Мультимедийная игра "Чей голос?" по лексической теме "Зимующие птицы"
электронный образовательный ресурс по логопедии (старшая группа)

Егорова Анастасия Викторовна

Мультимедийная игра "Чей голос" по лексической теме "Зимующие птицы" направлена для детей 5-6 лет. Апробирована в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР по развитию лексико-грамматических категорий. Форма работы - подгрупповая. Игра "Чей голос" проводилась в основной части занятия - актуализация знаний. Игра служит обучающим пособием для детей, объединяющая сразу несколько педагогических задач, а с другой служит диагностическим инструментарием для педагога, который оценивает, как дети эти задачи усвоили. В процессе игры предлагаются игровые задания, направленные на расширение представлений об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями пополняется словарный запас дошкольников. В ходе игры, дети расширяют представления о зимующих птицах (внешний вид, названия птиц, почему птиц называют зимующими, чем питаются, как издают голос), дети учатся образовывать глаголы (каркать, стрекотать, ухать, тинькать, ворковать, свистеть, тюкать).

Большое место в процессе игры отводится развитию психических процессов - слуховому, зрительному вниманию и слуховой, зрительной памяти, что очень важно для развития фонематических процессов детей с ТНР. А также развитие логического мышления (приём загадок), что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.

Данная игра открывает новые возможности в организации игровой деятельности по развитию фонематических процессов, познавательной активности. Её использование в ДОУ повышает мотивационную-занимательную сторону обучения, предоставляет возможность применения индивидуальной и дифференцированной форм работы, позволяет решить проблемы с количеством картинного и словарного материала, аудиоматериала (голоса птиц).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад городского округа Стрежевой»
Структурное подразделение «Семицветик»

Мультимедийная игра

 «Чей голос?»

Подготовила:

Егорова Анастасия Викторовна

учитель-логопед

Стрежевой, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

3

II.

Содержательная часть (описание мультимедийной игры «Чей голос?» для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Зимующие птицы»)

4

III

Список использованных источников

8

IV

Приложение

9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы обусловлена тем, что среди дошкольников с нарушениями развития за последние годы количество детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее - ТНР) значительно увеличилось и продолжает расти. Причиной выступает рост вредных социальных и экологических факторов, способных спровоцировать нарушение развития на фоне тенденции роста валеологических рисков. В связи с этим усложняются и задачи, стоящие перед логопедами, работающими с этой категорией детей.

Одной из важнейших задач обучения Адаптированной образовательной программы детей с тяжёлыми нарушениями речи родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико – грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определённый уровень развития фонематических процессов. Однако у детей с общим недоразвитием речи фонетическое оформление речи значительно отстаёт от возрастной нормы. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию звуки, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи.

Одним из основных направлений логопедической работы с детьми дошкольного возраста является преодоление нарушений фонематических процессов. Работа по преодолению нарушений фонематических процессов проводится поэтапно. Очень важно на первом этапе ребёнку предложить игры, так как игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, в процессе которых будет развиваться способность узнавать и различать неречевые звуки. Выполнение таких игр способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти, что является крайне важным для дальнейшего развития фонематических процессов.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую проблему. В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются компьютерные технологии, а именно мультимедийные игры. В условиях такой игры легче активизировать внимание детей с общим недоразвитием речи и удерживать его на предлагаемом задании.

Поэтому основной задачей для педагогов, является создание условий для повышения эффективности предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствуя речевые возможности дошкольников посредством мультимедийного игрового пространства.

Место использования цифрового материала в воспитательно – образовательном процессе: данная игра направлена на детей 5-6 лет. Проведена в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР по развитию лексико-грамматических категорий. Форма работы – подгрупповая. В основе занятия взят конспект – Гомзяк Оксаны Степановны.

Игра «Чей голос» проводилась в основной части занятия – актуализация знаний. Игра служит обучающим пособием для детей, объединяющая сразу несколько педагогических задач, а с другой служит диагностическим инструментарием для педагога, который оценивает, как дети эти задачи усвоили.

Игра включена в образовательную деятельность, в процессе которой решается комплекс воспитательно – образовательных задач.

В процессе игры предлагаются игровые задания, направленные на расширение представлений детей б окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями пополняется словарный запас дошкольников. В ходе игры, дети расширяют представления о зимующих птицах (внешний вид, названия птиц, почему птиц называют зимующими, чем питаются, как издают голос), дети учатся образовывать глаголы (каркать, стрекотать, ухать, тинькать, ворковать, свистеть, тюкать).

Большое место в процессе игры отводится развитию психических процессов – слуховому, зрительному вниманию и слуховой, зрительной памяти, что очень важно для развития фонематических процессов детей с ТНР. А также развитие логического мышления (приём загадок), что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.

Практическая и педагогическая значимость состоит в применении мультимедийной игры учителем – логопедом по речевому направлению – развитие лексико – грамматических категорий в целях формирования фонематических процессов. Мультимедийную игру «Чей голос» могут использовать воспитатели детских образовательных учреждений на занятиях по окружающему миру, развитию речи, при подготовке детей к экологическим викторинам, а также на открытых занятиях с родителями. Данная игра открывает новые возможности в организации игровой деятельности по развитию фонематических процессов, познавательной активности. Её использование в ДОУ повышает мотивационную – занимательную сторону обучения, предоставляет возможность применения индивидуальной и дифференцированной форм работы, позволяет решить проблемы с количеством картинного и словарного материала, аудиоматериала (голоса птиц).

Ожидаемые результаты:

Для учителя – логопеда: в результате такой работы получен методический продукт в виде недельного тематического проекта: комплекс образовательных задач на неделю по теме, паутинка мероприятий проекта, схемы и сценарии дня на неделю, мультимедийная игра, которую можно использовать, как на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях для объяснения и закрепления темы «Зимующие птицы», дидактические материалы для детей, схемы, подборка игр и упражнений. 

Для детей:

  • Умеют планировать и организовывать свою деятельность;
  • Умеют применять знания, полученные на занятиях по познавательному развитию (окружающий мир - тема «Зимующие птицы») и чтению художественной литературы (называние птиц в процессе игры «Чей голос») в новых условиях;
  • Умеют взаимодействовать со сверстниками, знать правила поведения в обществе;
  • Адаптированы в социальных отношениях;
  • Способны вести диалог.

Содержательная часть

Предварительная работа:

- беседы по теме «Зимующие птицы» - ответственные – воспитатели, логопед;

- чтение с последующим обсуждением: В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке» - ответственные – воспитатели, логопед;

- наблюдение за птицами на территории детского сада во время прогулок – ответственные – воспитатели;

- лепка – «Птицы на кормушках» - ответственные - воспитатели;

- выставка работ «Птицы на кормушках» - ответственные – воспитатели;

- разучивание стихотворения по мнемотехнике «Снегири» - ответственные – воспитатели, логопед.

- подготовка небольших сообщений (докладов) про зимующих птиц – ответственные – родители, воспитатели.

Предмет: развитие лексико – грамматических категорий.

Тип занятия: НОД – комбинированное занятие (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний) по теме: «Зимующие птицы» с применением мультимедийной игры «Чей голос».

Время реализации занятия: 25 минут.

Цель игры: развитие речи, фонематического восприятия.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Учить детей образовывать глаголы (каркать, стрекотать, ухать, тинькать, ворковать, свистеть, тюкать).

2.Учить детей внимательно слушать, запоминать и различать на слух голоса зимующих птиц.

3.Расширять представления детей о зимующих птицах (внешний вид).

4.Активизировать словарь детей о зимующих птицах (воробей, синица, ворона, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока).

Коррекционно – развивающие:

1.Упражнять в узнавании птиц по их описанию.

2.Развивать слуховое и зрительное внимание.

3.Развивать логическое мышление.

4.Развивать слуховую память.

Воспитывающие:

1.Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

2.Учить детей культуре речевого общения: уметь выслушивать сверстника, не перебивая, поднимать руку при желании ответить, учить приёмам вежливо и тактично помогать друг другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь образовывать глаголы (каркать, стрекотать, ухать, тинькать, ворковать, свистеть, тюкать).

- Уметь определять на слух голоса зимующих птиц;

- Уметь называть зимующих птиц;

- Уметь соотносить зимующих птиц по внешнему виду с соответствующей картинкой.

Личностные: уметь взаимодействовать со сверстниками, знать правила поведения в обществе.

Метапредметные: уметь применять знания, полученные на занятиях по познавательному развитию и чтение художественной литературы.

Оборудование и техническое оснащение: мультимедийная игра «Чей голос» (Приложение).

Ссылка на мультимедийную игру: https://disk.yandex.ru/i/k3qqNE5llIOFrw

Дополнительная информация: размер мультимедиа компонента: 16,9 МБ, вид мультимедиа компонента: презентация Power Point с анимацией и звуками (5слайдов).

Техническое оснащение: ноутбук, интерактивная доска.

Описание мультимедийной игры «Чей голос»

Логопед: ребята, к нам в гости прилетят птицы. А какие птицы прилетят, вы узнаете, отгадав загадки, отгадав загадку птица будет издавать голос.

Загадка:

 Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона. Кто она?

(Ворона)

(Звучит голос вороны)

Логопед: ворона каркает.

Загадка:

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут её…

(Сорока)

(Звучит голос сороки).

Логопед: сорока стрекочет.

Загадка:

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна птица не спит.

На суку сидит.

Мышей сторожит.

(Сова)

(Звучит голос совы)

Логопед: сова ухает.

Загадка:

Спинкой зеленовата.

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

(Звучит голос синицы)

Логопед: синица тинькает.

Загадка:

Перламутром отливает,

Шея вся огнём играет,

Сизый цвет ей так к лицу,

Как же птицу ту зовут?

(Голубь)

(Звучит голос голубя)

Логопед: голубь воркует.

Загадка:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

(Звучит голос снегиря)

Логопед: снегирь свистит.

Загадка:

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка…

(Дятел)

(Звучит голос дятла)

Логопед: дятел тюкает.

Логопед: Ребята, а какие птицы к нам прилетели? (Зимующие)

- А почему их так называют?

(они никуда не улетают и остаются в наших краях, питаются не только насекомыми, они могут найти себе пропитание и в холодное время года).

- Ребята, а теперь поиграем в игру «Чей голос», я хочу проверить, запомнили ли вы голоса зимующих птиц. Сейчас будет звучать голос зимующей птицы, а вы должны отгадать чей это голос.

(Звучит голос вороны)

(Ворона)

- Что делает ворона?

(Ворона каркает)

(Звучит голос сороки)

(Сорока)

- Что делает сорока?

(Сорока стрекочет)

(Звучит голос совы)

(Сова)

- Что делает сова?

(Сова ухает)

(Звучит голос синицы)

(Синица)

- Что делает синица?

(Синица тинькает)

(Звучит голос голубя)

(Голубь)

- Что делает голубь?

(Голубь воркует)

(Звучит голос снегиря)

(Снегирь)

- Что делает снегирь?

(Снегирь свистит)

(Звучит голос дятла)

(Дятел)

- Что делает дятел?

(Дятел тюкает)

Список использованных источников:

1.Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников». - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2018. – 160с.

2.Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад городского округа Стрежевой».

3.Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логогруппе». – М.: Издательство ГНОМ, 2019. – 160с.

4.Молчанова Е.Г. «300 игр для развития слухового внимания ребёнка». Изд. 3-е. – Ростов н\Д: Феникс, 2020. – 320с. – (Библиотека логопеда).

5.Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа». Изд. 2-е. – Спб.: «Издательство «Детство - Пресс», 2023. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».

С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...

Лексическая тема "Птицы"

Загадки, стихи, игры по лексической теме "Птицы"...

Мультимедийное дидактическое пособие по теме "Птицы".

Автором представлено мультимедийное дидактическое пособие по лексической теме "Птицы" для детей средней группы....

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...