"Воспитание речевого дыхания"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Обучать выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
Развивать физиологическое дыхание.
Уточнить словарь по теме «Осень».
Составление простой фразы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №2
Тема: Воспитание речевого дыхания.
Цель: 1. Обучать выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
2. Развивать физиологическое дыхание.
3. Уточнить словарь по теме «Осень».
4. Составление простой фразы.
Оборудование: картинка «Осень», пособие для дыхания «листочки»
Ход занятия.
- Вспомнить, кто живет в ротике-домике? Чем домик закрывается? Как должно быть возле домика, чтобы язычку было приятно гулять.
- Повторить артикуляционные упражнения по сказке.
«Заборчик»
«Трубочка»
«заборчик- трубочка»
«Широко открывать и закрывать рот»
«Качели»
«Блинчик»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется –
Это время года осенью зовется!
-Итак, какое сейчас время года? (Осень).
Вот и наступила осень. Осень приходит после лета. Это удивительное время года. Природа, как будто, переоделась и стала еще наряднее, чем летом. Ребята, вы заметили, что листочки на деревьях приобрели необычную окраску. Одни стали желтые (почти золотые), другие ярко красные (багряные). Осень бывает ранней и поздней. Раннюю осень называют “золотой” - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. Воздух прохладный, прозрачный. Стоят погожие солнечные деньки, но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Листья жёлтые, красные, коричневые опадают с деревьев на землю. Золотой ковёр из листьев шуршит под ногами. В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки. Позднюю осень называют “серебряной”. Лужи затягивает первый тонкий ледок. Исчезают насекомые, птицы улетают в тёплые края. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. Люди надевают куртки, плащи, сапоги, потому что на улице прохладно и сыро. Осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Мамы и бабушки делают заготовки на зиму. Из спелых фруктов варят вкусное ароматное варенье.
- Познакомить с ветерочком (подуть на руку). Ветерочек помогает нам красиво, правильно говорить. А еще он любит играть (подуть на листочки).
Дыхательное упражнение “Листопад”.
“Давайте, покажем, как ветер сдувает листочки”.
Дети кладут листочки на ладошки и сдувают их. Делают глубокий вдох носом, выдох ртом.
“Скажите, что делали листочки, когда мы на них дули?” (ответы детей)
-Ребята, я сегодня шла на работу и насобирала листья, опавшие с клена.
- Я хочу, чтобы вы посчитали, сколько листьев я собрала?
Логопед дает поднос с листьями какому-то ребенку. Ребенок считает: Один листок, два листка, три листка,… (до пяти).
-А с дуба осенью падают не только листья, но и желуди. Посчитайте желуди.
Логопед дает поднос с желудями другому ребенку. Ребенок считает.
Третий ребенок считает каштаны.
- Показ картинки: Какое время года? Как догадались? (листья желтые, трава и цветы завяли, листья опадают, холодно, дети тепло одеты.)
- Какую осеннюю одежду надеваете вы на прогулку? (опрашивать детей по очереди)
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»:
Раз, два, три, четыре, пять, - пальцы сжаты в кулаки, разгибать по одному,
начиная с мизинцев.
Будем листья собирать: - сжимать и разжимать пальцы
Листья березы, листья рябины, - на каждую строчку загибать по одному пальчику, Листики тополя, листья осины, начиная с мизинцев.
Маме осенний букет принесем! - выпрямить указательный и средний пальцы, пальчики «идут» по столу, остальные сжаты в кулак.
Игра «Скажи со словом «осенний».
“Ребята, у меня есть мячик. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик. Солнце, какое?- осеннее и т.д. (дождь, погода, лес, дерево, трава, сапоги, одежда, день, праздник, сад)”
Игра “Назови ласково”.
“Осень бывает не только холодной и ненастной, но и нарядной, праздничной. Она очень любит, когда её хвалят”.
Солнце-солнышко... (дерево, туча, облако, лист, ветер, дождь, трава, береза, рябина)”.
Закрепление изученного материала.
Дети, отгадайте загадки.
Вот он деревце качает,
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает,
И кружит его, кружит. (Ветер)
По небу ходила,
Солнышко закрыла,
Только солнце спряталось,
И она расплакалась. (Туча)
Массаж биологически активных точек лица «Дождик»
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
- Итог занятия:
- Кто еще в домике живет? (ветерочек)
- Какое время года сейчас?
- Какую одежду носим осенью?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....

«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно, произносить звуки, говорить громко, ч...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания
При правильном речевом дыхании малыш сможет верно, произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.Качество речи, её громкость, плавность во многом завися...