Групповой проект "Формирование речи - рассуждения в процессе интеграции образовательных областей"
проект по логопедии (старшая группа)

Юлия Николаевна Манина

Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_rassuzhdenie.docx136.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Формирование речи–рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции

образовательных областей

Разработала: Манина Ю.Н.

учитель-дефектолог

Нижневартовск

  1. Краткая аннотация проекта

Наименование проекта

Формирование        речи        –        рассуждения        детей

дошкольного        возраста        в        процессе        интеграции образовательных областей

По содержанию

Образовательная область «Речевоеразвитие»

По характеру

контактов

ребенок–субъект проектирования

По

продолжительности

Долгосрочный,1год

По количеству

участников

групповой

Обеспечение проекта

-Нормативно-правовое

-Научно-методическое

-Материально-техническое

-Кадровое

Заказчик проекта

МБДОУ №7 «Жар-птица»

Разработчик

проекта

Манина Юлия Николаевна, учитель-дефектолог

Ответственные

исполнители

Заместитель        заведующего        по        воспитательно-

Образовательной работе, воспитателигруппы.

Участники проекта

Дети дошкольного возраста , педагоги и родители

  1. Обоснование проекта

Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

Рассуждение— это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняетсякакое-либоположение,мысль;говоритсяопричинах иследствияхсобытийиявлений,оценкахичувствах.(О.В.Загоровская, О.В. Григоренко)

Разновидностирассуждения:

  1. рассуждение-доказательство(Почемутак,анеиначе?Чтоизэтого следует?)
  2. рассуждение        -        объяснение        (Что        это        такое?        Толкование        понятия, объяснение сути явления)
  3. рассуждение        -        размышление        (Как        быть?        Что        делать?        Раздумья        над различными жизненными ситуациями)

Выделение различных связей является принципиальным при построении доказательной речи. По своим смысловым и структурным особенностям, рассуждение – самое сложное синтаксическое строение по сравнению сописаниемиповествованием(В.В.Виноградов,И.Р.Гальперин,

Г.В. Ольшанский). Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т. е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.

Актуальность проекта

Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. Ряд исследований свидетельствует о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников речевому рассуждению (Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина).

В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинноследственных, пространственно-временных, функциональных, целевых), поиск доказательств.

Мышление и речь традиционно рассматриваются в отечественной психологии как два тесно связанные между собой процесса. Речь неотделима от мыслительных процессов, «связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его» [Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера.– М.: Педагогика, 1986.].

В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание,и,по существу, отсутствует система обучения высказываниям такого типа.

Овладениерассуждениямипроисходитвединствесречевымразвитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.

В программе «Детство», разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, обучение объяснительной и доказательной речи авторы предлагают проводить через различные речевые логические задачи, придумывание рассказов по кляксографии, составление рассказов по схематическим моделям.

Проблема

Связнаяречьдошкольников формируется на основе обобщенных знаний и имеющихся представлений. В результате мониторинга сформированности интегративного качества«Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности» и «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» с помощью наблюдений за диалогами и рассуждениями детей в обычных условиях и в ходе выполнения игровых заданий было выявлено доминирование низкого и среднего уровня развития у детей всех элементов речевой деятельности.

Такимобразом,возникланеобходимостьвразработке данногопректа.

Гипотеза: Формирование речи – рассуждения детей старшего дошкольноговозрастабудетэффективнотольковпроцессеинтеграции

образовательных областей, которая значительно повысить уровень ЗУН в образовательной области «Речевое развитие» у старших дошкольников.

Новизна и оригинальность идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.

Принципыработыпо проекту

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностейдетейвсодержаниииорганизациипроектнойработыврамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:

  • наглядности
  • энциклопедичности
  • интеграции
  • развивающегохарактераобразования
  • индивидуализации
  • единствассемьей
  • доступности
  • учетаведущейдеятельности

  1. Цельизадачи проекта

Цель:        Формирование        речи-рассуждения        детей        дошкольного        возраста        в процессе интеграции образовательных областей.

Задачи:

  1. Повыситьуровеньсформированностиречи-рассужденияудетей дошкольного возраста.
  2. Обосновать результаты педагогического опыта по внедрению проекта, с целью дальнейшего использованияпедагогами в работе по формированию речи-рассуждения у детей дошкольного возраста.
  3. Повыситьуровенькомпетентностиродителейпоразвитиюречи-рассуждения у детей через использование различных форм и методов работы с детьми.

  1. Основноесодержаниепроекта

4

  1. Ресурсы проекта

  • Нормативно-правовое:

  • КонституцияРФ;
  • ЗаконРФ«Обобразовании»;
  • КонвенцияООНоправахребенка.
  • Научно-методическое:

  • основнаяобразовательнаяпрограммаМАДОУЦРР-ДС№25«Семицветик»;
  • перспективно-тематическоепланированиепоинтеграции;
  • мониторингзнаний;
  • методическиеразработкидляродителей,детей,педагогов.
  • Материально-техническое:

  • библиотекаметодическойихудожественнойлитературы;
  • наглядно-дидактическиепособия;
  • Кадровое:

  • повышениеквалификациипедагогов;
  • привлечениекпедагогическомупроцессудетскойгородскойбиблиотеки№8
  • привлечениекпедагогическомупроцессудетскойшколыискусств №3

  1. Партнерыпроекта

Партнерамиданногопроектаявляются:

  • Детскаяшколаискусств№3(наоснованиисоглашенияот02сентября2013г);
  • Детскаягородскаябиблиотека№8(наоснованиипланасовместнойработы)
  1. Целеваяаудитория

Работаспедагогами.Задачи:

  1. Обогащать знания новым содержанием в условиях педагогических и других мероприятий.
  2. Повыситьпрофессиональноемастерствоввопросахречевогообразования дошкольников.
  3. Обобщатьпередовойопыт,обменятьсясобственнымнакопленнымопытом по теме.
  4. Обогащатьпредметно-развивающуюсредувгруппе.

Планработыспедагогами

Месяц

Реализацияпроекта

Сентябрь- май

  1. Изучениепередовогопедагогическогоопытапотеме;
  2. Постановкацелиизадачдлядетейстаршегодошкольного возраста по данной теме;
  3. Анализпредметно-развивающейсредыгруппыиДОУ;
  4. Составлениекартотекиигр,беседсучетоминтеграции образовательных областей;
  5. Подбордиагностическогоинструментария,мониторинг;
  6. Взаимопосещение        непосредственно        образовательной деятельности и мероприятий, обмен опытом;
  7. Мастер-классы;
  8. Реализациядополнительныхмероприятий:

-участие детей,педагогов, родителейвразличныхконкурсах, интеллектуальных викторинах;

  1. Итоговыймониторинг,анализрезультатов;
  2. ТворческийотчетнаитоговомПедагогическомсовете.

Работас родителями

Цель:повышениепедагогическихзнанийродителейвпроцессеразвитияречи дошкольников.

Задачи:

  1. Побудить интерес со стороны родителей целенаправленному формированию речи детей.
  2. Формировать у родителей ответственность за развитие речевых процессов у детей.
  3. Способствоватьактивномуучастиюродителейвжизнидетскогосада.

Планработысродителями

Месяц

Реализацияпроекта

Сентябрь- май

  1. Консультации:
  • Особенностиразвитияречидетей.
  • Готовностькшкольномуобучению.Понятие«Готовность». Виды школьной готовности.
  • Значениеэкспериментированиявразвитиидошкольников.
  • Рольсюжетнойигрывразвитиидетейдошкольноговозраста.
  • Интеллектуальноеразвитиедошкольников
  • Посещениедетскойгородскойбиблиотеки(поплану совместной работы с ДШИ №3).
  • Значениеэкспериментированиявразвитиидошкольников.
  • Развитиесвязнойречидошкольников.

2.Викторинысучастием родителей:

  • «Интеллектуальныеигрыдлядошкольников»;
  • «Любимыесказки»;
  1. Театрализованнаядеятельностьиспортивные мероприятия:
  • МухаЦокотуха
  • Этюдыпопожарнойбезопасности
  • Спортивныесостязания«Ясильнее!Ябыстрее!»
  • Подготовкадетейкконкурсучтецов(науровнеДОУ)

4.Анкетирование,опрос:

  • Выявлениепредставленийонеобходимостицеленаправленной работы по речевому развитию дошкольников.
  • Удовлетворенность родителей в просвещении, консультированиипоразвитиюивоспитаниюдошкольников.
  • Анализсовместнойработыпорезультатамгода.

Работас детьми

Цель:Формироватьречь–рассуждениеудетейстаршегодошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей.

Задачи(Подготовительнаягруппа):

  1. Учить детей выделять разные признаки объектов, выбирая их в качестве основания для классификации.
  2. Стимулировать самостоятельность в процессе поиска решения мыслительной задачи, умение производить разнообразные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, сериация, градация и т. п.
  3. Продолжать учить строить доказательные суждения в развернутой форме, поощрять активный поиск соответствующих доказательству речевых средств, наиболее адекватно передающих мысль-суждение.
  4. Учить для убедительности рассуждения использовать примеры («не все птицы летают, например страус»).
  5. Показатьразныеспособыдоказательства,вчастностиотпротивного:

«Накартинеизображенаточнонезима,таккак…»

  1. Учить использовать знания об особенностях рассуждения в разных ситуациях, в разных видах деятельности: отгадывании загадок, объяснении смысла пословиц, поговорок, образных выражений; раскрытии взаимосвязей в живой и неживой природе; объяснении правил игры, выбора игрушек и партнеров для игр; анализа человеческих взаимоотношений, поступков литературных героев и т. п.

Этапыформированияречи-рассуждения

Развитиеуменийустанавливать зависимостимеждуобъектами реального мира, решать проблемныеситуациивразных видах деятельности.


  1. йэтап–подготовительный

Учитьвыделять характерные признакиявленийипредметов,

устанавливать между ними логические связи; обогащать речь детейспецифичнойдляданноготипа высказывания лексикой.


Включатьбеседы-рассужденияна заданнуютемуилипоситуациям, возникающим стихийно.

  1. йэтап

Формирование представлений о структуре текста (тезис, доказательство, вывод); развитиеудетейречевыхуменийинавыков,обеспечивающихобщуюструктурную оформленностъ текста, использование наиболее оптимальных средств связи как межфразовой, так и между частями.

  1. йэтап–завершающий

Закреплятьумениястроитьсвязноевысказываниетипарассуждения.

Интеграцияречевогоразвитиявобразовательныйпроцесс

Работа педагога по развитию связной речи у дошкольников интегрирована вразличные виды детской деятельностив контексте образовательной работы:

  • в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально- художественную.
  • в        образовательную        деятельность,        осуществляемую        в        ходе        режимных моментов
  • всамостоятельнуюдеятельностьдетей
  • впроцессвзаимодействияссемьями
  1. Планреализациипроекта

Этапы

проекта

Реализацияпроекта

1        этап        –

2024-2024

(сентябрь        - октябрь) Диагностико

-

прогностиче ский

Педагоги:

  • Изучениепередовогопедагогическогоопытапотеме;
  • Анализпредметно-развивающейсредыгруппыиДОУ;
  • Составление        картотеки        игр,        бесед        с        учетом        интеграции образовательных областей;
  • Подбордиагностическогоинструментария,мониторинг;

Родители:Анкетирование,Консультации

Дети:-Мониторинг(стартовый)

2        этап        –

2024-2025

(октябрь        - май) Практически й

Педагоги: -Взаимопосещениенепосредственнообразовательной деятельности и мероприятий, обмен опытом;Мастер-классы; Родители: - Мероприятия с участием родителей

Дети:-Непосредственнообразовательнаядеятельность

-Совместныемероприятияссоциальнымипартнерами

3        этап        –

2025-2025

(май) Итоговый

Педагоги:-Итоговыймониторинг,анализрезультатов;

  • ТворческийотчетнаитоговомПедагогическом совете.

Родители:-Анкетирование,опрос.

  • Анализсовместнойработыпорезультатамгода.

Дети:-Мониторинг(итоговый)

  1. Ожидаемыерезультатыисоциальныйэффект

Критерии

Показатели

Методыизучения

Знаниядетей

Повышениеречевогоуровнядетей, рост        познавательной        активности        к

знаниям.

  • Беседа
  • Викторины

Творческая

активность

Участиевтворческихконкурсах,в

музыкальныхразвлечениях.

-Наблюдение

Профессиона льный

интерес педагогов

Востребованность        мероприятий        по обмену опытом.

  • Беседа

-Индивидуальное консультирование

  • Анкетирование

Активность родителей

Численность                родителей,                активно участвующих        в        жизни        группы        и

детскогосада.

  • Наблюдение
  • Анализ
  1. Повышениекачестваречевогообразования.

  • 90%        детей        будет        иметь        высокий        уровень        сформированности        речи        - рассуждения.
  • У100%детейбудетсформированопрактическоеовладениенормамиречи (освоениеправилречевогоэтикета).
  • Лексико-грамматическиеконструкцииосвоят90%детей.
  1. Участиевречевомобразованииобщественности.

  • Повысится уровень компетентности педагогов и родителей по развитию коммуникативных навыков у дошкольников через совершенствование собственного Интернет-ресурса (обмен опытом).
  • Увеличится охват родительской и педагогической общественности в проводимых мероприятиях до 100%.
  1. Созданиеобразовательнойсреды.

  • Будут разработаны методические рекомендации для воспитателей по формированию речи – рассуждения.
  1. Методическоеобеспечение.

  • Будут разработаны беседы, серии проблемных ситуаций, картотека опытов и экспериментов по развитию мыслительных операций и формированию речи– рассуждения.

  1. Литература

  1. АлексееваМ.М.,ЯшинаВ.И.Методикаразвитияречииобучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997.
  2. БлонскийП.П.Психологиядоказыванияиееособенностиудетей// Вопросы психологии. – 1964. – № 3.
  3. ВераксаН.Е.Особенностипреобразованияпротиворечивыхпроблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. – 1981. – № 3.
  4. ГвоздевА.Н.Вопросыизучениядетскойречи. –М.:АПНРСФСР,1961.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / подред. В.И. Логиновой, Т.Н. Бабаевой и др. – СПб., 1995.
  6. ЖинкинН.И.Механизмыречи.–М.:АПНРСФСР,1958.
  7. Жинкин        Н.И.        Интеллект,        язык        и        речь        //        Нарушение        речи        у дошкольников. – М., 1973.
  8. 3акА.З.Различиявмышлениидетей. –М.,1992.
  9. 3ак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет.– М.: Новая школа, 1996.
  10. СемѐноваН.В.,ШадринаЛ.Г.Развитиеречи-рассужденияудетей старшего дошкольного возраста. Монография– М.: ТЦ Сфера, 2013.

12.        Шадрина        Л.Г.,        Фомина        Е.П.        Развиваем        связную        речь:        метод.рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»

Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...

ФЭМП в процессе интеграции образовательных областей

Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую...

«Творческие составляющие в процессе интеграции образовательных областей»

«Сначала я открывал то, что известно многим ,затем то, что неизвестно некоторым ,а потом то ,что неизвестно никому»К.Э.Циолковский...

проект "Формирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей"

1. Краткая аннотация проекта Наименование проектаФормирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областейПо содержаниюОбразовательная област...

Доклад на педсовет № 2 «Формирование элементарных математических представлений в режиме дня и образовательной деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»

Отличительная особенность современной педагогики- ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития...