Звук и буква У
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Леванькова Марина Юрьевна

Комплекс упражнений для чёткого произнесения звука «У»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._zvuk_i_bukva_u.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 2.

Тема: «Звук и буква У».

Цель:  знакомство со звуком «у», с буквой «У».

Задачи:

        Чёткое произнесение звука «У». Определение места звука в слове. Учить выделять звук «У» из состава слогов, слов и предложений. Закрепить понятие «гласный» звук. Знакомство с буквой «У». Употребление существительных в именительном и винительном падежах единственного числа (договаривание предложений). Формировать умение составлять предложение, делить его на слова. Закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными. Развитие психических процессов и мелкой моторики рук. Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:

- зеркала; звуковые схемы (на три) и фишки красного цвета; счётные палочки; предметные и сюжетные картинки; художественное слово; индивидуальные картинки; индивидуальные листы с заданиями по теме, маркеры.

I. Организационный момент.

1. - Здравствуйте, ребята. Сейчас на своё место сядет тот, кто назовёт название одного цветка, но не повторяться.

2. Артикуляционная гимнастика.

 — А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

 — «Улыбка» – «трубочка»

 — «Лопаточка»

 — «Иголочка»

 — «Лопаточка» – «Иголочка»

— «Часики»

 — Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.            Сообщение темы. 

- Здравствуйте  ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт.                 (Улитка)

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок.                 (Удочка)

Глажу, глажу без отдышки,
Вам, девчонки и мальчишки,
Платья, маечки, штаны,
Ты поди да посмотри:
Все разгладил надосуг
Треугольный наш …..                        (Утюг)

(На доску вывешиваются картинки.) (К1)

— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?

— Как вы думаете, о каком звуке идет речь?

Сегодня на занятии мы с вами вспомним звук  [У] и познакомимся с буквой У.

III. Вызывание звука, его характеристика.  

1. вызывание звука: 

а) сначала логопедом, потом детьми, хором и индивидуально; тихим и громким голосом.:

- Как воет волк? Как работает паровоз? (У-у-у-у)..   (К2)

б) Вывод: звук «У» - гласный.

2. характеристика звука:

  - А как же получается звук «У», как мы его с вами произносим? Мы открываем рот; язычок лежит спокойно внизу, кончик языка за зубами, положите руку на горлышко и произнесите звук «у» – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает., он не встречает преграды.  Звук «у» – гласный звук, потому что его можно пропеть.

- Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом.

IV. Развитие фонематических процессов.

1. Д/игра «Поймай звук»

- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [У].

а) из гласных:

хлопните в ладоши. а, у, о, а, у, и, а, э, у, а.

б) из ряда гласных:

- уа, ау, аи, иу, иа, оу…

в) из слов:

- умница, аист, удочка, иволга, учит, август, игра, учитель, апельсин, улей.

2. Работа со звуковыми схемами:

- Ребята, немного поработаем со звуковыми схемами. Берём звуковую схему и красный кружок и кладём перед собой. Сейчас я буду говорить слово, а вы должны определить звук [у] в слове. Он может быть вначале, тогда кружок будет первым; он может быть в середине - будет вторым; он может быть в конце слова - будет третьим звуком.

слова: улей, груша, кружка, утка, кенгуру.

3. Определение места звука «у» в слове (по индивид.картинкам).

4. Д/игра «Четвёртый лишний»  (К3,4)

V. Развитие мыслительных процессов и  мелкой моторики рук:  (индив-но) Лабиринт.

ФИЗМИНУТКА.  Пальчиковая гимнастика.

Игра на развитие силы голоса.

— Мы в лес пойдём, грибов найдём, ребят мы дружно позовём: а-а-у-у, а-а-у-у… Никто не отзывается, лишь эхо откликается. (Тихо) А-у-у, а-у-у…

- Два прыжка на правой ножке,  два прыжка на левой ножке,  побежали по дорожке,  наклонились потянулись вправо влево и друг другу улыбнулись.

VI. Знакомство с буквой У.  (К5)

- Ребята, посмотрите, что у меня на доске. Это буква «У». Ребята, запомните, звук [у] на письме обозначается буквой «У». А почему наша буква красного цвета?

- Потому что звук [у] гласный и обозначаем мы его красным цветом.

- Вспомните, чем звук отличается от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

1. -Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?

- А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.

2.  - Найдите букву «У» на своем листочке . Проведите по ней пальчиком. Пропиши все буквы. (индивид. листы)

VII. Грамматический строй речи.

1. Д/игра «Жадина»: (по индивид.картинкам)

-   правильно назвать свою картинку, применяя местоимения; например:  - Моя утка. Мой утюг. Мои гуси и т.д.

2. Д/упражнение «Закончи предложение»:

- В реке плавает … (утёнок)

- На берегу громко крякает … (утка)

- У ребёнка болит …. (ухо)

- Мама включила электрический … (утюг)

- На листке висит … (улитка)

- В лесу живёт огромный … (удав)

- Мама чистит .. (умывальник)

3. Д/упражнение «Прочти» предложение с помощью рисунков»  (индивид.листы)

VIII. Итог занятия.

1. - Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня играли?

- С какой буквой?

- Каким цветом обозначаем?

2. Выложите у себя на столах букву «У» из счётных палочек.

2. – Найди и назови все предметы со звуком «У»   (К6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...