«Использование «Кругов Луллия» при коррекции глагольно-временных категорий в речевом развитии детей с ТНР»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Зайчикова Лариса Александровна

К основным формам, направленным на развитие речи по ФГОС ДО в ДОУ, относятся:

- личная вовлеченность детей в деятельность, применение различных дидактических заданий и игр;

-использование приемов, которые помогают формировать у детей умение общаться, выстраивать диалог, пополнять словарный запас, совершенствовать грамматически правильную речь, развивать речевое творчество.

 

В связи с этим актуальным становится поиск оптимальных условий, методов, приемов и средств, позволяющих развивать речь детей.

Изучив методическую литературу и  интернет ресурсы, я пришла к выводу, что «Круги (кольца) Луллия» универсальное дидактическое средство, которое формирует мыслительные процессы и развивает речь детей; вносит элемент игры, поддерживает интерес к материалу.

В 13 веке французский монах Раймонд Луллия создал логическую машину в виде бумажных кругов. Они представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.  Луллия на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения.

Перед собой я поставила задачу разработать дидактическое пособие, которое позволит  корректировать у детей с речевыми проблемами нарушения употребления глагольно-временных категорий в речи.

Особенности речевого развития детей с ТНР.

Как и все люди, ребенок живет в искусственной величине - времени. Поэтому должен сам научиться ориентироваться в нём. Также это требуется для того, чтобы ребенок учился направлять и устраивать свою деятельность с учетом времени.

При недостаточном уровне развития представлений о времени у детей могут наблюдаться сложности в овладении правильной устной речью. Такие дошкольники путают понятия связанные со временем, из-за чего их устная речь становится аграмматичной и окружающие не всегда могут понять, что хочет сказать ребенок. Что в свою очередь ведет к трудностям освоения письменной речи и школьной программы в целом, и в частности грамматики (различение форм времени глагола, его совершенного и несовершенного вида).

У детей с ОНР III уровня в силу имеющихся нарушений речевого развития временные представления складываются особенно трудно,  фрагментарно, не в полном объеме, поэтому нуждаются в развитии и коррекции.

Цель развития временных представлений у детей с ОНР III уровня – научить самостоятельно ориентироваться во времени, употреблять в речи слова, обозначающие временные понятия, чувствовать его продолжительность,  чтобы планировать, распределять и контролировать свою деятельность во времени.

Дошкольники с ОНР плохо знают названия базовых временных единиц, им трудно различать прошлое, настоящее и будущее, путают понятия «до», «после», «сначала», «потом», у них очень обеднен словарь временных наречий.

К особенностям  формирования глагольного словаря у детей с ОНР можно отнести: бедность глагольного словаря; неточное, недифференцированное употребление глаголов; трудности активизации словарного запаса; преобладание пассивного словаря над активным; зависимость недостаточности глагольного словаря от особенностей познавательной деятельности.   

Все эти особенности в развитии глагольно - временных представлений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста должны учитываться  при организации коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.

При разработке дидактического пособия, которое позволит  корректировать нарушения употребления глагольно-временных категорий в речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, перед собой я поставила следующие дидактические цели и задачи:

Цель дидактического пособия:

- расширение словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

Задачи:

-активизация глагольного словаря;

- уточнения применения грамматических конструкций (изменение прошедшего,  настоящего и будущего времени по лицам и числам)

- формирование структуры предложения.

Основывалась на основные принципы дошкольной педагогики:

Принципы  научности, доступности, целенаправленности, систематичности и последовательности, наглядности, принцип связи обучения с жизнью, прочности, сознательности и активности.

 

 

Пособие «Волшебные часы»

Пособие состоит из трех частей. Каждая из этих частей визуально представляет временную категорию русского языка: прошедшее, настоящее и будущее время. Для ориентации во временных представлениях на «Часах» есть направление взгляда «Часиков», которое подсказывает детям выбор  временного понятия. На циферблате подобраны частотные глаголы, используемые в повседневной жизни ребенка. При работе с пособием  ребенок вращает нижний концентрический круг, подставляя в сектор изображение действия.

Ребенок, при помощи педагога, учится правильно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, и будущем времени. Также к пособию прилагаются фигурки детей, что позволят упражнять в спряжении глаголов по лицам.

Глаголы (картинки-действия) подобраны в соответствии с системой «ПЭКС» для неговорящих детей. Они являются символичными и многозначными, а также могут использоваться для образования  глаголов с различными приставками.

Простота конструкции и вариативность использования пособия  позволяют мне решать поставленные цели и задачи  на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

На первоначальном этапе я использую «Часы настоящего времени», так как работа с данной временной категорией более проста и доступна для понимания детей с ТНР. Затем постепенно мы добавляем категории прошедшего и будущего времени в соответствии с индивидуальным и дифференцированным подходом к речевым потребностям ребенка.

Технологическая цепочка использования пособия

· Знакомство с  глаголами (представленными картинками)

· Постановка цели, задачи или проблемы

· Подбор или выбор необходимого слова

· Словообразование или словоизменение

· Работа над грамматической категорией (по повтору, по образцу, самостоятельно)

· Работа над предложением с выбранным или предложенным словом

Преимущества использования

Необычная форма заданий позволяет не только расширять, активизировать и использовать глагольный словарь в настоящем, прошедшем и будущем времени  в самостоятельной речи, но и развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание.

А самое главное - дает ребенку возможность поверить в свои силы, развить творческий потенциал, тем самым создать  условия для мотивации речевой активности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста....

Презентация "Использование авторских дидактических игр и пособий для сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста"

laquo;Раннее детство уникально и несет в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть не только признана, востребована, но и ре...

Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ

Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно использовать при работе с детьми с ОНР для коррекции и развития компонентов речевой сис...

Использование технологии "Ай - стоппер" в игровом пространстве ,для познавательно-речевого развития детей с ОНР

Статья раскрывает возможности использования технологии  Ай-стоппер в предметно развивающей среде,описываются виды,даны рекомендации по  их использованию....