развитие речи в семье важно соединить с практической деятельностью детей и взрослых в контексте различных бытовых моментов, посещением общественных мест и даже развлечениями детей. Наблюдая за различными явлениями, предметами, взрослые сообщают ребенку их названия, способствуют развитию их словарного запаса (пассивного и активного), необходимого для обозначения предметов окружающего мира. Родителям необходимо проводить рекомендованные педагогами игры и упражнения.

В качестве литературы для самообразования предлагаются книги:

Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. – Москва: Детство-Пресс, 2019. – 128 с. (detsad101.ru/files/2019/04/19/metKop/Agranovich_Sbornik_domashnih_zadanij_.pdf?ysclid=lou31qjuii134300006)

Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва: Альфа, 1993

Рекомендации для педагогов ДОУ

Рекомендации общего плана для воспитателей заключаются в соблюдении организационных моментов занятий. Необходимо акцентировать внимание педагогов на условиях осуществления коллективной речевой деятельности детей. Детям необходимо давать возможность свободного размещения во время занятий таким образом, чтобы им было удобно смотреть на говорящего воспитателя, изучать предмет и видеть друг друга так, чтобы прямо воспринимать чужую речь. В процессе работы воспитатель должен стараться не делать резких замечаний в том случае, если ребёнок сделал ошибку. В случае ошибки стоит привлечь внимание детей к ошибке, предложить кому-либо из детей исправить ошибку либо в ином случае деликатно самому исправить ошибку и повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребёнком, опустившим ошибку.

Обучение пересказу воспитатель должен обязательно предварять установкой: «Прослушайте внимательно рассказ, вы будете его пересказывать». Рекомендуется прослушать пересказ 1-2 детей, предупредив остальных, чтобы они слушали внимательно и были готовы исправить ошибки.

В процессе мероприятий педагог должен создавать ситуации, актуализирующие потребность в речевых высказываниях, то есть воспитатель не должен опережать возможную активность детей. Необходим создавать такую ситуацию, в которой у ребёнка возникает желание высказаться  либо поделиться своими впечатлениями об увиденном. Такая ситуация может быть создана в том случае, если в группе воспитанников создан хороший эмоциональный настрой, где преодолевается страх ребёнка перед ошибкой.

При проведении игр, упражнений с целью развития связной речи словарный материал должен обязательно включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений. При всём при этом в процессе проведения игр и упражнений фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальным подходом, предполагающим ориентировку на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности детей по дороге в школу»

Рекомендации для родителейдетей старшего дошкольного возраста«Правила безопасности детей по дороге в школу»...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие математических навыков у детей»

Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на об...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему "Безопасность детей в ваших руках"

Данный материал преданачен для родителей старших дошкольников в качестве рекомендаций по ознакомлению детей с безопасной жизнедеятельностью....

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста"Возможные формы cовместного отдыха родителей и детей"

Данный материал могут использовать родители детей старшего дошкольного возраста для организации совместного отдыха....

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Учите детей любить книгу"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста».

Создавать дома благополучную атмосферу, где взаимоотношения между родителями и ребёнком построены на основе доброжелательности и взаимоуважении;Упражнять детей в проявлен...