Лето 24. Закрепляем произношение звуков.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Каюшкина Оксана Владимировна

В рекомендации для родителей собран речевой материал на автоматизируемые звуки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto_24._zakreplyaem_zvuki.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Как закреплять произношение звуков летом?

Рекомендации учителя-логопеда

 Каюшкиной Оксаны Владимировны

     В летний период важно продолжать начатую в учебном году  работу по автоматизации поставленных звуков.   Что нужно делать, чтобы поставленный звук был слышен не только в начале, но и в середине и конце слов?

 В этом помогут короткие веселые чистоговорки, рифмовки, четверостишия, тексты.

Сначала проговаривать за взрослым, запоминать, затем проговаривать самостоятельно. НЕ ПРОПУСКАТЬ закрепляемый звук!!! Возвращаться к речевому материалу, вспоминать рифмовки, стихи, рассказы через некоторое время.

Тексты для пересказа важны не только для  звуковой стороны речи, но и для развития  слухоречевой  памяти, связной речи, обогащения словарного запаса. При пересказе важно, чтобы ребенок воспроизвел текст достаточно точно.  В дальнейшем, в начальной школе, ребенку будут легко даваться задания по пересказу текстов, составлению рассказов.

Звук  Ль

Лебеди летели и на воду сели.

Сели-посидели и снова улетели.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехали мы,  ехали. До ели доехали.

Ель объехали, и назад поехали.

Мы косили, мы устали,

Под кустом легли, поспали.

Лисята шли в гости к лисе.

Мы солили, солили солянку, да не досолили. (Другие варианты  вместо солянки: блины, плюшки, гуляш, вафли, котлеты, тефтели, лепёшки)

На мели мы налима ловили.

Звала по малину Алина Галину,

Галина Алину звала по калину.

Ливень.

Ливень, ливень льёт везде.

Довольны птенчики в гнезде:

- Мама дома посидит,

Никуда не улетит!

Лесничий.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели.

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг – лесничий.

 (В. Степанов)

Лиса.

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Хвост отдать просила.

Речевая игра «Детёныши».

Взрослый называет взрослое животное, ребенок – детеныша.

Олень - …оленёнок.  Тюлень-….  Дельфин - ….. Лиса - ….  Лев - ….  Корова - …   Лягушка -…..

Тексты для пересказа.

В лес за малиной.

Однажды в июле дети пошли в лес за малиной. Они нашли большой малинник. Малины было много. Когда корзиночки стали полными, дети вышли на полянку, сели на пенек отдохнуть и хотели попить лимонад. Вдруг они услышали вдалеке хруст веток. Дети испугались, но малину не оставили. Взяли корзинки и побежали домой.

Летом на даче.

Летом Павлик и Алёна поехали на дачу. Там они помогали папе и маме:

поливали цветы, пололи фасоль.

Дача находилась вблизи от леса. Дети любили гулять в лесу, собирать землянику и малину.

Павлик и Алёна часто ходили купаться. Они любили плескаться в воде и лежать на маленьком пляже.  

Звук Л

Искала белка дуб с дуплом.

Дупло у белок — это дом.

Ёлка с ёжиком похожа:

Ёж в иголках, ёлка – тоже.

Под столом клубок лежал,

Лапой кот его достал.

Клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку.

Я ловил на лавочке

Мотыльков и бабочек.

Всё ловил, ловил, ловил,

Пожалел и отпустил.

Я во двор вела вола,

За рога вела вола,

А вол в огород меня завел.

Кипятила Клава молоко.

Молоко кипятить нелегко.

Внимательно Клава глядит,

Когда молоко закипит.

Мила вымыла ладони,

Мила сделала салат.

Маме помогала Мила.

Мама Милу похвалила.

Алла долго булку ела,

Аппетита не имела.

Жучка тихо подошла:

Булку цап – и все дела!

Болонка лайку удивила:

Надела платье, белый бант.

Сказала: «У меня талант:

Могу я лаять, петь, скакать,

Вальс и ламбаду танцевать».

Мышка весело жила –

 На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но всё мышке было мало!

Ну и лошадка:

Кожа гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта,

Овса поела,

И снова – за дело!

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком –

Получилась полка.

Веник пол подметал,

Веник очень устал.

Он чихнул,

Он зевнул

И тихонечко уснул…

Тексты для пересказа

Мяукающий клубок

Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол. Котёнок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал. В комнату вошла Лола. Она воскликнула: «Голубой клубок замяукал!»

Е. Спивак

Дятел

На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный.

Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу»

Е. Спивак

Кукла

У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы – голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Алла  долго мыла Ладу мылом, одела на неё голубое платье и завязала ей белые банты.

Е. Спивак

Лесное зеркало

   В  лесу  недалеко  от  высокого дуба появилась  неглубокая ямка. Медведь ее обходил, зайчишка перепрыгивал. Только ужи любили летом отдыхать и греться  в ямке. Осенью, в холода,  ямка опустела. Начались дожди и заполнили ямку водой.  Пришли  первые  морозы, и на воде появился ледок. Блеск  на земле заметила сорока. Она слетела с ветки дуба и увидела на льду свое отражение. Поглядела на себя, взлетела вверх и полетела рассказывать новость о том, что в лесу появилось лесное зеркало.

Звуки  Ш, Ж

Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.

Уши у мишки, ушки у малышки.

Обложка у книжки, шапка у мальчишки.

Кошка у Луши, мышка у Танюши.

НАЗЫВАЮ СЛОВА
Вшин-вшин-вшин - назову кувшин.
Ошка-ошка-ошка - называю кошка.
Ушка-ушка-ушка - назову подушка.
Ышка-ышка-ышка - называю мышка.

Ишня-ишня-ишня - называю вишня.

Шина-шина-шина - назову машина.

В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.

Саша будет машинистом, а Миша танкистом.

У Паши сапожки, а у Маши босоножки.

Бабушка с дедушкой везут тележки, а в тележках сыроежки.

Лягушки

У речушки, вдоль опушки,

мимо вспаханных полей

шли ленивые лягушки

в гости к бабушке своей.

И. Демьянов.

У моей машины
Новенькие шины.
Я по камешкам качу,
Кого хочешь, прокачу.

Кошкин вагон

Кошка, кот и шесть котят

ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек.

Восемь окон — восемь кошек.

У Маши котёнок Тимошка,

У Миши мышонок Тотошка.

Не могут Тотошка с Тимошкой

Не шуметь хотя бы немножко.

Идёт ёжик, спешит ёжик.

- Ёжик, ёж, куда идёшь?

Где ты, ёжичек, живёшь?

Отвечает детям ё ж:

- Меня под ёлочкой найдёшь.

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу.

И не тужу.

Жук - жучок,

Жёлтый бочок,

На лужайке не лежи,

Полетай и пожужжи.

Кошка Машка - лежебока,

Отлежала оба бока.

- Мяу! Можно на тахте

Полежать на животе.

Тексты для пересказа

Пушок-шалун

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок ее дома поджидал. Днем пришла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка-ушанка. А мамины шлепанцы лежали в ее шляпе на шкафу! Кот-шалун сидел под вешалкой и виновато шевелил ушами.

Жаба

Жила, поживала жаба. Каждый день она ловила много жуков. Жаба была жадная!

Но однажды жабе надоело жить в жиже болотной. И подумала жадина: «Надо убежать в другие края.Там должно быть жуков еще больше».

Вот побежала жаба по болоту. Тут ее увидел журавль, поймал и проглотил.

Ежовые рукавицы

Заспорили как-то ребята: у какого зверя шкура теплее? Одни кричат:

— У медведя! Медведь как заляжет в берлогу, лапу в пасть положит — зима словно ночь пролетит.

Другие кричат:

— У волка! Волк целый день на ногах: то от холода, то от собак спасается, если бы не шуба, давно бы замерз!

Третьи кричат:

— У лисы! Все знают, какой у неё мех: мягкий, пушистый и тёплый!

А Сёмка молчал, молчал да и говорит:

— Самая тёплая шуба у ежа.

— Как так? — зашумели ребята — С каких это пор иголки теплее меха?

— А вот так,— стоит на своём Сёмка.— Мне мама часто говорит: «Погоди, Сёмка! Вот возьму тебя в ежовые рукавицы — то-то жарко станет! »

(Е. Кузнец)

Звуки  С, З

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

Стрекоза
Зелёная берёза
Стоит в лесу,
Зоя под берёзой
Поймала стрекозу.

Лизе купили зайку,

А Зине – мозаику.

Даёт хозяйка

Капусту зайке.

Сосна
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

Бизон
Закрыт зоопарк на замок:
Внезапно бизон занемог.
Живот заболел у бизона,
На завтрак он съел полгазона.

Слон
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Сумка
Света рано утром
С сумочкой идёт,
Сушки своей маме
В сумочке несёт.

Тексты для пересказа

ДИКИЕ ГУСИ

На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята.  Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами. Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу

СОНЯ И СОБАКА

У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами — беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!». Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт собаке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу — так, без команды!

ГРОЗА В ЛЕСУ

Как-то знойным летом Зоя и Вася отправились в лес. Они набрали полную корзину подосиновиков и маслят. Дети собирались идти домой, но тут их застала сильная гроза. Сверкала молния, гремел гром. Зоя и Вася сели под высокую сосну и накрылись корзиной. Скоро их окликнул какой-то подросток: «Дети, в грозу опасно сидеть под высоким деревом! —сказал он. —Идите под куст бузины!». Зоя с Васей так и сделали*. Скоро гроза утихла и на небе засияла радуга.

Звук  Р

Темп медленный, проговаривать  Р.

РУ-РУ-РУ,РУ-РУ-РУ - ДЕТИ ВИДЕЛИ НОРУ.

РЫ - РЫ - РЫ, РЫ - РЫ - РЫ СТОИТ ЕЖИК У НОРЫ.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Горошина

Горошина, горошина,

Какая ты хорошая,

Какая ты хорошая,

Зеленая горошина.

Ра-ра-ра- у мышки новая нора.

 Ро-ро-ро- у норы лежит перо.

 Ру-ру-ру- загораживает в ход в нору.

 Ры-ры-ры – никак не выйти из норы.

В огороде тёти Доры

Собираем помидоры.

Вдруг мы видим: две овцы

Пожирают огурцы.

Носорог бодает рогом-
Не шутите с носорогом.

Лейся, лейся, дождик, дождик!
Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик!
Не боюсь я сырости!
                                           Вадим Левин

Рыбки
В банке чистая вода,
пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
плавать, хвостиком вилять,
Крошки хлеба подбирать.

Есть у Раи огород,

Там морковка и горох,

Справа огород Федоры,

В основном там помидоры.

Поросята были розовые – от загара стали бронзовые.

В зоопарке.

В  субботу Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц. Роме особенно понравились пантеры, а Рае – жирафы. Рома и Рая узнали у мамы, где живут эти животные и чем их кормят в зоопарке.

Открытые ворота

Утром мама попросила Егора полить огород, а сама пошла  на работу. В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.

Егор взял ведро с водой, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.

Через полчаса в огороде оказались  соседские куры, поросёнок, бородатый козёл и пёс Буран. Они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен.

Ох, и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!

Ворона и рак

Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть?

Рак начал  хвалить родителей вороны: "Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!"

Ворона отвечает: "Угу". А рот не раскрывает. Рак продолжает: "Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!"

- Угу! –отвечает ворона, а рта не раскрывает.

Тогда рак стал говорить про саму ворону. "Хорошие они все, а ты  лучше их".

 – "А-га!" - обрадовалась ворона и раскрыла рот. Рак упал в своё озеро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Закрепляем правильное произношение звуков

Семинар-практикум для родителей...

Консультация для родителей "Закрепляем правильное произношения звуков в чистоговорках, пословицах"

Часто родители не могут найти или подобрать нужный речевой материал для автоматизации поставленного звука у ребенка в домашних условиях. Эта подборка чистоговорок и пословиц поможет в играх и занятиях...

Дефекты произношения звуков Г, К. Х. Приемы постановки звуков и коррекции.

Приемы постановки звуков и коррекции звуков раннего онтогенеза К, Г, Х....

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...