Групповой проект "Формирование речи - рассуждения в процессе интеграции образовательных областей"
проект по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Формирование речи–рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции
образовательных областей
Разработала: Манина Ю.Н.
учитель-дефектолог
Нижневартовск
Краткая аннотация проекта
Наименование проекта | Формирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей |
По содержанию | Образовательная область «Речевоеразвитие» |
По характеру контактов | ребенок–субъект проектирования |
По продолжительности | Долгосрочный,1год |
По количеству участников | групповой |
Обеспечение проекта | -Нормативно-правовое -Научно-методическое -Материально-техническое -Кадровое |
Заказчик проекта | МБДОУ №7 «Жар-птица» |
Разработчик проекта | Манина Юлия Николаевна, учитель-дефектолог |
Ответственные исполнители | Заместитель заведующего по воспитательно- Образовательной работе, воспитателигруппы. |
Участники проекта | Дети дошкольного возраста , педагоги и родители |
- Обоснование проекта
Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Рассуждение— это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняетсякакое-либоположение,мысль;говоритсяопричинах иследствияхсобытийиявлений,оценкахичувствах.(О.В.Загоровская, О.В. Григоренко)
Разновидностирассуждения:
- рассуждение-доказательство(Почемутак,анеиначе?Чтоизэтого следует?)
- рассуждение - объяснение (Что это такое? Толкование понятия, объяснение сути явления)
- рассуждение - размышление (Как быть? Что делать? Раздумья над различными жизненными ситуациями)
Выделение различных связей является принципиальным при построении доказательной речи. По своим смысловым и структурным особенностям, рассуждение – самое сложное синтаксическое строение по сравнению сописаниемиповествованием(В.В.Виноградов,И.Р.Гальперин,
Г.В. Ольшанский). Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т. е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.
Актуальность проекта
Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. Ряд исследований свидетельствует о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников речевому рассуждению (Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина).
В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинноследственных, пространственно-временных, функциональных, целевых), поиск доказательств.
Мышление и речь традиционно рассматриваются в отечественной психологии как два тесно связанные между собой процесса. Речь неотделима от мыслительных процессов, «связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его» [Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера.– М.: Педагогика, 1986.].
В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание,и,по существу, отсутствует система обучения высказываниям такого типа.
Овладениерассуждениямипроисходитвединствесречевымразвитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
В программе «Детство», разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, обучение объяснительной и доказательной речи авторы предлагают проводить через различные речевые логические задачи, придумывание рассказов по кляксографии, составление рассказов по схематическим моделям.
Проблема
Связнаяречьдошкольников формируется на основе обобщенных знаний и имеющихся представлений. В результате мониторинга сформированности интегративного качества«Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности» и «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» с помощью наблюдений за диалогами и рассуждениями детей в обычных условиях и в ходе выполнения игровых заданий было выявлено доминирование низкого и среднего уровня развития у детей всех элементов речевой деятельности.
Такимобразом,возникланеобходимостьвразработке данногопректа.
Гипотеза: Формирование речи – рассуждения детей старшего дошкольноговозрастабудетэффективнотольковпроцессеинтеграции
образовательных областей, которая значительно повысить уровень ЗУН в образовательной области «Речевое развитие» у старших дошкольников.
Новизна и оригинальность идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.
Принципыработыпо проекту
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностейдетейвсодержаниииорганизациипроектнойработыврамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:
- наглядности
- энциклопедичности
- интеграции
- развивающегохарактераобразования
- индивидуализации
- единствассемьей
- доступности
- учетаведущейдеятельности
Цельизадачи проекта
Цель: Формирование речи-рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей.
Задачи:
- Повыситьуровеньсформированностиречи-рассужденияудетей дошкольного возраста.
- Обосновать результаты педагогического опыта по внедрению проекта, с целью дальнейшего использованияпедагогами в работе по формированию речи-рассуждения у детей дошкольного возраста.
- Повыситьуровенькомпетентностиродителейпоразвитиюречи-рассуждения у детей через использование различных форм и методов работы с детьми.
Основноесодержаниепроекта
4
Ресурсы проекта
Нормативно-правовое:
- КонституцияРФ;
- ЗаконРФ«Обобразовании»;
- КонвенцияООНоправахребенка.
Научно-методическое:
- основнаяобразовательнаяпрограммаМАДОУЦРР-ДС№25«Семицветик»;
- перспективно-тематическоепланированиепоинтеграции;
- мониторингзнаний;
- методическиеразработкидляродителей,детей,педагогов.
Материально-техническое:
- библиотекаметодическойихудожественнойлитературы;
- наглядно-дидактическиепособия;
Кадровое:
- повышениеквалификациипедагогов;
- привлечениекпедагогическомупроцессудетскойгородскойбиблиотеки№8
- привлечениекпедагогическомупроцессудетскойшколыискусств №3
Партнерыпроекта
Партнерамиданногопроектаявляются:
- Детскаяшколаискусств№3(наоснованиисоглашенияот02сентября2013г);
- Детскаягородскаябиблиотека№8(наоснованиипланасовместнойработы)
Целеваяаудитория
Работаспедагогами.Задачи:
- Обогащать знания новым содержанием в условиях педагогических и других мероприятий.
- Повыситьпрофессиональноемастерствоввопросахречевогообразования дошкольников.
- Обобщатьпередовойопыт,обменятьсясобственнымнакопленнымопытом по теме.
- Обогащатьпредметно-развивающуюсредувгруппе.
Планработыспедагогами
Месяц | Реализацияпроекта |
Сентябрь- май |
-участие детей,педагогов, родителейвразличныхконкурсах, интеллектуальных викторинах;
|
Работас родителями
Цель:повышениепедагогическихзнанийродителейвпроцессеразвитияречи дошкольников.
Задачи:
- Побудить интерес со стороны родителей целенаправленному формированию речи детей.
- Формировать у родителей ответственность за развитие речевых процессов у детей.
- Способствоватьактивномуучастиюродителейвжизнидетскогосада.
Планработысродителями
Месяц | Реализацияпроекта |
Сентябрь- май |
2.Викторинысучастием родителей:
4.Анкетирование,опрос:
|
Работас детьми
Цель:Формироватьречь–рассуждениеудетейстаршегодошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей.
Задачи(Подготовительнаягруппа):
- Учить детей выделять разные признаки объектов, выбирая их в качестве основания для классификации.
- Стимулировать самостоятельность в процессе поиска решения мыслительной задачи, умение производить разнообразные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, сериация, градация и т. п.
- Продолжать учить строить доказательные суждения в развернутой форме, поощрять активный поиск соответствующих доказательству речевых средств, наиболее адекватно передающих мысль-суждение.
- Учить для убедительности рассуждения использовать примеры («не все птицы летают, например страус»).
- Показатьразныеспособыдоказательства,вчастностиотпротивного:
«Накартинеизображенаточнонезима,таккак…»
- Учить использовать знания об особенностях рассуждения в разных ситуациях, в разных видах деятельности: отгадывании загадок, объяснении смысла пословиц, поговорок, образных выражений; раскрытии взаимосвязей в живой и неживой природе; объяснении правил игры, выбора игрушек и партнеров для игр; анализа человеческих взаимоотношений, поступков литературных героев и т. п.
Этапыформированияречи-рассуждения
Развитиеуменийустанавливать зависимостимеждуобъектами реального мира, решать проблемныеситуациивразных видах деятельности.
- йэтап–подготовительный
Учитьвыделять характерные признакиявленийипредметов,
устанавливать между ними логические связи; обогащать речь детейспецифичнойдляданноготипа высказывания лексикой.
Включатьбеседы-рассужденияна заданнуютемуилипоситуациям, возникающим стихийно.
- йэтап
Формирование представлений о структуре текста (тезис, доказательство, вывод); развитиеудетейречевыхуменийинавыков,обеспечивающихобщуюструктурную оформленностъ текста, использование наиболее оптимальных средств связи как межфразовой, так и между частями.
- йэтап–завершающий
Закреплятьумениястроитьсвязноевысказываниетипарассуждения.
Интеграцияречевогоразвитиявобразовательныйпроцесс
Работа педагога по развитию связной речи у дошкольников интегрирована вразличные виды детской деятельностив контексте образовательной работы:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально- художественную.
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
- всамостоятельнуюдеятельностьдетей
- впроцессвзаимодействияссемьями
Планреализациипроекта
Этапы проекта | Реализацияпроекта |
1 этап – 2024-2024 (сентябрь - октябрь) Диагностико - прогностиче ский | Педагоги:
Родители:Анкетирование,Консультации Дети:-Мониторинг(стартовый) |
2 этап – 2024-2025 (октябрь - май) Практически й | Педагоги: -Взаимопосещениенепосредственнообразовательной деятельности и мероприятий, обмен опытом;Мастер-классы; Родители: - Мероприятия с участием родителей Дети:-Непосредственнообразовательнаядеятельность -Совместныемероприятияссоциальнымипартнерами |
3 этап – 2025-2025 (май) Итоговый | Педагоги:-Итоговыймониторинг,анализрезультатов;
Родители:-Анкетирование,опрос.
Дети:-Мониторинг(итоговый) |
- Ожидаемыерезультатыисоциальныйэффект
Критерии | Показатели | Методыизучения |
Знаниядетей | Повышениеречевогоуровнядетей, рост познавательной активности к знаниям. |
|
Творческая активность | Участиевтворческихконкурсах,в музыкальныхразвлечениях. | -Наблюдение |
Профессиона льный интерес педагогов | Востребованность мероприятий по обмену опытом. |
-Индивидуальное консультирование
|
Активность родителей | Численность родителей, активно участвующих в жизни группы и детскогосада. |
|
Повышениекачестваречевогообразования.
- 90% детей будет иметь высокий уровень сформированности речи - рассуждения.
- У100%детейбудетсформированопрактическоеовладениенормамиречи (освоениеправилречевогоэтикета).
- Лексико-грамматическиеконструкцииосвоят90%детей.
Участиевречевомобразованииобщественности.
- Повысится уровень компетентности педагогов и родителей по развитию коммуникативных навыков у дошкольников через совершенствование собственного Интернет-ресурса (обмен опытом).
- Увеличится охват родительской и педагогической общественности в проводимых мероприятиях до 100%.
Созданиеобразовательнойсреды.
- Будут разработаны методические рекомендации для воспитателей по формированию речи – рассуждения.
Методическоеобеспечение.
- Будут разработаны беседы, серии проблемных ситуаций, картотека опытов и экспериментов по развитию мыслительных операций и формированию речи– рассуждения.
Литература
- АлексееваМ.М.,ЯшинаВ.И.Методикаразвитияречииобучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997.
- БлонскийП.П.Психологиядоказыванияиееособенностиудетей// Вопросы психологии. – 1964. – № 3.
- ВераксаН.Е.Особенностипреобразованияпротиворечивыхпроблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. – 1981. – № 3.
- ГвоздевА.Н.Вопросыизучениядетскойречи. –М.:АПНРСФСР,1961.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / подред. В.И. Логиновой, Т.Н. Бабаевой и др. – СПб., 1995.
- ЖинкинН.И.Механизмыречи.–М.:АПНРСФСР,1958.
- Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1973.
- 3акА.З.Различиявмышлениидетей. –М.,1992.
- 3ак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет.– М.: Новая школа, 1996.
- СемѐноваН.В.,ШадринаЛ.Г.Развитиеречи-рассужденияудетей старшего дошкольного возраста. Монография– М.: ТЦ Сфера, 2013.
12. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь: метод.рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»
Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...

"Использование разнообразных музыкальных видов детской деятельности в процессе интеграции образовательных областей"
Из опыта работы музыкального руководителя...

«Творческие составляющие в процессе интеграции образовательных областей»
«Сначала я открывал то, что известно многим ,затем то, что неизвестно некоторым ,а потом то ,что неизвестно никому»К.Э.Циолковский...

проект "Формирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей"
1. Краткая аннотация проекта Наименование проектаФормирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областейПо содержаниюОбразовательная област...

Взаимосвязь образования и здоровья детей в рамках ООП детского сада (Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе). Интеграция образовательных областей.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Доклад на педсовет № 2 «Формирование элементарных математических представлений в режиме дня и образовательной деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»
Отличительная особенность современной педагогики- ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития...























