Логопедическое занятие по теме "Животные Севера"
план-конспект занятия по логопедии

Липатенкова Олеся Викторовна

создание условий для развития словаря,  уточнение с детьми названий животных Севера, знаний о  их внешних признаках, их строении и чем питаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_po_teme_zhivotnye_severa_.docx96.67 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме "Животные Севера"

Цель: создание условий для развития словаря,  уточнение с детьми названий животных Севера, знаний о  их внешних признаках, их строении и чем питаются.

Коррекционно-образовательные задачи:  совершенствование грамматического строя речи (обучение составлению предложений по вопросам, по картине и согласованию слов в предложении, образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов).

Коррекционно-развивающие задачи: создать условия для развития фонематического представления, зрительного и слухового внимания, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование: картинки с изображениями животных

1. Орг. момент.

- Я  предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а что такое Север? Все  готовы к путешествию? А мы не замерзнем? Давайте все вместе сделаем гимнастику для язычка и разогреемся.

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение на развитие дыхания 

«Умка сдувает снежинки»-представим, что на ладошке «снежинки». Поднесите их к губам. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на «снежинки».

Артикуляционные упражнения:

Упражнение для челюсти «Тюлень»--широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.

Упражнения для губ и щек «Исхудавшие пингвины»- втянуть щёки;

«Морж широко открывает рот и ловит планктон»- окошечко;

«Полярная сова и пингвин снесли яйца»- губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой;

«Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с.

Упражнение для языка

«Морж на лежбище»- положить широкий язык на нижнюю губу;

«Дельфин-нарвал»- острый язык, иголочкой;

«Дельфин-нарвал на охоте»- острым языком двигать влево- вправо;

«Тюлень ловит рыбу»- язык чашечкой;

«Птенец пингвина пробивает скорлупу»-стучать за верхними зубами острым кончиком языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т; 

«Морской слон рычит»язык за верхними зубами: др-р-р-р-р, помогаем пальчиком под язычком.

Вот сейчас мы с вами готовы к путешествию. Закроем глазки и все вместе мы с вами окажемся на Севере. Включается фонограмма ветра, вьюги. Вот мы с вами и оказались на севере.

3. Беседа по теме занятия.

Север – это часть Света, где снег лежит почти круглый год, дуют очень сильные ветры, метут метели, моря покрыты толстым льдом. Люди на Севере живут не постоянно, только работают, изучают погоду и жизнь местных животных. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени.

Среди хищных зверей Севера самым крупным является Белый медведь.

Тело медведя покрыто длинной, густой шерстью. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде. Про медведя можно сказать – что он толстый. Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на снегу, это облегчает ему охоту за тюленями. Питается белый медведь тюленями, рыбой. В начале зимы у медведицы рождаются медвежата.

Показ изображения моржа.

У моржа есть туловище, голова, клыки и ласты. Ласты нужны для плавания и ныряния. Моржи и медведи, не боятся холода. Так как у них есть толстый слой подкожного жира. Моржи – знамениты своими усами. С их помощью моржи ищут себе пищу: моллюсков, улиток, морских червей. Во время долгой полярной зимы моржи кормятся в полной темноте у дна закованного в лёд океана. Клыки защищают моржей от врагов, а ещё они цепляются ими за края льдины для того, чтобы легко вылезти из воды. У моржихи появляется один детеныш– моржонок.

Показ Изображения тюленя.

Это тюлень. Большую часть своей жизни тюлени проводят в воде. Они очень быстро плавают, ловко ныряют. Для этого у тюленей есть ласты. Питаются тюлени рыбой и мелкими морскими животными. У тюленихи рождается белый детеныш – тюленёнок (белек).

Скажите ребята, а почему детеныша тюленя так называют?

Потому что он белый.

Показ изображения Северного оленя.

Это дикий Северный олень. На голове у него длинные рога, тело покрыто плотной шерстью. Шерсть дает защиту для оленя от стужи и сильного ветра. Олень сухопутное животное. В очень холодную погоду олени сбиваются в плотные стада. Так как животные в стаде находятся близко друг к другу – ведь так теплее. Олениха тоже рожает одного оленёнка. Питаются они сухой травой, которая прячется под слоем снега.

4. Дидактическая игра "Назови семью"

Морж – моржиха – морженок

Полярный волк – волчица – волченок

Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок

Тюлень – тюлениха – тюлененок (белек)

Олень – олениха – олененок

Пингвин – пингвиниха - пингвиненок

5. Чистоговорки

Ина – ина – ина – вот большая льдина

Эни-эни-эни – на Севере олени

Ин – ин – ин – рыбу ест пингвин

Эни –эни –эни – на льдине спят тюлени

6. Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Чьи уши у медведя? – медвежьи уши

Чья голова у тюленя? – тюленья голова

Чьи рога у оленя? – оленьи рога

Чей хвост у песца? – песцовый хвост

Чьи лапы у рыси? – рысьи лапы

Чьи бивни у моржа? – моржовые бивни

7. Игра «Сложи слово»

Если у моржа толстая кожа, то это … (толстокожий морж)

 Если у оленя длинные рога, то это … (длиннорогий олень)

Если у совы белые крылья, то это … (белокрылая сова)

 Если у тюленя длинные усы, то это … (длинноусый тюлень)

Если у медведя толстые лапы, то это … (толстолапый медведь)

Если у песца острые зубы, то это … (острозубый песец)

8. Загадки

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он – (Тюлень)

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь    (Моржи)

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? – Белые медведи

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же.   (Пингвин)

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный. (Олень)

9. Дидактическая игра «Назови со словом много».

Один морж, а много…

Один медведь, а много…

Один олень, а много…

Один тюлень, а много…

Одна сова, а много…

Один кит, а много…

10. Дидактическая игра «Сосчитай»

Один морж, два моржа, пять моржей. Один медведь, два медведя, пять медведей. Один тюлень, два тюленя, пять тюлений.

(Пингвин, волк, олень)

11. Пальчиковая  гимнастика « Животные севера».

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?

(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

 Звери необычные, к холоду привычные.

 («Замок» меняя положение пальцев)

Вот песец из норки смотрит,

(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).

Белый мишка важно ходит,

(Пальчики «шагают»).

Ну, а морж, как капитан,

Покоряет океан.

(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Гордый северный олень

(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

Грузы возит целый день.

(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

12.Письменное упражнение

Раскраски по теме "Животные Севера"

- Ребята, вот у нас с вами  и картинки на память о Севере есть. Ну а теперь нам пора, попрощаться с Севером и возвращаться в детский сад. Закроем все глазки и очутимся в нашем детском саду.

13. Итог занятия

- Где мы сегодня побывали?

- Какие животные там живут?

-Что вам понравилось на занятии?

- Что вы запомнили?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”

Дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью живот...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест...

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшего возраста "Путешествие на Север"

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Животные Севера" по ФГОС.  Всё занятие строилось на проблемных вопросах. Дети отправлялись на север и искали маму б...

Конспект открытого комплексного логопедического занятия "Если ты узнаешь Север - не забудешь никогда!"

Логопедическое занятие (подготовительная группа)Расширить представление детей о природе Севера, его животном мире....

Логопедическое занятие по теме Животные Севера

Логопедическое занятие по теме Животные Севера составлено для детей подготовительной группы....

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы ТНР" Путешествие на Север"

Конспект логопедического занятия,содержащий много здоровьесберегающих технологий ....