Конспект организованной образовательной деятельности учителя - логопеда в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие на Марс».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кравченко Марина Викторовна

Конспект фронтального занятия учителя-логопеда  с целью создания социальной ситуации развития для автоматизации и дифференциации звуков [С и С’] в процессе речевой деятельности.      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс методических разработок занятий с детьми с ОВЗ «Мастерская учителя-логопеда»

Конспект организованной образовательной деятельности учителя - логопеда

в старшей группе компенсирующей направленности

 «Путешествие на Марс».

Выполнили:

Шульмина Е.В., учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР - д/с «Хрусталик»

Кравченко М.В., учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР - д/с «Хрусталик»

Абакан 2023

Цель: Создание социальной ситуации развития для автоматизации и дифференциации звуков [С и С’] в процессе речевой деятельности.      

Задачи:

  1. Создать условия для побуждения ребенка к речевой активности;
  2. Развивать умение принимать разные социальные роли и действовать в соответствие с ними;
  3. Развивать умение произносить звуки [С и С'] в словосочетаниях и предложениях;
  4. Способствовать формированию звукового анализа и синтеза;
  5. Развивать умение совершать на элементарном уровне действия по обработки информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки.
  6. Способствовать развитию умения сотрудничать со взрослыми и детьми в предложенных формах.

                                                                                     Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Дети становятся в круг.

 Отгадайте мою загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это?

 Как ласково его называем?

Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.

Расслабление

Подул холодный ветер, вам холодно.

Напряжение

Опять засветило солнышко.

Расслабление.

Дети отгадывают загадку: СОЛНЦЕ

Подбирают прилагательное: СОЛНЫШКО

Дети выполняют упражнение.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Основная часть.

Столы расставлены в форме ракеты. Картины с изображением ракеты, космодрома.

Цветные круги.

Входит персонаж Марсианка.

Предметные картинки.

Цветные круги.

Дети садятся в «ракету».

- Какой звук вы услышали в слове

СОЛНЫШКО? [С]

- Какой первый звук в слове СИЯЕТ? [С']

- Какой из них мягкий согласный? Произнесите твердый звук. Оба эти звука….согласные.

Сегодня мы совершим путешествие в солнечное Царство, космическое Государство, и повторим звуки [C] и [C’].

Развитие фонематического восприятия.

Слушайте внимательно, я называю планеты, а вы должны выбрать, на какую полетим: Венера, Марс, Юпитер, Нептун, Сатурн.

- Кого мы там встретим?

- Мужчину называют…

- Женщину…

- А мы кто?

- Почему нас так называют?

- Кем мы будем в полете?

Произношение слов сложного звуко-слогового состава.

- Откуда стартуют космические корабли?

(показывает на глобусе место космодрома)

Российский космодром находиться в Плесецке.

- На чем бы нам туда побыстрее добраться, может на собачей упряжке?

Самолет: заведите моторы, полетели!

- А вот и космодром!

- Можно ли полететь в космос в вашей одежде?

- Что мы наденем?

- Что такое скафандр?

Внимание! Приготовьтесь к полету.10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск!

Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые руки, ноги, голова. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости.

-  Как вы понимаете это слово?

А теперь посмотрите в иллюминатор.

Произношение звуков [С] и [С'] в словосочетаниях.

Возьмите камеры – приступаем к съемкам Земли.

Нам дают радиосигналы, что нужно фотографировать.

 ЛЕС, СОСНА.

Что будем снимать?

АБРИКОС, САД.

АПЕЛЬСИН, САД.

КОКОСЫ, РОЩА.

СЛИВА, САД.

Звуковой анализ.

Из центра управления получен сигнал: проверить одно место на реке Енисей. Расшифруйте это слово – м, о, с, т.

Передайте сигналами-кружочками, что он в порядке. Стукните столько раз, сколько звуков в слове.

Произношение звуков [C] и [C’] в предложениях.

Наденьте наушники. Выходим на связь с Землей.

Передайте правильно радиограммы следующих слов:

- пролетать, северный полюс, над.

- видеть, караван, суда.

- пролетать, пустыня, над.

Передайте своим близким, какое у вас настроение, есть ли опасность в космосе.

Произношение звуков [с] и [сь] в стихах.

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

Физминутка.

Приготовьтесь к посадке на Марс.

Выходим из космического корабля. Устроим разминку.

Развитие связной речи. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

- Хеллоу, я марсианка Сусасея. Кто вы такие?

- Интересно, какая она Земля? Что есть на вашей планете?

- Дети, как нам познакомить марсианку с Землей?

-  Покажем ей посуду. Это стакан, из него пьют сок. Это солонка, в нее насыпают соль. Это сковородка. В ней жарят мясо. Покажите ей продукты питания. Чем мы будем ее угощать? Познакомьте марсианку с природой Земли.

-  Очень понравились мне ваши птицы и звери.

-  Давайте оставим Марсианке кого-нибудь на память. Догадались, кого оставим? ЛИСУ.

Теперь проверим, хорошо ли Сусасея запомнила предметы. Сусасея, назови нам слова со звуком [C]. А теперь со звуком [C’]? Назови слово, в котором первый звук [C’], а последний [H].

-  Это посуда. СтаПан.

 - Чем мы тебя угощали? Подскажем. В этом слове первый звук [М] последний [О]. МЯСО

Пора возвращаться на Землю. К полету готовы? Закройте глаза!

Мы в космосе!

Вот и Земля! Мы заходим на посадку.

Космодром не принимает! Наш космолет приземлился в сибирской тайге.

Проблемная ситуация.

Что будем делать?

Дети определяют место заданных звуков в слове, дают характеристику.

Дети выбирают маршрут:

- На Марс.

- Марсиан.

- Марсианин.

- Марсианка.

- Земляне.

Версии детей.

- Космонавтами, астронавтами.

- С космодрома.

Рассуждения детей.

- Скафандры.

Дети имитируют надевание.

- Космический костюм.

Дети закрывают глаза.

Дети изображают положения тела в невесомости.

Предположения детей.

- Сосновый лес, сосновые леса.

- Абрикосовый сад, абрикосовые сады.

- Апельсиновый сад, апельсиновые сады.

- Кокосовая роща, кокосовые рощи.

- Сливовый сад, сливовые сады.

Дети обозначают звуки сигналами, уточняют последовательность и количество звуков.

Дети составляют предложения.

Эмоциональное чтение стихотворения хором.

Дети под музыку изображают посадку. Выполняют упражнение «Капитан» (нейробика)

Дети рассказывают о том, что они земляне, живут на планете Земля.

Рассуждения детей. Дети приглашают ее в космический корабль.

Дети называют предметы, рассказывают о назначении.

Дети называют птиц и зверей, в названии которых есть звуки [С] и [С'].

Дети выкладывают из цветных кружочков схему слова ЛИСА.

Дети помогают персонажу.

Марсианка допускает ошибку. Дети исправляют ее.

Дети закрывают глаза.

Рассуждения детей о способах добраться домой из тайги.

Условия для развития фонематического восприятия.

Условия для активизации словаря.

Условия для закрепления обобщающих понятий.

Условия для выражения ребенком своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для развития образного мыщления.

 Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для развития грамматического строя речи.

Условия для развития навыков звукового анализа.

Условия для развития грамматического строя речи.

Условия для развития общей моторики.

Условия для развития связной речи.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для развития навыков звукового анализа.

Условия для развития фонематического слуха.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Рефлексия

Педагог вручает удостоверение «Юный космонавт»

Наше путешествие завершено.

Что вам запомнилось из путешествия ? Что было самым трудным ( легким ) в путешествии? т.д.

Теперь, вы настоящие космонавты! Поэтому сегодня вам вручаются удостоверения «Юный космонавт».

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Условия для выражения детьми своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «На улицах нашего города»

С помощью различных видов деятельности и игр закрепляются правила дорожного движения для пешеходов, названия транспорта, развиваются слуховое внимание, общая и мелкая моторика, связная речь....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Организованная образовательная деятельность  для детей старшей логопедической группы с ОНР о дружбе. В ходе ООД решаются коррекционно - образовательные, коррекционно - развивающие и коррекционно ...

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности «Путешествие на лесную полянку».

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности  «Путешествие на лесную полянку»....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА»

Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда». Развитие лексико-грамматическог...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»

Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Осенние деревья в лесу». Развитие лексик...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ФЕДОРИНО ГОРЕ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»

Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме"Посуда". Развитие лексико-грамматического ст...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Журавушка» Тема: «Весёлая скакалочка»

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе.Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе двигательной активности «Веселая скакалочка»Задачи:- создать условия дл...