Звук Э
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Уточнить правильную артикуляцию звука «Э».

          2. Учить детей дифференцировать гласные звуки И, У, А, И на слух и в произношении.

            - Упражнять в анализе ряда и – у – э.

            - Упражнять в выделении 1 ударного гласного в слове.

            - Дать понятие об ударении.

           3. Дать понятие о роде существительных (он – она - оно)

           4. Составление предложений с существительными множественного числа родительного падежа.

            - с согласованием глагола с существительным в род. числе.

           5. Обогащение словаря по теме фрукты. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

Тема: «Звук Э»

Цель: 1. Уточнить правильную артикуляцию звука «Э».

          2. Учить детей дифференцировать гласные звуки И, У, А, И на слух и в произношении.

            - Упражнять в анализе ряда и – у – э.

            - Упражнять в выделении 1 ударного гласного в слове.

            - Дать понятие об ударении.

           3. Дать понятие о роде существительных (он – она - оно)

           4. Составление предложений с существительными множественного числа родительного падежа.

            - с согласованием глагола с существительным в род. числе.

           5. Обогащение словаря по теме фрукты.  

 

Оборудование: - символ звука «Э»

                           - куклы: мальчик и девочка

                            - картинки: ивы, индюки

Ход занятия

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик»

«Трубочка»

«Заборчик- трубочка»

«Накажем непослушный язычок»

«Блинчик»        

«Остудили блинчик»

«Покажем нижние зубки»

«Большие качели»

  1. Повторение:

- Какой  звук учили на прошлом занятии?

- Что делают губы, зубы и язык.

- Звук «И» можно «петь», «тянуть»?

- Значит звук «И» какой, в каком домике жтвёт?

Угадайте, какой звук в слове первый? (утро, Аня, ива, Ира, ухо, астра, искра, умный, Игорь)

  1. Знакомство со звуком «Э»

Рассказ «Эхо».

Эдик с дедушкой гуляли в лесу. Эдик громко крикнул: «Э-э-э», а из леса кто-то тихо ответил «Э-э-э».

- «Кто там кричит?» – спросил Эдик.

- «Это эхо» - сказал дедушка.

Как крикнул Эдик?  (Э-э-э)        

  1. Что услышал Эдик? (Э)

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком «Э».

- Посмотрите, как я произношу этот звук: нижняя губы улыбается, верхняя прямая, зубы открыты, язык на полу.

- Как вы думаете, ветерочку мешает кто-нибудь выходить из домика?

- Звук «Э» можно «петь», «тянуть»?

- Какой звук «Э»? (гласный)

Выделение звука «Э» из ряда гласных.

«Хлопни, когда услышишь звук «Э»»

А – и – э – у – а – э – и – э

  1. Выложить на доске ряд звуков  «А», «И» «Э»

- Что это? (ряд)

- Какой? 1, 2, 3

  1. Дать понятие об ударении.
  2. Куклы Эмма, Эдик.

Эмма – девочка

Эдик – мальчик

- Слова тоже могут быть мальчики и девочки.

- Я выставлю картинки, а вы найдите слова мальчики (он – мой), девочки (она - моя), серединки (оно - моё).

 

  1. Сказать, что у Инны (чего нет у Инны, у Ули, у Ани, у Эммы).
  2. Это Эмма. У Эммы бананы. Эмма моет бананы.

Это  Эдик. У Эдика бананы. Эдик моет бананы. Эмма и Эдик моют бананы.  

  1. Что такое бананы?  (фрукты)

Какие еще знаете фрукты?

Давайте вспомним , где они растут.

Кто выращивает?

Что из них готовят?

Описание 2-3 фруктов.

Отгадайте загадки:

   «Очень любят обезьяны кушать спелые…(бананы)».

   «Круглое, румяное, я расту на ветке,

   Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)».

   «Спелый, сочный, аромат я на яблоко похож.

   Если пополам разрежешь, внутри косточку найдешь (персик)». 

     Игровое упражнение «Угадай, про какой фрукт я говорю».

   Он кислый, желтый, овальный, сочный…(лимон);

   Оно  спелое, красное, круглое, твердое…(яблоко);

   Она полезная, синяя, овальная, сладкая…(слива) и т.д.

     Игровое упражнение «Что я хочу: сок или варенье?». Образование относительных прилагательных. Логопед начинает предложение, дети заканчивают:

   «Я хочу сливовый…».

   «Я хочу яблочное…».

   «Я хочу грушевый…» и т.д.

     Какой сок, если он приготовлен из:

  • абрикосов,
  • груш,
  • яблок,
  • грейпфрута,
  • винограда,
  • лимона,
  • слив.
  1.  Итог занятия: - Какой звук учили?

                             - Как правильно его говорить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...