сообщение
консультация по логопедии

Пантелеенко Светлана Анатольевна

Применение Технологии ТРИЗ в работе учителя -логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_2.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образование находится на новом этапе развития. Перед ним стоит множество сложных проблем: обеспечение современного качества дошкольного образования, повышение ответственности за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В свете требований ФГОС ДО перед педагогами стоит одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей. Для решения  задач, поставленных  современным подходом к образованию, любой педагог встает на путь творческого поиска.

Работа учителя-логопеда дошкольной организации не является исключением. Помимо специфических коррекционных задач, логопед должен решать задачи, направленные на развитие личности ребенка в целом. Однако добиться этого с помощью традиционных приемов работы не всегда является возможным. ТРИЗ – технология (Теория Решения Изобретательских задач, созданной Г. С. Альтшулером еще в советские годы и не потерявшие свою актуальность и сегодня, является одним из эффективных приемов и методов коррекции речи и отвечает задачам, поставленным перед педагогом в полноценном развитии современного ребенка.

ТРИЗ – это система игр, упражнений, заданий, использование которых в образовательном процессе, решает несколько основных задач:

- максимально увеличить эффективность усвоения программы;

- превращает занятия в увлекательный творческий поиск;

- повышает самооценку ребенка.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем», что дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность, приучает детей нестандартно мыслить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.

В арсенале ТРИЗ существует огромное количество различных методов и приемов. Но, к сожалению, не все предложенные методы логопеды могут использовать в своей коррекционной работе. Но некоторые игры очень эффективно помогают решить коррекционные задачи, из них и сложилась небольшая картотека игр с элементами ТРИЗ.

Игры для развития лексико-грамматической стороны речи.

Игра: «Слово за слово» или «Поезд»

Игра «Один – много»

Игра «Префиксы»

Игры для автоматизации звуков

Игра «По кругу»

Игра «Антилогическое лото»

Игра «Запоминай-ка»

Игры для развития связной речи.

В связной речи отражаются все особенности недоразвития высших психических функций, лексики, грамматики, фонетики. Развернутые смысловые высказывания детей с речевыми нарушениями отмечаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Для детей подчас бывает очень затруднительно составить небольшой описательный рассказ об объекте, еще более трудно дается им составление творческих рассказов.

Т. к. развитие связной речи - достаточно обширная и сложная задача, требующая поэтапного решения, стоит остановиться лишь на некоторых приемах обучения творческим рассказам.

Игра «Сказка о самом себе»

Игра «Коллаж из сказок»

Игра «А что потом?»

Кольца Луллия.

Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр и кругами Луллия..

«Волшебный поясок»

Это версия известной во всем мире игры «ДА-НЕТКА». Использование в логопедии элементы ТРИЗ дает возможность достичь таких результатов как:

-развитие детской фантазии

- поиска детьми новых нетрадиционных решений поставленных задач,

- дети не боятся ошибок и нестандартных решений;

- эффективной автоматизации звуков в речи;

- существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность и оригинальность высказывания детей;

- совершенствование таких ценных для ребёнка психических процессов, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству;

- развитие творчества каждого ребёнка,

- проявление интеллектуальной инициативы.

- повышенный интерес к предлагаемым заданиям, что делает работу по закреплению каких-либо навыков более эффективной;

Использование пособий ТРИЗ - технологии позволяет более точно выявить уровень знаний и возможностей каждого ребенка и, соответственно, спланировать дальнейшую коррекционную работу.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»

Сообщение

«Использование технологии ТРИЗ- в работе учителя логопеда»

С.А. Пантелеенко

2025 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы

Сообщение из опыта работы «Игры по развитию сенсорики в группе раннего возраста»   Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления р...

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»

Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей.

Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей....