Технологическая карта занятия «Путешествие в страну Рычандию»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Коломоец Елена Геннадьевна

Технологическая карта (техкарта) — это инструмент, который помогает описывать и оптимизировать процессы работы, определить последовательность действий, участников и используемые ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учреждение

МБДОУ г. Иркутска детский сад №36

Автор

Коломоец Елена Геннадьевна

Возрастная группа

Подготовительная

Форма организации занятия

Подгрупповая, 6 человек

Тема занятия

Путешествие в страну Рычандию

Культурная практика

Коммуникативная, игровая

Культурно-смысловой контекст

Помочь освободить звук и букву «Р» от злодея

Цель

Создание условия для систематизации знаний по теме «Звук и буква [Р]»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Систематизировать умения и навыки детей по теме «Звук и буква [Р]».

2. Обеспечить совершенствования навыков подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук.

3. Добиться усвоения соотнесения речи и движения.

4. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мыслительные процессы, слуховое внимание, память.

2. Обеспечить развитие просодической стороны речи.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

2. Способствовать воспитанию речевого внимания у дошкольников.

Предварительная работа

Ознакомление детей с понятиями «гласный» и «согласный» звуки, со звуками [Р, Р’], их характеристиками; дидактические игры и упражнения на выделение звуков из речи; разучивание чистоговорок; лепка буквы "Р".

Инвентарь и оборудование

Мультимедийный экран и проектор, программное обеспечение РОWЕR РОINТ, презентация c заданиями к занятию, пальчиковые дорожки, «Чудесный мешочек»,

камни Марблс, ножницы, шаблоны буквы «Р», карандаши.

Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Мотивационный этап: введение в образовательную ситуацию; актуализация знаний

Организует проведение логоритмического упражнения.

  Встало солнышко давно,

  Заглянуло к нам в окно.

  Собрало друзей всех в круг.

  Я твой друг и ты мой друг.

  Мы сейчас пойдем направо,

  А теперь пойдем налево,

  В центре круга соберемся,

  И на место все вернемся.

  Улыбнемся, подмигнем,

  Путешествовать пойдем.

Объявляет детям, что сегодня они отправятся в страну Рычандию, чтобы спасти от злодея звук и букву «Р» (слайд – изображение злодея № 1). А чтобы вернуть их жителям Рычандии, нужно выполнить задания.

Задает вопрос: готовы ли дети помочь жителям Рычандии?

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Участвуют в беседе, отвечают на вопрос.

Позитивный эмоциональный настрой детей на предстоящую деятельность, сосредоточение на предстоящее общение.

Ориентировочный этап: затруднение в ситуации

Уточняет у детей, как они будут добираться до Рычандии.

Выслушивает предположения детей. При затруднении, помогает проанализировать.

Артикуляционная гимнастика:

Сели дружненько в автобус, затем в троллейбус и трамвай, крутить колеса успевай! (упражнение «Колесо»). Переплыть нам океаны, нужно, переплыть моря – поднимайте якоря, поднимайте паруса! (упражнение «Парус»). Паруса мы поднимаем, а ветер корабль подгоняет. (Упражнение «Дуем в паруса») Вновь приплыли мы на сушу, как нам дальше путь держать? На лошадках поскакать! (Упражнение «Лошадка»). Заблудились мы чуток…

А вот волшебные качели, Расписные карусели – покатались мы и дружно очутились там, где нужно! (Упражнение «Качели»).

Обсуждают, размышляют, предлагают свои варианты.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.  

Исполнительный этап: открытие нового знания; закрепление способа

Сообщает, что прибыли в страну Рычандию. Уточняет, готовы ли дети к выполнению заданий, чтобы спасти звук и букву «Р»?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Второе задание.

Проговаривание чистоговорок.

Третье задание.

Деление слов на слоги.

Определение места звука [Р] в слове.

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

Четвертое задание.

Сообщает, что один из жителей Лапландии только недавно научился говорить слова со звуком [Р], но Злодей их перепутал (слайд № 3). Предлагает помочь распутать слова.

Объявляет детям, что они спасли звук [Р], но есть еще и буква «Р», ее злодей не вернул. Предлагает выполнить следующие задания.

Задает вопрос: чем отличается звук от буквы?

Пятое задание.

Выложить букву «Р» из камней Марблс.

Пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять» с применением пальчиковых дорожек:

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Шестое задание.

Заштриховать и вырезать букву «Р» из бумаги. (Пока дети выполняют задание, на экране появляется изображение буквы «Р» Слайд №5). Объявляет, что Злодей вернул букву «Р» (слайд № 6) и пора возвращаться обратно в детский сад.

Отвечают на вопрос.

Находят «Чудесный мешочек». Берут из него предмет и на ощупь угадывают, какой предмет им попался. Отгадывают, какой звук есть во всех названиях предметов.

Проговаривают звук [Р] и дают ему характеристики. Игры с предметами из чудесного мешочка «Что пропало?», «Что изменилось?»

Правильно повторяют чистоговорки со звуком [Р] (без ошибок).

Делят слова на слоги и определяют место звука [Р] в этих словах (слова-картинки показаны на слайде №2).

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Распутывают слова (переставляют слоги так, чтобы получилось слово, слайд № 4).

Слышат аудиозапись произнесенного звука [Р] (злодей им его вернул).

Объясняют отличие звука от буквы.

Выкладывают букву «Р» из камней Марблс.

Выполняют движения в соответствии с текстом

по пальчиковым дорожкам.

Штрихуют и вырезают букву «Р».

Выполняют предложенные действия.

Владение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.

Рефлексивный этап: включение нового знания в систему знаний

Предлагает вспомнить, где побывали? С какой проблемой столкнулись? Как ее решили? Что помогло спасти звук и букву [Р]? Что было самым интересным? Какое задание было трудным?

Сюрпризный момент: найти в сухом бассейне букву [Р].

Анализируют результаты занятия. Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства, отвечают на вопросы.

Осознание выполненной цели мероприятия

                                                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Та- ке - ра дил -ко- кро ро -ко- ва ка- ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ МАЛЫША ГЕО» (ДЕТИ 5-6 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

Развитие мыслительных способностей детей, формирование элементарных математических представлений, через игровую технологию В.В. Влоскобовича «Сказочные лабиринты игры»....

конспект-технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое моего родного города"

Занятие тематического раздела программы «Мой любимый город Канск» «Родной город: достопримечательности и окрестности»...

Технологическая карта занятия "Путешествие в математику" в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного типа«Чечек» Овюрского кожууна Республики Тыва      Непосредственно-о...

Технологическая карта занятия: "Путешествие по квартире"

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеТема занятия: Путешествие по квартиреВозрастная группа: Старшая группаЦель занятия:Сформировать у детей представление об опасных предметах, к...

Технологическая карта занятия "Путешествие в страну "Здоровье""

Технологическая карта занятия  во второй младшей группе "Путешествие в страну "Здоровье""...

Технологическая карта занятия "Путешествие"

Разработанная технологическая карта подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе позволит:закрепить умение отвечать на вопросы, согласовывая существительные с прилагательными; исполь...