ОД в старшей логопедической группе по лексической теме "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Наталья Сергеевна Безик

для использования в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nasekomye.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по лексической теме «Насекомые»

для детей старшего дошкольного возраста

подготовила

учитель – логопед Безик Н.С.

Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные.

Уточнение и закрепление знания детей о насекомых. Расширение и активация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных прилагательных).

  1. Коррекционно-развивающие.

Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, слухового и зрительного внимания и восприятия. 

  1. Коррекционно-воспитательные.

Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:  

  1. Демонстрационный материал (картинки с изображением насекомых в среде их обитания)
  2. Раздаточный материал (картинки с изображением насекомых);
  3. Магнитная доска, мяч, дидактические игры.

Ход занятия:

  1. Организационный этап.

Утренний круг:

Логопед: 

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю! Всех я вас приветствую!

Посмотрите-ка вокруг! Ты мой друг, и я твой друг!

Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!

- Здравствуйте, ребята! Мы с Вами начали сегодняшний день с улыбок, с хорошего настроения. Поздоровались со всеми вокруг. А нет, не со всеми. У нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними тоже поздороваемся. Молодцы! Давайте мы с Вами пройдем к нашим стульчикам и присядем.

- Слышите, что это за звук?

(звук жука)

- Правильно, это жук. А что делает жук?

(жужжит, летает, ползает)

- А это ещё что такое?

(звук комара)

- Правильно, это комар. А что делает комар?

(пищит, летает, кусает)

- Ребята, мне кажется ещё кто-то пролетел рядом.

(звук пчелиного роя)

- Что могут делать пчелы?

(летают, роятся, жужжат)

- Молодцы ребята! Вы правильно определили и жука, и комара, и пчел. А может Вы знаете как можно их всех назвать одним словом?

(Насекомые)

- Давайте мы с Вами разомнем наши щечки, язычок и губы. Для начала представим, что мы с Вами жуки. Летали-летали и сели на дерево. Нужно сложить крылышки. Поднятые руки начинаем медленно опускать и говорим долго ЖЖЖЖЖ. Вдыхаем носиком, выдыхаем ртом.

А теперь поиграем с нашим голосом, будем звуками изображать большого и маленького комара. Если я показываю большого комара, Вы громко произносите «ЗЗЗЗЗЗ», если показываю маленького, Вы тихо произносите «ЗьЗьЗьЗь».

Сделаем гимнастику:

«Гусеница» (Щечки «надули-сдули» - 5 раз)

Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!

Она много листьев съела и, конечно, потолстела.

«Муха» («Улыбочка-трубочка» - 8 раз)

Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.

Муха села на цветок – будет чистить хоботок.

«Бабочка» (Упр. «Качели» - 8 раз)

Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-

Крылышками машет.

«Шмель» («Вкусное варенье» - 5 раз)

Если на цветок шмель сел-

Значит, он нектар там ел.

А потом он всем сказал:

«Очень вкусный был нектар!»

«Жук» («Бр-р-р»… губами»)

Он летит во весь опор

И жужжит его мотор….

2. Основной этап.

- И так, сегодня мы поговорим о насекомых. А каких насекомых вы еще знаете? Вспомните и назовите.

Смотрят на экран.

- Скажите, где можно встретить насекомых?

(везде, на улице, на полянке, в лесу, дома и т.д.)

- Да, насекомых на земле очень много. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. Некоторые из них даже приносят пользу. Вы знаете таких насекомых?

Пчела собирает мёд.

Бабочка опыляет цветы.

Божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых.

Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.

- Ребята, есть такие насекомые, которые могут вредить. Назовите их и скажите почему они вредны

Комары кусают.

Тараканы и мухи переносят разные болезни.

Некоторые жуки уничтожают посевы.

- Ребята, у меня к Вам предложение. Хотите отправиться на поляну, посмотреть их поближе?

(Да)

- Тогда в путь! Чтобы добраться до поляны, нам нужно пройти по узкой тропинке (приставляем стопы пятка к носку), затем по высокой траве (поднимаем высоко колени), теперь нужно пригнуться пониже, ветки деревьев низко растут (идем в полуприседе), и наконец мы с Вами пришли на нашу поляну.

Подходим к доске, на ней плакат с поляной. Видим, что насекомых на поляне нет. Только трава, цветы, небольшая речка.

- Ребята, смотрите какая поляна! Яркая, красивая. Нравится Вам? Здорово! Давайте присмотримся к насекомым. Кого мы можем увидеть здесь?

Никого.

- А куда все подевались? Как Вы думаете? Смотрите, тут какая-то записка.

«Здравствуйте, ребята! Это мы – насекомые. Мы хотим с Вами поиграть в прятки. Только эта игра не простая. Чтобы нас найти, нужно выполнить задания. Если Вы всё правильно сделаете, то мы прилетим обратно на поляну.»

Логопед: Ну, что ребята начнем?

Задание №1.

Нужно отгадать загадку, тогда узнаем кто с нами будет сейчас играть.

Над цветком цветок летает, и порхает, и порхает. (Бабочка)

С нами будет играть Бабочка.

«Собери насекомое» (составить насекомое из частей)

Вам нужно собрать насекомое из этих частей.

Собирают.

Кто получился?

Бабочка.

А теперь расскажите из чего состоит тело бабочки.

Тело бабочки состоит из головы, груди и брюшка.

На голове пара глаз и пара усиков.

На груди три пары ног (всего их 6) и крылья.

Логопед. Ребята, вы отлично справились с заданием.

Давайте мы с Вами скажем какая может быть наша бабочка. Подберем для неё слова-признаки.

Красивая, пестрая, яркая.

Логопед. Смотрите, Бабочка больше не прячется. Давайте вернем её на поляну.

Подходим и приклеиваем.

Логопед: И так, ребята, Задание № 2.

Рано утром просыпаюсь,

На работу собираюсь.

Мне весь тёплый летний день.

Мёд носить домой не лень! (Пчела)

С нами будет играть пела. И сейчас мы с Вами будем работать нашими ручками, пальчиками. Давайте их разомнем.

Прилетела к нам вчера

(машем кистями рук как воображаемыми крылышками)

Полосатая пчела,

(Кисти в кулаке, двигаем большими пальцами)

А за нею - шмель-шмелек

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)

Пожжужали, полетали,

(машем кистями рук как воображаемыми крылышками)

От усталости упали.

(опускаем руки)

Игра «Пчелки летят домой»

Вам нужно щипчиками взять пчелку и перенести её в улей. Когда Вы это сделаете, Вы должны сказать какая пчелка прилетела и в какой улей.

Играют.

Логопед. Ребята, вы отлично справились с заданием.

Пчелка больше не прячется. Посмотрите на неё и скажите, пожалуйста, чьи лапки? Чья голова? Чьё брюшко?

Пчелиные лапки. Пчелиная голова. Пчелиное брюшко.

Логопед. Давайте вернем её на поляну.

Подходим и приклеиваем.

Логопед: И так, ребята, Задание № 3.

В лесу у пня суета, беготня:

Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)

С нами будет играть Муравей и вот его задание.

«Где чей дом?» (в презентации)

  1. Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек).
  2. Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом).
  3. Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар).
  4. Шмели живут в земле, в норках.
  5. Кузнечики живут в траве.
  6. Стрекозы живут на пруду.

Логопед. Ребята, вы отлично справились с заданием.

Смотрите, у меня есть ещё муравьи. Давайте мы с Вами посчитаем сколько муравьев живет в муравейнике.

Подкладываю по одному муравью, дети проговаривают.

Один муравей

Два муравья

Три муравья

Четыре муравья

Пять муравьёв живут в муравейнике.

Логопед. Давайте мы с Вами скажем что может делать наш муравей. Подберем для него слова-действия.

Ползает, носит, строит.

Логопед. Смотрите, Муравей больше не прячется. Давайте вернем его на поляну.

Подходим и приклеиваем.

Логопед: Ребята, Задание № 4.

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (Кузнечик)

С нами будет играть Кузнечик.

Игра с мячом «Насекомые маленькие и большие». 

Логопед бросает мяч ребенку, называя насекомое, ребёнок возвращает мяч обратно, называя насекомое великаном.

Например, оса – осище.

Пчела – пчелище.

Муравей – муравьище.

Жук – жучище.

Таракан – тараканище.

Шмель – шмелище.

Комар – комарище.

А теперь я Вам буду называть насекомое и его часть тела, а Вы назовете эту часть тела ласково.

У стрекозы не глаза, а глазки.

У муравья не лапы, а лапки.

У таракана не усы, а усики.

У бабочки не крылья, а крылышки.                      

У жука не брюхо, а брюшко.                                        

У комара не голова, а головка.

Логопед. Здорово, вы отлично справились с заданием.

Давайте мы с Вами скажем что может делать наш кузнечик. Подберем для него слова-действия

Прыгает, стрекочет, трещит.

Логопед. Смотрите, Кузнечик больше не прячется. Давайте вернем его на поляну.

Подходим и приклеиваем.

Логопед: И так, ребята, Задание №5.

На ромашку у ворот опустился вертолет.

Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)

Стрекоза хочет с нами размяться и провести физкультурную минутку:

Утром стрекоза проснулась,

(потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,

(потерли ладонями щеки)

Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела,

(помахали руками вверх-вниз)

У реки остановилась,

(легкий бег на месте)

Над водою закружилась.

Логопед. Здорово, Стрекозе понравилось, как Вы справились, больше она не прячется. Давайте вернем её на поляну.

Подходим и приклеиваем.

Логопед: И так, ребята, Задание №6.

Теплым днем, весною в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я ребята, майский …. (Жук)

Жук поиграет с Вами в игру «4ый лишний».

Я буду показывать 4 картинки, а вы должны определить лишний предмет и объяснить свой выбор.

- Жук, пчела, муравей, кошка;

- слон, бабочка, шмель, гусеница;

- ёлка, таракан, муха, кузнечик;

- паук, бабочка, комар, кровать;

- птица, комар, сороконожка, оса. (2 варианта исключений).

Логопед: Жук тоже больше не прячется. Давайте вернем его на поляну.

Подходим и приклеиваем.

3. Заключительный этап занятия.

Логопед: Смотрите, ребята, какая чудесная поляна стала. Все на месте. А здесь ещё какая-то записка.

«Ребята, нам очень понравилось с Вами играть. Вы большие молодцы, справились со всеми нашими заданиями. И за это мы хотим оставить Вам на память маленькие книжки про нас, про насекомых. Приходите к нам на поляну ещё. До встречи».

Логопед: Понравилось вам наше путешествие на лесную полянку? О ком мы говорили сегодня, с кем встретились? Что вам понравилось? Что было трудным для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по лексической теме" Посуда".

конспект может быть использован как открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда....

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: "Библиотека". Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.Цели: ·...

Фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы на лексическую тему "Зима".

При составлении конспекта этого занятия использова ФГОС. Занятие получилось очень необычное и интересное. Надеюсь моя разработка вам понравиться....

Конспект НОД по развитию речи детей старшей логопедической группы по лексической теме «Мебель»

Коррекционно-образовательные цели:- Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении.- Совершенствование грамматического строя речи (пони­мание и употребление некоторых простых предлогов, ...

Фронтальное занятие с детьми старшей логопедической группы по лексической теме "Продукты питания"

Конспект занятия разработан в виде презентации, состоящей из 30 слайдов. Занятие рекомендовано проводить с детьми старшей логопедической группы с  заключением ОНР. PS: Разделила презентацию на дв...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень»

В данном занятии, помимо основных образовательных и воспитательных, решаются такие коррекционно - развивающие задачи, как: Разитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания,...

Конспект логопедического занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Насекомые»

Конспект итогового логопедического занятиянепосредственной образовательной деятельности по развитию речив старшей логопедической группепо лексической теме: «Насекомые»Ход занятияСоздание м...