Выступление "Автоматизация звуков дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством Мультстудии «Я ТВОРЮ МИР»
материал по логопедии

Бояркина Елена Александровна

"Автоматизация звуков дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством Мультстудии «Я ТВОРЮ МИР» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_boyarkina_e.a._multstudiya.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством

Мультстудии «Я ТВОРЮ МИР»

                                                     Выступила: Бояркина Е.А., учитель-логопед

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

2025 г.

Современному обществу необходим коммуникативный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Дошкольное детство для детей представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством.

Совсем новое, современное начинание в нашем дошкольном образовательном учреждении, объединившее вокруг себя всех участников педагогического процесса: детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОО – это модульная программа «STEM-образование детей дошкольного возраста», разработанная ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» и АО «ЭЛТИКУДИЦ» (авторы – Волосовец Т. В., Аверин С. А., Маркова В. А.) и ее часть -  образовательный модуль Мультстудия  «Я ТВОРЮ МИР». Благодаря новому образовательному пространству у нас появилась возможность сделать педагогический процесс творческим.

В своем выступление хочу рассказать, каким образом мы организовали логопедическую работу по автоматизации поставленных звуков посредством Мультстудии  «Я ТВОРЮ МИР». 

В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в дошкольных образовательных учреждениях постоянно увеличивается. Мы наблюдаем все больше детей, которые с трудом осваивают традиционные образовательные программы. Причин подобного роста диагностируемых нарушений может быть множество. Однако подавляющее большинство детей с тяжелым нарушением речи имеют неврологическое заключение - дизартрия (стертая дизартрия).

По данным Министерства здравоохранения РФ в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию.

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для формирования у ребенка навыков самоконтроля, необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи.

Такой мотивацией была выбрана детская мультипликация, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решить большое количество речевых проблем. Авторская детская мультипликация обладает высоким потенциалом для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Это развивающий и образовательный метод, при котором коррекция речи ребенка происходит активно, творчески.

Логопедическая мультипликация обладает своими характерными чертами: обилие закадрового текста при условности зрительных образов. Сюжетами могут быть стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков, сказки, логосказки, реальные или фантастические истории, придуманные детьми и др. Очень интересными, яркими получаются мультипликационные фильмы, сюжеты которых основываются на малых формах русского народного фольклора: чистоговорках, потешках, небылицах, считалках, закличках, дразнилках, сказках. Создание мультфильмов очень увлекает, захватывает детей.

Логопедическая мультипликация – это технология, главным преимуществом которой является стимулирование детей к речевой активности, мотивирование ребёнка к чистой, выразительной и грамотно оформленной речи. Мультипликационная технология служит замечательным средством развития мелкой моторики пальцев рук, облегчает кризисные состояния и снимает невротические расстройства, позволяет детям быть весёлыми и открытыми, что в свою очередь положительно влияет на здоровье в целом, и на коррекционно-образовательный процесс. Процесс создания мультфильмов значительно ускоряет развитие речевых и коммуникативных навыков детей, ведь речь мультипликационных героев должна быть правильной и понятной для зрителей. Дети очень стараются говорить правильно, следят за своей речью, озвучивая героев, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.

        Работая над этой темой мы разработали проект, целью которого является: разработка системы мероприятий и апробирование образовательного модуля Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР» в логопедической работе и повышение эффективности по автоматизации звукопроизношения у дошкольников с ТНР.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  • разработать план реализации проекта по автоматизации поставленных звуков с использованием Мультстудии;
  •  создать соответствующую развивающую среду;
  • создать психолого-педагогические условия для реализации проекта;
  • определить эффективность работы по автоматизация звуков с использованием Мультстудии;

Работа над проектом начата в январе 2024г. и завершится в мая 2026г. На аналитико-прогностическом этапе была проведена подготовительная работа с детьми:

  • Мониторинг звукопроизношения детей группы компенсирующей направленности. Анализ результатов диагностики звукопроизношения дошкольников  показал, что наряду с другими компонентами речи сильно нарушено и звукопроизношение. По заключениям ПМПК, кроме ОНР у 80% детей диагностирована стертая дизартрия. Имея опыт работы с таким контингентом старших дошкольников, можно предположить, что этап автоматизации поставленных звуков будет более сложный и длительный по времени.
  • Разработаны планы индивидуальной работы по формированию звукопроизношения по результатам диагностики.
  • Дети ознакомлены с модулем Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР» и приемами работы с ним.
  • Разработан цикл индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения, созданы картотеки игр.

Также был проведен мониторинг компетенции родителей по вопросу речевого развития детей (в том числе по вопросу автоматизации поставленных звуков). В ходе анкетирования был выявлен низкий уровень знаний родителей по речевому развитию детей. Поэтому родителям в ходе выступлений была разъяснена важность формирования правильного звукопроизношения для предстоящего школьного обучения.

Учитывая результаты анализа диагностики звукопроизношения детей и анкетирования родителей, мы решили построить работу в тесном контакте традиционных форм с использованием современных технологий, как одного из условий реализации ФГОС.

В данный момент идет основной этап проекта, в ходе которого проводятся следующие мероприятия:

  • Создается соответствующая предметно-развивающая среда и необходимые психолого-педагогические условия для работы над проектом;
  • С родителями проводятся консультации «Дизартрия: почему важно выполнять рекомендации врачей», «Роль родителей в автоматизации поставленных звуков»;
  • Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и созданию мини-мультфильмов по анимации чистоговорок.

В январе 2025г. был проведен промежуточный мониторинг звукопроизношения детей группы компенсирующей направленности. Анализ промежуточной диагностики показывает, что использование Мультстудии «Я ТВОРЮ МИР» в работе по формированию звукопроизношения у детей с ТНР уже позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, дети проявляют к таким занятиям больший интерес, автоматизация поставленных звуков проходит легче и быстрее.

В настоящее время работа над проектом продолжается согласно разработанному плану.

Прогнозируем, что внедрение образовательного модуля Мультстудии «Я ТВОРЮ МИР» в логопедическую работу по автоматизации поставленных звуков сделает ее достаточно эффективной, результативной. Что мы сможем сделать коррекционно-образовательный процесс творческим, и это  поможет успешно развивать и коррегировать речь детей, подготавливая их к предстоящему школьному обучению.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
  3. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей «Просвещение» 1979г.
  5. Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений по обучению грамоте обучению грамоте дошкольника №1, №2. 2002г.
  6. Егорова О.В.  Звуки В, В’, Ф, Ф’; М, М’, Н, Н’; П, П’, Б, Б’; Т,Т’, Д, Д’. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.
  7. Ивановская О.Г., Гадасина Л. Я Энциклопедия логопедических игр. – СПб.: КАРО, 2004.
  8. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Н, Т, Д  Дидактический материал М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
  10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К’, Г, Г’, Х, Х’; Й – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Р’ у дошкольников 4-5 лет. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  12. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под ред.П.Н. Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Графф, 2003.
  14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии): Учебное пособие – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2001.
  15. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999.
  16. Муродходжаева Н.С., Пунчик В.Н., Амочаева И.В. Образовательный модуль Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР»: учебно-методическое пособие / Под общей ред. Н.С. Муродходжаевой. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
  17. Новикова – Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжёлой речевой патологией. Книга 1,2,3. Москва.2011.
  18.  Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]; [c], [c’]; [з], [з’], [ц]; [ч];  [щ]; [ш], [ж] (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей / - Ярославль: «Академия развития», «Академия», К», - 1999.
  19. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998.
  20.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М, 1999.
  21. Скворцова И.В. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.
  22. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков» - Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг: 2002.
  23. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников. Выпуск 2. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения  РСФСР Москва 1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Шаги в мир радости, добра и красоты» - развитие речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, посредством художественного творчества.

Статья опубликована в 2016 году Материалы Регионального семинара "Красота,радость, творчество"...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Игры с использованием наборов лего имеют огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников. А это как раз необходимые умения - узнавать и понимать, выражать личны...

«Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков»

      Данная статья содержит обобщение опыта коррекционной логопедической работы  с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков....

Опыт работы «Развитие речевой активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования кинетического песка»

Традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не эффективны. Очевидным решением данной проблемы явился поиск эффективных методических приемов и необходимос...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...

Консультация для родителей: "Автоматизация звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр"

В консультации представлены нейроигры, которые можно применять на этапах постановки и автоматизации звуков....

«Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством развития форм и способов невербальной и вербальной коммуникации».

Развитие коммуникативной компетентности  детей с тяжелыми нарушениями речи– актуальная задача коррекционно-образовательного процесса. Поскольку, коммуникативная компетентность относится к г...