Мультимедийная игра "Чей голос?" по лексической теме "Зимующие птицы"
электронный образовательный ресурс по логопедии (старшая группа)
Мультимедийная игра "Чей голос" по лексической теме "Зимующие птицы" направлена для детей 5-6 лет. Апробирована в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР по развитию лексико-грамматических категорий. Форма работы - подгрупповая. Игра "Чей голос" проводилась в основной части занятия - актуализация знаний. Игра служит обучающим пособием для детей, объединяющая сразу несколько педагогических задач, а с другой служит диагностическим инструментарием для педагога, который оценивает, как дети эти задачи усвоили. В процессе игры предлагаются игровые задания, направленные на расширение представлений об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями пополняется словарный запас дошкольников. В ходе игры, дети расширяют представления о зимующих птицах (внешний вид, названия птиц, почему птиц называют зимующими, чем питаются, как издают голос), дети учатся образовывать глаголы (каркать, стрекотать, ухать, тинькать, ворковать, свистеть, тюкать).
Большое место в процессе игры отводится развитию психических процессов - слуховому, зрительному вниманию и слуховой, зрительной памяти, что очень важно для развития фонематических процессов детей с ТНР. А также развитие логического мышления (приём загадок), что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.
Данная игра открывает новые возможности в организации игровой деятельности по развитию фонематических процессов, познавательной активности. Её использование в ДОУ повышает мотивационную-занимательную сторону обучения, предоставляет возможность применения индивидуальной и дифференцированной форм работы, позволяет решить проблемы с количеством картинного и словарного материала, аудиоматериала (голоса птиц).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 924.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад городского округа Стрежевой»
Структурное подразделение «Семицветик»
Мультимедийная игра
«Чей голос?»
Подготовила:
Егорова Анастасия Викторовна
учитель-логопед
Стрежевой, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Содержательная часть (описание мультимедийной игры «Чей голос?» для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Зимующие птицы») | 4 |
III | Список использованных источников | 8 |
IV | Приложение | 9 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы обусловлена тем, что среди дошкольников с нарушениями развития за последние годы количество детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее - ТНР) значительно увеличилось и продолжает расти. Причиной выступает рост вредных социальных и экологических факторов, способных спровоцировать нарушение развития на фоне тенденции роста валеологических рисков. В связи с этим усложняются и задачи, стоящие перед логопедами, работающими с этой категорией детей.
Одной из важнейших задач обучения Адаптированной образовательной программы детей с тяжёлыми нарушениями речи родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико – грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определённый уровень развития фонематических процессов. Однако у детей с общим недоразвитием речи фонетическое оформление речи значительно отстаёт от возрастной нормы. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию звуки, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи.
Одним из основных направлений логопедической работы с детьми дошкольного возраста является преодоление нарушений фонематических процессов. Работа по преодолению нарушений фонематических процессов проводится поэтапно. Очень важно на первом этапе ребёнку предложить игры, так как игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, в процессе которых будет развиваться способность узнавать и различать неречевые звуки. Выполнение таких игр способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти, что является крайне важным для дальнейшего развития фонематических процессов.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую проблему. В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются компьютерные технологии, а именно мультимедийные игры. В условиях такой игры легче активизировать внимание детей с общим недоразвитием речи и удерживать его на предлагаемом задании.
Поэтому основной задачей для педагогов, является создание условий для повышения эффективности предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствуя речевые возможности дошкольников посредством мультимедийного игрового пространства.
Место использования цифрового материала в воспитательно – образовательном процессе: данная игра направлена на детей 5-6 лет. Проведена в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР по развитию лексико-грамматических категорий. Форма работы – подгрупповая. В основе занятия взят конспект – Гомзяк Оксаны Степановны.
Игра «Чей голос» проводилась в основной части занятия – актуализация знаний. Игра служит обучающим пособием для детей, объединяющая сразу несколько педагогических задач, а с другой служит диагностическим инструментарием для педагога, который оценивает, как дети эти задачи усвоили.
Игра включена в образовательную деятельность, в процессе которой решается комплекс воспитательно – образовательных задач.
В процессе игры предлагаются игровые задания, направленные на расширение представлений детей б окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями пополняется словарный запас дошкольников. В ходе игры, дети расширяют представления о зимующих птицах (внешний вид, названия птиц, почему птиц называют зимующими, чем питаются, как издают голос), дети учатся образовывать глаголы (каркать, стрекотать, ухать, тинькать, ворковать, свистеть, тюкать).
Большое место в процессе игры отводится развитию психических процессов – слуховому, зрительному вниманию и слуховой, зрительной памяти, что очень важно для развития фонематических процессов детей с ТНР. А также развитие логического мышления (приём загадок), что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.
Практическая и педагогическая значимость состоит в применении мультимедийной игры учителем – логопедом по речевому направлению – развитие лексико – грамматических категорий в целях формирования фонематических процессов. Мультимедийную игру «Чей голос» могут использовать воспитатели детских образовательных учреждений на занятиях по окружающему миру, развитию речи, при подготовке детей к экологическим викторинам, а также на открытых занятиях с родителями. Данная игра открывает новые возможности в организации игровой деятельности по развитию фонематических процессов, познавательной активности. Её использование в ДОУ повышает мотивационную – занимательную сторону обучения, предоставляет возможность применения индивидуальной и дифференцированной форм работы, позволяет решить проблемы с количеством картинного и словарного материала, аудиоматериала (голоса птиц).
Ожидаемые результаты:
Для учителя – логопеда: в результате такой работы получен методический продукт в виде недельного тематического проекта: комплекс образовательных задач на неделю по теме, паутинка мероприятий проекта, схемы и сценарии дня на неделю, мультимедийная игра, которую можно использовать, как на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях для объяснения и закрепления темы «Зимующие птицы», дидактические материалы для детей, схемы, подборка игр и упражнений.
Для детей:
- Умеют планировать и организовывать свою деятельность;
- Умеют применять знания, полученные на занятиях по познавательному развитию (окружающий мир - тема «Зимующие птицы») и чтению художественной литературы (называние птиц в процессе игры «Чей голос») в новых условиях;
- Умеют взаимодействовать со сверстниками, знать правила поведения в обществе;
- Адаптированы в социальных отношениях;
- Способны вести диалог.
Содержательная часть
Предварительная работа:
- беседы по теме «Зимующие птицы» - ответственные – воспитатели, логопед;
- чтение с последующим обсуждением: В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке» - ответственные – воспитатели, логопед;
- наблюдение за птицами на территории детского сада во время прогулок – ответственные – воспитатели;
- лепка – «Птицы на кормушках» - ответственные - воспитатели;
- выставка работ «Птицы на кормушках» - ответственные – воспитатели;
- разучивание стихотворения по мнемотехнике «Снегири» - ответственные – воспитатели, логопед.
- подготовка небольших сообщений (докладов) про зимующих птиц – ответственные – родители, воспитатели.
Предмет: развитие лексико – грамматических категорий.
Тип занятия: НОД – комбинированное занятие (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний) по теме: «Зимующие птицы» с применением мультимедийной игры «Чей голос».
Время реализации занятия: 25 минут.
Цель игры: развитие речи, фонематического восприятия.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1.Учить детей образовывать глаголы (каркать, стрекотать, ухать, тинькать, ворковать, свистеть, тюкать).
2.Учить детей внимательно слушать, запоминать и различать на слух голоса зимующих птиц.
3.Расширять представления детей о зимующих птицах (внешний вид).
4.Активизировать словарь детей о зимующих птицах (воробей, синица, ворона, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока).
Коррекционно – развивающие:
1.Упражнять в узнавании птиц по их описанию.
2.Развивать слуховое и зрительное внимание.
3.Развивать логическое мышление.
4.Развивать слуховую память.
Воспитывающие:
1.Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
2.Учить детей культуре речевого общения: уметь выслушивать сверстника, не перебивая, поднимать руку при желании ответить, учить приёмам вежливо и тактично помогать друг другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь образовывать глаголы (каркать, стрекотать, ухать, тинькать, ворковать, свистеть, тюкать).
- Уметь определять на слух голоса зимующих птиц;
- Уметь называть зимующих птиц;
- Уметь соотносить зимующих птиц по внешнему виду с соответствующей картинкой.
Личностные: уметь взаимодействовать со сверстниками, знать правила поведения в обществе.
Метапредметные: уметь применять знания, полученные на занятиях по познавательному развитию и чтение художественной литературы.
Оборудование и техническое оснащение: мультимедийная игра «Чей голос» (Приложение).
Ссылка на мультимедийную игру: https://disk.yandex.ru/i/k3qqNE5llIOFrw
Дополнительная информация: размер мультимедиа компонента: 16,9 МБ, вид мультимедиа компонента: презентация Power Point с анимацией и звуками (5слайдов).
Техническое оснащение: ноутбук, интерактивная доска.
Описание мультимедийной игры «Чей голос»
Логопед: ребята, к нам в гости прилетят птицы. А какие птицы прилетят, вы узнаете, отгадав загадки, отгадав загадку птица будет издавать голос.
Загадка:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она?
(Ворона)
(Звучит голос вороны)
Логопед: ворона каркает.
Загадка:
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её…
(Сорока)
(Звучит голос сороки).
Логопед: сорока стрекочет.
Загадка:
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит.
На суку сидит.
Мышей сторожит.
(Сова)
(Звучит голос совы)
Логопед: сова ухает.
Загадка:
Спинкой зеленовата.
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
(Звучит голос синицы)
Логопед: синица тинькает.
Загадка:
Перламутром отливает,
Шея вся огнём играет,
Сизый цвет ей так к лицу,
Как же птицу ту зовут?
(Голубь)
(Звучит голос голубя)
Логопед: голубь воркует.
Загадка:
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь)
(Звучит голос снегиря)
Логопед: снегирь свистит.
Загадка:
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка…
(Дятел)
(Звучит голос дятла)
Логопед: дятел тюкает.
Логопед: Ребята, а какие птицы к нам прилетели? (Зимующие)
- А почему их так называют?
(они никуда не улетают и остаются в наших краях, питаются не только насекомыми, они могут найти себе пропитание и в холодное время года).
- Ребята, а теперь поиграем в игру «Чей голос», я хочу проверить, запомнили ли вы голоса зимующих птиц. Сейчас будет звучать голос зимующей птицы, а вы должны отгадать чей это голос.
(Звучит голос вороны)
(Ворона)
- Что делает ворона?
(Ворона каркает)
(Звучит голос сороки)
(Сорока)
- Что делает сорока?
(Сорока стрекочет)
(Звучит голос совы)
(Сова)
- Что делает сова?
(Сова ухает)
(Звучит голос синицы)
(Синица)
- Что делает синица?
(Синица тинькает)
(Звучит голос голубя)
(Голубь)
- Что делает голубь?
(Голубь воркует)
(Звучит голос снегиря)
(Снегирь)
- Что делает снегирь?
(Снегирь свистит)
(Звучит голос дятла)
(Дятел)
- Что делает дятел?
(Дятел тюкает)
Список использованных источников:
1.Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников». - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2018. – 160с.
2.Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад городского округа Стрежевой».
3.Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логогруппе». – М.: Издательство ГНОМ, 2019. – 160с.
4.Молчанова Е.Г. «300 игр для развития слухового внимания ребёнка». Изд. 3-е. – Ростов н\Д: Феникс, 2020. – 320с. – (Библиотека логопеда).
5.Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа». Изд. 2-е. – Спб.: «Издательство «Детство - Пресс», 2023. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"
Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».
В настоящее время в нашем МДОУ принято единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».
С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...

Мультимедийное дидактическое пособие по теме "Птицы".
Автором представлено мультимедийное дидактическое пособие по лексической теме "Птицы" для детей средней группы....

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.
Технологии: игровая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...



