Памятка "Дефекты речи"
материал по логопедии

Иконникова Тамара Валерьевна

Нарушения устной речи, письма и чтения, требующие логопедической коррекции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defekty_rechi_pamyatka.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения устной речи, письма и чтения, требующие логопедической коррекции.


Алалия – отсутствие или недоразвитие речи в результате органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия не просто временная задержка речевого развития. При этом весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния ЦНС. В зависимости от превалирующего компонента нарушения выделяют: 
1) моторную алалию – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловой стороны речи. 
2) сенсорную алалию – нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора. У ребенка своевременно не формируется связь между предметом (действием) и обозначающим его словом. 

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга и ближайшей подкорки доминантного по речи полушария. Данное расстройство речи наблюдается у лиц с уже сформировавшейся речью. 

Афония – отсутствие голоса (не является диагнозом, а только отражает степень нарушения голоса). 

Брадилалия – патологически замедленный темп речи. 

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Нарушаться могут как отдельные звуки ([р], [л], [с] и т.д.), так и группы звуков (например, шипящие – [ш], [ж], [ч], [щ], свистящие [с], [с’], [з], [з’], [ц] и т.д.). Выделяют: 
1. Функциональную дислалию. Нарушение представляет собой нарушение звукопроизношения, при котором нет органических нарушений. Данное явление может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образы отдельных звуков. 
2. Механическую дислалию. Нарушение звукопроизношения, обусловленное дефектами строения периферического речевого аппарата (укороченная подъязычная уздечка, готическое небо, неправильный прикус и т.д.). 

Дизартрия – нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает вследствие органического поражения определенных отделов центральной и периферической нервной системы. выделяется несколько форм дизартрии. 

Дизорфография – нарушение морфологического принципа письма, выражающееся в стойких, специфических ошибках, которые проявляются на протяжении длительного периода обучения. 

Дисграфия – нарушение фонематического принципа письма, выражающееся в стойких, специфических ошибках, которые проявляются на протяжении длительного периода обучения, отрицательно влияя на овладение грамотой. Нарушение не преодолевается без проведения специальных логопедических занятий. 

Дислексия – нарушение формирования навыка чтения, выражающееся в стойких, специфических ошибках, которые проявляются на протяжении длительного периода обучения. Нарушение может возникать как результат речевой патологии или дефицита зрительных функций. 

Дисфония – частичное нарушение голоса (не является диагнозом, а только отражает степень нарушения голоса). 

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации экспрессивной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 

Клаттеринг – расстройство плавности речи, характеризующееся ускоренным темпом и нерегулярным ритмом речи. Быстрая речь дополняется одним или несколькими симптомами: частым и неоправданным паузированием, звуковыми вставками разного характера, нарушением звукопроизношения и перестановками в многосложных словах, нарушением синтаксического строения фразы. 

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь. 

Ринолалия – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве звукопроизношения и назальном тембре голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелины губы и неба, гипокинез мягкого неба и т.д.). Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи, при этом страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. 

Ринофония – нарушение только тембра голоса, проявляющееся в назальном оттенке голоса. 

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. 

Фонастения – слабость голоса.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН или ФФНР) - это нарушение устной речи, при котором у ребенка страдает произносительная сторона речи, а также способность различать сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...