Речевые игры для детей старшей логопедической группы.
картотека по логопедии (старшая группа)

Малинка Ольга Дмитриевна

Речевые игры для детей старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_detey_starshey_logopedicheskoy_gruppy.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры для детей старшей логопедической группы.

«Кто в домике живет?»

Цель. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп. Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. С каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: "Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?" Дети отвечают: -"Му-му-му", "Ме-е", "Мяу-мяу"и т.д.. Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если на вопрос дети отвечают: "Мы" или "Кошечки, собачки", - воспитатель говорит: "А как кошечки мяукают?" и т. п.

Дай определение словам.

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

Яблоко (какое?) – красное, круглое, вкусное

И т.д.

 

«Дай действия словам».

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

 

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

 Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…

Корова (что делает?) – мычит, жуёт, идёт….

 

И т.д.

 

 

«Наоборот»

 Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

 

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

 Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

 

 

«Где Петрушка?»

Цель: формировать умение употреблять предлоги с существительными и глаголами.

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка

 

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван, …..

 Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле, спрятался за диваном, сидит за столом, стоит у шкафа, …..

 

 

«Четвертый лишний».

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

 Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка

-  чашка, стакан, тарелка, кружка

-  кровать, книжка, стол, комод

 И т.д.

 «С мишкой».

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении

 Наглядный материал: медвежонок, кровать

 

Ход игры:

В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку, употребляя  глагол  «ЛЯГ».

 Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой.

 

«Разговор по телефону».

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

 

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, Колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

 

 

Драматизация сказки  «Человек и животные».

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

 Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу.

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы».

Овца сказала: «Я буду давать шерсть».

Собака – охранять дом.

Курицы – нести яйца.

Петушок – рано утром всех будить.

 Отгадай предмет по названиям его частей.

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

 Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

- голова, ноги, рога, борода (коза)

- кармашек, ручки, молния (сумка)

 И т.д.

 «Кто у кого?»

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным  союзом  а.

 Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

 Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок».

 

 «Назови одним словом».

Цель: учить называть предметы одним словом, обогащать словарный запас.

 Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

 Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

 «Игра в слова».

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

1.В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

2.В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

 

Узнай по описанию.

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

 Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде.

 Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идёт речь и показывать его.

 Усложнение:

  1. дети объясняют свой выбор
  2. роль водящего выполняет ребенок

 

Угадай звук.

1. Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:

слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

2.  Хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.

 

Отгадай-ка.

Цель:

  1. упражнять детей в составлении описательных рассказов
  2. развивать умение внимательно слушать товарища

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно, становится водящим.

В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

 

«Назови ласково»

 

кошка – кошечка                     цветок – цветочек                                                                     звонок – звоночек                 лошадь – лошадка

листок- листочек                   овца – овечка

корабль - кораблик                коза – козочка

самолет – самолетик             стул – стульчик

звезда – звездочка                 стол – столик

сын – сыночек                       кровать- кроватка

мама – мамочка                     окно- окошко

папа – папочка                       дом –домик 

дочь – доченька                     платье- платьице

ветер – ветерок                      рубашка – рубашечка

дождь – дождик                     носки – носочки

снег – снежок                         платок – платочек

солнце – солнышко               зима – зимушка

   

Вкус и запах.

1.   Представь ЛИМОН

-      Каков он на вкус?

-      Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи

-      Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

2.    Нарисуй лимон

3.   Представь АПЕЛЬСИН

-     Каков он  на вкус?

-      Как пахнет?

-      Какого цвета?

-      Что чувствуешь?

4.    Нарисуй апельсин

5.    Расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?

 

Что изменилось?

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

  1. Описать предмет, которого не стало
  2. рассказать о месте, где он стоял
  3. на какой звук начиналось название этого предмет
  4. в названии каких еще предметов есть этот звук?

 

«Большой – маленький»

 

    Огурец – огурчик

    Помидор – помидорчик

    Горох – горошек

    Лук – лучок

    Тыква – тыковка

    Морковь – морковка

    Капуста – капусточка

            Арбуз – арбузик

            Дыня – дынька

            Яблоко – яблочко

            Лимон – лимончик

            Апельсин - апельсинчик

   

Так бывает или нет?

 Цель игры. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

 Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: "Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

 Примерные рассказы воспитателя:

"Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках".

"Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. "Давайте сделаем для птиц скворечники!" - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям".

"У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей; яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?"

"Все дети обрадовались наступлению зимы, "Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках",- сказала Света. "Д я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать"

 

 

«Один-много»

 

        Один шарф – много… шарфов

        Одна шапка – много…шапок

        Одни перчатки – много …перчаток

        Один носок – много…носков

        Одна куртка – много…курток

        Одно платье – много … платьев

        Один костюм – много…костюмов

        Одна шляпа – много …  шляп

        Одни сапоги – много …сапог

 

«Найди картинку»

 Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

 

   

 Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

 Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

 

 «Магазин»

Цель: Практическое усвоение множественного числа,                                                                      составление предложений с союзом А

 Ход игры: на игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

- У меня мяч, а в магазине мячи.

- У меня мишка, а в магазине мишки.

 

 «Подбери признаки»

 Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые,      удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие? ) – осенние, красивые…

Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

 «Кто как кричит»

Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

-         Вспомните, как подает голос поросенок

-         Хрю – хрю

-         Что он делает?

-         Хрюкает

-         Как подает голос котенок?

-         Мяукает?

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

   

«Кому что нужно для работы»

 

     Повару - кастрюля, поварешка,…

            Врачу – шприц, вата…

            Учителю – книга, ручка…

            Почтальону – письма, газеты…

            Продавцу – весы, продукты…

            Строителю – кирпич, цемент…

            Парикмахеру – ножницы, зеркало…

            Художнику – кисти, краски…

            Садовнику – лейка, грабли…

            Портнихе – нитки, иголка…

            Прачке – стиральная машина, прищепки…

Кто с кем?

Цель: упражнять детей в согласовании существительных с предлогом, в назывании животных и их детёнышей.

Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

 

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)

 

Где мишка искал свой мяч?

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают

-   Что делает мишка? (спит)

-   Где спит мишка? (на кровати)

-   Что сейчас делает мишка? (встал)

-   Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)

-   Где он сидит? (на кровати)

-   Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

 

 

На чем дети катаются

Цель:  активизировать в речи предлога НА

 Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)

 

Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на

Мальчик катается на самокате

Вера едет на машине. И т.д.

 

 

«Кто что делает»

 

        Врач – лечит людей

            Повар - …готовит обед

            Строитель - …строит дом

            Космонавт - …летает в космос

            Учитель – … учит детей

            Шофер - …водит машину

            Садовник – выращивает цветы

            Художник – рисует картины

            Воспитатель – воспитывает детей

            Прачка – стирает белье

            Портниха – шьет одежду

            Милиционер – следит за порядком на улице

   

 

У зайки день рождения.

 

Цель: упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.

 

Ход игры:

В: у зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мед). Угадайте, кому зайка приготовил орехи? Рыбку? Мед?

Д: орехи – белке

Рыбку – лисе

Мед - мишке

 

 «На птичьем дворе»

 Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.

 

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

   

 

«Кого? Что?»

 

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?..Деревья, ягоды, листья, мох, траву, ручей…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?... Клетки, деревья, скамейки, дорожки.

Кого можно увидеть на улице? Мужчин, девочек, старушек, милиционера, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, фонтаны, парк…

Кого ищет девочка?             Кого купила мама?

Что ищет девочка?               Что купила мама?

Кого потерял Миша?           Кого увидел папа?

Что потерял  Миша?            Что увидел папа?

   

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

"Как кричат уточки?" - спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

 

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", - говорит воспитатель," а дети-уточки отвечают: "Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

 

«Кто что делает?»

 

Мальчик ест…суп (котлету, яичницу).    

Девочка рисует…цветы     

Вова нашел…карандаш

Мама стирает…платье                               

Мама сажает…         лук                             

Папа чинил…велосипед

Лена читает…письмо

Петя несет… сумку                                     

Катя увидела…собаку                                

Мама режет…овощи

Папа ремонтирует…машину                     

Мама шьет …рубашку

Мальчик  вешает…картину                       

Папа покупает…молоко.

Кто   больше?

Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Оборудование. Сюжетная картинка, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

 

 

Что за предмет?

 Цель: учить называть предмет и его описывать.

 Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

 

Кто внимательнее?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Картинки на определённый звук.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесённых мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с.  Педагог: «Правильно, все эти слова начинаются со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны вспомнить другие слова с этим звуком.

«Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто,  а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

«Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Ход.

Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети: Сорока, сорока, отдай нам мыльце

Сорока: Не дам, не отдам, возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети: Сорока, сорока, отдай нам иголку!

Сорока: Не дам, не отдам, возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.                        1

 

Дети: Сорока, сорока, отдай нам очки

Сорока: Не дам, не отдам, я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети: Сорока, сорока, отдай нам звоночек.

Сорока: Не дам, не отдам, возьму я звоночек.

Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель: Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси и все тебя они поймут.

Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы)

 

Сорока благодарит и улетает.

 «Он – Она».

 «В одном доме жили мальчик Саша и девочка  Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил - и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала.

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала.

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел.

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал.

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала.

Летал – летала

Скучал – скучала

Танцевал – танцевала

Убегал – убегала

Спал – спала

Читал – читала

 

 «Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей старшей логопедической группы

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходим...

интеллектуальная игра для детей старшей логопедической группы

девиз игры- "Язык родной -дружи со мной!" Тема соревнования -наша речь....

интеллектуальная игра для детей старшей логопедической группы

девиз игры- "Язык родной -дружи со мной!" Тема соревнования -наша речь....

Проект современной сюжетно-ролевой игры для детей старшей логопедической группы «Мастерская по пошиву и ремонту обуви «Кот в сапогах»

Проект соответствует требованием, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего д...

Интегрированный музыкально-речевой досуг для детей старшей логопедической группы «Делу время - потехе час»

Создание условий для речевого развития детей посредством знакомства  с традициями русского народа, различными жанрами устного народного творчества и малыми фольклорными формами....

Речевое развлечение для детей старшей логопедической группы «Праздник красивой речи"

Речевое развлечение – это интересное творческое учебно-познавательное мероприятие, которое проводится учителем-логопедом в свободное от занятий время.Цель мероприятия: в занимательной ...