Конспект занятия в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Доктор Айболит (Звуки Б и Бь)"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Якубова Наиля Накиповна

Конспект игрового занятия. Цели: Учить различать звуки Б и Бь по твёрдости-мягкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: Звуки Б и Бь23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Звуки Б, Бь. Буква Б".

Цели:

Коррекционно-образовательные:

• научить детей различать звуки Б - Бь по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

• развивать у детей фонематические процессы;

• дифференциация звуков на слух и в произношении;

• упражнять в выделении звуков [б], [б'] в начале и середине слов;

• упражнять детей в делении слов на слоги;

• упражнять в употреблении существительных в разных падежах.

развивать пространственное восприятие, внимание и память;

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать у детей интерес к родному языку, умение работать в коллективе, аккуратность.

Оборудование: зеркала, игрушка Айболит, символы звуков; предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки Б и Бь; изображение заболевших зверей, Буква Б, игра «Косички».

Ход занятия:

1.Организационный момент: Дети стоят вокруг логопеда.

Логопед: Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк.

Раздаётся звонок телефона. Логопед имитирует разговор и в конце диалога говорит: - Конечно, мы постараемся помочь (кладёт трубку). Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери заболели, нас попросили помочь. Чтобы наши животные выздоровели, нам нужно выполнить правильно все задания и найти доктора Айболита.

2. Знакомство со звуками Б, Бь.

Логопед вскрывает конверт. Логопед: А вот и первое задание. Зачитывает загадки: Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Он идёт неторопливо,

Зацепил хвостом он сук.

Полосатый он, красивый.

Зверь хозяйственный. (Барсук)

Колючка вкуснее, чем множество блюд.

Её обожает горбатый. (Верблюд)

От банана до банана,

Ловко скачет. (Обезьяна)

Широк, приземист, мускулист,

Силён и крепок, как штангист.

Красавцем, правда, не слывёт

Большеротый. (Бегемот)

Под водою целый склад!

Плот из веток мастерят.

Зубы так у них остры!

Точат дерево. (Бобры)

Походу отгадывания загадок, на доске появляются картинки.

Логопед вместе с детьми произносит названия животных, интонационно выделяя звук Б и Бь.

Логопед: А кто из вас самый внимательный? Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?

Дети: Звуки Б и Бь.

Логопед: Эти два звука мы сегодня будем учиться различать.

3. Характеристика звуков Б, Бь. по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! (символ звука Б)

Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ). Твёрдый, обозначать будем фишкой синего цвета, звонкий (тактильно - вибрационный контроль.)

А теперь посмотрите на эту картинку (символ звука Бь). Произнесите звук Бь все вместе. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду?

Дети: Встречает преграду.

Логопед: Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта?

Дети: Губы.

Логопед: Значит звук Бь какой?

Дети: Согласный.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Бь. Какой он: твёрдый или мягкий?

Дети: Мягкий.

Логопед: Фишкой какого цвета мы его будем обозначать?

Дети: Зелёного.

Логопед: А ещё какой звук Бь?

Дети: Звонкий.

Логопед: Чем похожи звуки Б и Бь?

Дети: Оба согласные и звонкие.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: Б - твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета. Бь - мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета.

4. Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук». Дифференциация звуков [Б] [Б`].

* Логопед: Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] или [б`] хлопните в ладоши (б, т, к, в, м, бь, н, б, кь, п, вь, б, бь).

*В слогах: Я буду произносить слоги, если услышите звук [б] хлопните в ладоши, если услышите звук [б`] – руки вперёд: ба, ко, бя, бу, та, бю, бы, би, мо, бё, бо, та.

Логопед: Молодцы!

*В словах: (На столах лежат картинки животных.) Логопед: Вот мы и попали в зоопарк. Но кто-то открыл двери, и животные перепутались. Давайте поможем им всем найти себе нужный загон. На этой улице будут жить те животные, в названиях которых есть твёрдый звук Б, а на второй улице - где есть мягкий звук Бь. Дети подходят к доске и ставят свои картинки.

Пример: В слове "зебра" есть твёрдый звук Б, поэтому она будет жить на первой улице. В слове "бизон" есть мягкий звук Бь, поэтому он будет жить на второй улице.

Логопед: Все животные теперь вернулись в зоопарк.

5. Деление слов на слоги.

Дети делят слова на слоги (Бегемот, верблюд, баран, барс, бобер, барсук, кабан, белка, бык, бизон, зубр, буйвол, зебра, белуха.)

Логопед:

Мы пришли в наш зоопарк.

Посмотрите кто нам рад?

Всех попробуем назвать.

И на слоги разбивать.

Бегемот, верблюд, баран,

Барс, бобер, барсук, кабан.

Белка, бык, бизон и зубр,

Буйвол, зебра и белуха. (С. Катина)

6. Физкультминутка «Зоопарк».

По зоопарку мы шагаем (маршируем на месте)

Бегемота там встречаем (раскачиваем туловищ из стороны в сторону)

Вот огромный бегемот

Широко открыл он рот (имитирующие движение руками)

А теперь посмотри (бег, колени поднять высоко, носок ноги оттянуть)

Зебра скачет впереди.

Зебру мы перехитрим -

На носочках пробежим (бег на носочках)

Кобра, как лента по земле скользит,

И её движение нам надо повторить. (волнообразное движение рукой)

Обезьянка к нам спустилась с ветки.

Поиграть решила с вами детки (прыжки вправо и влево)

Но закончилась игра

Возвращаться нам пора. (вернуться на свои места) (С. Катина)

7. Логопед: Дорогие звери и птицы, нам пришло сообщение, что у вас кто-то заболел. Это правда?

Да, посмотрите, ребята, и расскажите, у кого что болит.

Дети: У бегемота температура. У обезьяны болит зуб. и т.д.

Логопед: нам не справиться без доктора Айболита. Но чтобы его найти надо сложить букву Б из косичек.

Знакомство с буквой.

Логопед: Звуки Б и Бь живут в домике под названием "Буква Б" (Демонстрация буквы Б.)

Напишите эту букву пальчиком на столе, в воздухе.

Логопед: Каждый барашек скажет тебе,

Очень уж любят они букву (Б)

(И. Агеева)

8. Закрепление образа буквы.

Логопед: сложите букву Б из косичек.

Дети складывают букву Б из косичек.

9. Появляется доктор Айболит.

Логопед: Дети, подскажите доктору Айболиту, кому надо помочь и что надо полечить.

Дети: Зебре надо полечить ногу, Белке надо вылечить хвостик. И т.д.

Логопед: Доктор Айболит останется в зоопарке и вылечит всех больных зверей, а нам пора возвращаться.

10. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: С какими звуками мы познакомились? Назовите животных в названиях которых есть звук Б, а теперь назовите животных со звуком Бь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Тема занятия: "Исправленная двойка Пети Разгильдяйкина. Звук и буква "И"....

Конспект фронтального занятия в старщей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гостях у бабушки Федоры"

Конспект занятия о посуде, её видах, предназначении. выстроен в виде увлекательного путешествия к бабушке Федоре....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Как Мамонтёнок маму искал»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по сюжету М/ф "Как мамонтёнок маму искал". Дети читают книгу вместе с педагогом и выполняют задания по сюжету книги, тем самым восстанавл...

Конспект занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «На помощь Незнайке»

Конспект занятияв старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи«На помощь Незнайке»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Обувь и головные уборы"

Кенспект занятия по теме: Обувь и головные уборы для детей с ОНР старшей группы....