«Использование «Кругов Луллия» при коррекции глагольно-временных категорий в речевом развитии детей с ТНР»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
К основным формам, направленным на развитие речи по ФГОС ДО в ДОУ, относятся:
- личная вовлеченность детей в деятельность, применение различных дидактических заданий и игр;
-использование приемов, которые помогают формировать у детей умение общаться, выстраивать диалог, пополнять словарный запас, совершенствовать грамматически правильную речь, развивать речевое творчество.
В связи с этим актуальным становится поиск оптимальных условий, методов, приемов и средств, позволяющих развивать речь детей.
Изучив методическую литературу и интернет ресурсы, я пришла к выводу, что «Круги (кольца) Луллия» универсальное дидактическое средство, которое формирует мыслительные процессы и развивает речь детей; вносит элемент игры, поддерживает интерес к материалу.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллия создал логическую машину в виде бумажных кругов. Они представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллия на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения.
Перед собой я поставила задачу разработать дидактическое пособие, которое позволит корректировать у детей с речевыми проблемами нарушения употребления глагольно-временных категорий в речи.
Особенности речевого развития детей с ТНР.
Как и все люди, ребенок живет в искусственной величине - времени. Поэтому должен сам научиться ориентироваться в нём. Также это требуется для того, чтобы ребенок учился направлять и устраивать свою деятельность с учетом времени.
При недостаточном уровне развития представлений о времени у детей могут наблюдаться сложности в овладении правильной устной речью. Такие дошкольники путают понятия связанные со временем, из-за чего их устная речь становится аграмматичной и окружающие не всегда могут понять, что хочет сказать ребенок. Что в свою очередь ведет к трудностям освоения письменной речи и школьной программы в целом, и в частности грамматики (различение форм времени глагола, его совершенного и несовершенного вида).
У детей с ОНР III уровня в силу имеющихся нарушений речевого развития временные представления складываются особенно трудно, фрагментарно, не в полном объеме, поэтому нуждаются в развитии и коррекции.
Цель развития временных представлений у детей с ОНР III уровня – научить самостоятельно ориентироваться во времени, употреблять в речи слова, обозначающие временные понятия, чувствовать его продолжительность, чтобы планировать, распределять и контролировать свою деятельность во времени.
Дошкольники с ОНР плохо знают названия базовых временных единиц, им трудно различать прошлое, настоящее и будущее, путают понятия «до», «после», «сначала», «потом», у них очень обеднен словарь временных наречий.
К особенностям формирования глагольного словаря у детей с ОНР можно отнести: бедность глагольного словаря; неточное, недифференцированное употребление глаголов; трудности активизации словарного запаса; преобладание пассивного словаря над активным; зависимость недостаточности глагольного словаря от особенностей познавательной деятельности.
Все эти особенности в развитии глагольно - временных представлений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста должны учитываться при организации коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
При разработке дидактического пособия, которое позволит корректировать нарушения употребления глагольно-временных категорий в речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, перед собой я поставила следующие дидактические цели и задачи:
Цель дидактического пособия:
- расширение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Задачи:
-активизация глагольного словаря;
- уточнения применения грамматических конструкций (изменение прошедшего, настоящего и будущего времени по лицам и числам)
- формирование структуры предложения.
Основывалась на основные принципы дошкольной педагогики:
Принципы научности, доступности, целенаправленности, систематичности и последовательности, наглядности, принцип связи обучения с жизнью, прочности, сознательности и активности.
Пособие «Волшебные часы»
Пособие состоит из трех частей. Каждая из этих частей визуально представляет временную категорию русского языка: прошедшее, настоящее и будущее время. Для ориентации во временных представлениях на «Часах» есть направление взгляда «Часиков», которое подсказывает детям выбор временного понятия. На циферблате подобраны частотные глаголы, используемые в повседневной жизни ребенка. При работе с пособием ребенок вращает нижний концентрический круг, подставляя в сектор изображение действия.
Ребенок, при помощи педагога, учится правильно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, и будущем времени. Также к пособию прилагаются фигурки детей, что позволят упражнять в спряжении глаголов по лицам.
Глаголы (картинки-действия) подобраны в соответствии с системой «ПЭКС» для неговорящих детей. Они являются символичными и многозначными, а также могут использоваться для образования глаголов с различными приставками.
Простота конструкции и вариативность использования пособия позволяют мне решать поставленные цели и задачи на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
На первоначальном этапе я использую «Часы настоящего времени», так как работа с данной временной категорией более проста и доступна для понимания детей с ТНР. Затем постепенно мы добавляем категории прошедшего и будущего времени в соответствии с индивидуальным и дифференцированным подходом к речевым потребностям ребенка.
Технологическая цепочка использования пособия
· Знакомство с глаголами (представленными картинками)
· Постановка цели, задачи или проблемы
· Подбор или выбор необходимого слова
· Словообразование или словоизменение
· Работа над грамматической категорией (по повтору, по образцу, самостоятельно)
· Работа над предложением с выбранным или предложенным словом
Преимущества использования
Необычная форма заданий позволяет не только расширять, активизировать и использовать глагольный словарь в настоящем, прошедшем и будущем времени в самостоятельной речи, но и развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание.
А самое главное - дает ребенку возможность поверить в свои силы, развить творческий потенциал, тем самым создать условия для мотивации речевой активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический семинар для педагогов ДОУ " Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"
Цель: повышение культуры речи, как компонента профессиональной компетентности педагога ДОУ....
Презентация: Теоретический семинар «Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»
Презентация для педагогов ДОУ...
Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста
Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/15/picture-790962-1463330739.jpg)
Презентация "Использование авторских дидактических игр и пособий для сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста"
laquo;Раннее детство уникально и несет в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть не только признана, востребована, но и ре...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/22/picture-1129313-1553252032.jpg)
Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста
Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1001971-1516935758.jpg)
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ
Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно использовать при работе с детьми с ОНР для коррекции и развития компонентов речевой сис...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/03/picture-1254083-1591195593.jpg)
Использование технологии "Ай - стоппер" в игровом пространстве ,для познавательно-речевого развития детей с ОНР
Статья раскрывает возможности использования технологии Ай-стоппер в предметно развивающей среде,описываются виды,даны рекомендации по их использованию....