Звук и буква У
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Комплекс упражнений для чёткого произнесения звука «У»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 2.
Тема: «Звук и буква У».
Цель: знакомство со звуком «у», с буквой «У».
Задачи:
Чёткое произнесение звука «У». Определение места звука в слове. Учить выделять звук «У» из состава слогов, слов и предложений. Закрепить понятие «гласный» звук. Знакомство с буквой «У». Употребление существительных в именительном и винительном падежах единственного числа (договаривание предложений). Формировать умение составлять предложение, делить его на слова. Закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными. Развитие психических процессов и мелкой моторики рук. Воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
- зеркала; звуковые схемы (на три) и фишки красного цвета; счётные палочки; предметные и сюжетные картинки; художественное слово; индивидуальные картинки; индивидуальные листы с заданиями по теме, маркеры.
I. Организационный момент.
1. - Здравствуйте, ребята. Сейчас на своё место сядет тот, кто назовёт название одного цветка, но не повторяться.
2. Артикуляционная гимнастика.
— А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.
— «Улыбка» – «трубочка»
— «Лопаточка»
— «Иголочка»
— «Лопаточка» – «Иголочка»
— «Часики»
— Молодцы. Отложите зеркала в сторону.
II. Основная часть. Сообщение темы.
- Здравствуйте ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
На ниточке крючок,
Для рыбки — червячок. (Удочка)
Глажу, глажу без отдышки,
Вам, девчонки и мальчишки,
Платья, маечки, штаны,
Ты поди да посмотри:
Все разгладил надосуг
Треугольный наш ….. (Утюг)
(На доску вывешиваются картинки.) (К1)
— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?
— Как вы думаете, о каком звуке идет речь?
Сегодня на занятии мы с вами вспомним звук [У] и познакомимся с буквой У.
III. Вызывание звука, его характеристика.
1. вызывание звука:
а) сначала логопедом, потом детьми, хором и индивидуально; тихим и громким голосом.:
- Как воет волк? Как работает паровоз? (У-у-у-у).. (К2)
б) Вывод: звук «У» - гласный.
2. характеристика звука:
- А как же получается звук «У», как мы его с вами произносим? Мы открываем рот; язычок лежит спокойно внизу, кончик языка за зубами, положите руку на горлышко и произнесите звук «у» – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает., он не встречает преграды. Звук «у» – гласный звук, потому что его можно пропеть.
- Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом.
IV. Развитие фонематических процессов.
1. Д/игра «Поймай звук»
- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [У].
а) из гласных:
хлопните в ладоши. а, у, о, а, у, и, а, э, у, а.
б) из ряда гласных:
- уа, ау, аи, иу, иа, оу…
в) из слов:
- умница, аист, удочка, иволга, учит, август, игра, учитель, апельсин, улей.
2. Работа со звуковыми схемами:
- Ребята, немного поработаем со звуковыми схемами. Берём звуковую схему и красный кружок и кладём перед собой. Сейчас я буду говорить слово, а вы должны определить звук [у] в слове. Он может быть вначале, тогда кружок будет первым; он может быть в середине - будет вторым; он может быть в конце слова - будет третьим звуком.
слова: улей, груша, кружка, утка, кенгуру.
3. Определение места звука «у» в слове (по индивид.картинкам).
4. Д/игра «Четвёртый лишний» (К3,4)
V. Развитие мыслительных процессов и мелкой моторики рук: (индив-но) Лабиринт.
ФИЗМИНУТКА. Пальчиковая гимнастика.
Игра на развитие силы голоса.
— Мы в лес пойдём, грибов найдём, ребят мы дружно позовём: а-а-у-у, а-а-у-у… Никто не отзывается, лишь эхо откликается. (Тихо) А-у-у, а-у-у…
- Два прыжка на правой ножке, два прыжка на левой ножке, побежали по дорожке, наклонились потянулись вправо влево и друг другу улыбнулись.
VI. Знакомство с буквой У. (К5)
- Ребята, посмотрите, что у меня на доске. Это буква «У». Ребята, запомните, звук [у] на письме обозначается буквой «У». А почему наша буква красного цвета?
- Потому что звук [у] гласный и обозначаем мы его красным цветом.
- Вспомните, чем звук отличается от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.
1. -Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?
- А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.
2. - Найдите букву «У» на своем листочке . Проведите по ней пальчиком. Пропиши все буквы. (индивид. листы)
VII. Грамматический строй речи.
1. Д/игра «Жадина»: (по индивид.картинкам)
- правильно назвать свою картинку, применяя местоимения; например: - Моя утка. Мой утюг. Мои гуси и т.д.
2. Д/упражнение «Закончи предложение»:
- В реке плавает … (утёнок)
- На берегу громко крякает … (утка)
- У ребёнка болит …. (ухо)
- Мама включила электрический … (утюг)
- На листке висит … (улитка)
- В лесу живёт огромный … (удав)
- Мама чистит .. (умывальник)
3. Д/упражнение «Прочти» предложение с помощью рисунков» (индивид.листы)
VIII. Итог занятия.
1. - Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня играли?
- С какой буквой?
- Каким цветом обозначаем?
2. Выложите у себя на столах букву «У» из счётных палочек.
2. – Найди и назови все предметы со звуком «У» (К6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
