ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ТЕМУ "МАСЛЕНИЦА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ТЕМУ "МАСЛЕНИЦА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx19.84 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Знакомство с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;

-Расширение знаний детей о народных традициях;

- Продолжать учить говорить полным предложением;

- Обогащение активного и пассивного словаря.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;

- Развитие способности правильно выражать свое эмоциональное состояние;

- Развитие диалогической речи;

- Развитие познавательного интереса к традициям своего народа;

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

- Воспитание доброжелательного отношения друг к другу;

- Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;

- Воспитание чувства патриотизма;

Оборудование: проектор, презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, скажем все вместе

-С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

- Давайте мы сейчас поздороваемся друг с другом, будем передавать друг другу шишку, и тому кому передаем, будем говорить добрые, хорошие слова и называем имя того кому передаем шишку.

(Какое у тебя красивое платье, отлично выглядишь, хорошо занимался сегодня)

- Поздоровались, молодцы! А теперь давайте повторим правило поведения на занятии.

(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):

Внимательно слушай!

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

Тогда отвечай!

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия:

- Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите? Слайд № 1, № 2

- На этих картинах люди веселятся, потому, что отмечают праздник, который называется – Масленица.

2. Вводная беседа:

«Масленица»

Масленица — один из самых любимых в народе праздников. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица – это проводы зимы. Люди, забывают про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселятся от души.

Ходят друг к другу в гости и сами приглашают гостей к себе, потому, что чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю масленичную неделю положено есть блины, потому что блины похожи на солнышко – круглые, золотистые, горячие. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна.

3. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

- Давайте с вами поиграем с пальчиками.

В старину солнце зазывали такими словами:

Солнышко-ведрышко

(руки вверх, пальцы растопырены)

Выгляни в окошечко!

(руки полочкой, подтянуть к подбородку)

Там малые детки

(показать рукой вниз)

Ждут твоего света

(руки вверх, пальцы растопырены)

Лепешки валяют

(имитация движений)

Тебя поджидают!

(руки вперед, «приглашают в гости»)

(Прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми)

4. Беседа по тексту «Подумай и ответь»:

- Почему праздник называется масленица? (Потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины)

- Что готовят хозяйки? (Хозяйки пекут вкусные блины)

- Почему пекут именно блины, а не булочки или пирожки? (Потому, что блины похожи на солнышко, круглые, золотистые, горячие)

- Как по-другому называли праздник масленицу? (Проводы зимы)

Что делают люди на масленицу? (Ходят друг к другу в гости, веселятся, едят блины)

5.Зрительная гимнастика: «Блинчики»

Я пеку пшеничные

Блинчики отличные. (Зажмурить, широко открыть глаза)

Слева- тесто,

Справа – соль. (Посмотреть вправо, влево)

Тесто в миске замешу,

Соль в солонке я возьму. (Посмотреть вверх, вниз)

Вверх и вниз, вверх и вниз

Тесто скалкой раскатаю,

Возьму ложкою творог,

Блинчики отличные,

Вкусные, пшеничные (направлять взгляд по кругу в левую, потом в правую стороны).

6. Развитие слуховой памяти, грамматического строя речи:

- Масленицу отмечают целую неделю. И каждый день этой недели имеет свое название. Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. С этого дня начинали печь блины.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.» Давайте, вместе повторим эту закличку.

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» Слайд №3

- Второй день недели вторник, называется— заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».

Давайте повторим эти слова вместе. Слайд №3

- Среда — лакомки. В этот день зять (Муж дочери или сестры) приходил к теще (Мать жены) на блины. Слайд №4

- Четверг назывался разгуляем. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Слайд №5

- Пятница — тещины вечерки. В этот день зятья приглашали своих тещ к себе на блины. Слайд №6

- Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки (Жена брата или сына) приглашали в гости к себе золовок (Сестра мужа). Слайд №9

- Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права. Слайд №7,№8

7. Динамическая пауза «Карусель»

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели.

(медленно идут по кругу)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(легкий бег)

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

(медленно идут по кругу)

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.

(остановиться)

8. Развитие связной речи «Припомни и ответь»

- Ребята, давайте вспомним, как долго отмечают масленицу? (Масленицу отмечают целую неделю. 7-мь дней)

- Что делают в 1-й день, который называется «Встреча»? (Пекут блины, катаются с горки на санках)

- Как называется последний день масленичной недели? (Последний день называется Прощеное воскресенье)

- Что делают в Прощеное воскресенье? (Провожают Масленицу, сжигают соломенное чучело, просят друг у друга прощение)

III. Итог занятия:

- Скажите, что из нашего занятия вам запомнилось больше всего?

- А что было самым сложным?

Какое настроение у вас сейчас?

На столе лежат эмоции, возьмите и нарисуйте в них настроение после  занятия. Выберите тот цвет карандаша, какой вам нравится.

А теперь давайте вместе скажем

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Тема занятия: "Исправленная двойка Пети Разгильдяйкина. Звук и буква "И"....

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи) на тему: «Русские народные традиции, культура и быт».

В  наше время нарушены естественные связи людей с историей своего народа и страны, поэтому важно с раннего детства приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать патриотические ...

Конспект занятия в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Доктор Айболит (Звуки Б и Бь)"

Конспект игрового занятия. Цели: Учить различать звуки Б и Бь по твёрдости-мягкости....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Обувь и головные уборы"

Кенспект занятия по теме: Обувь и головные уборы для детей с ОНР старшей группы....

Мастер класс для родителей по изучению лексической темы "Весна. Прилёт птиц" с детьми старшей группы для дете с тяжёлыми нарушениями речи.

Сценарий мастер класса для родителей. На примере изучения лексической темы "Весны. Прилёт птиц" обучение родителей игровым приёмам обогащения словаря, работы над грамматическим строем речи, ...