Консультации для родителей по формированию грамматических средств языка у детей с ОНР
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предлагается консультативный материал для родителей по формированию грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 494.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей
по формированию грамматических средств языка
у детей с общим недоразвитием речи
Консультация для родителей на тему:
«Как изменяются слова у детей?»
Словоизменение – изменение слов по родам, числам, падежам (кроме неизменяемых частей речи, например, слово «кофе»). При словоизменении лексическое значение слова не меняется, а при словообразовании – образуется новое слово с другим значением. Словоизменение играет важную роль в понимании речи. Например, словосочетания «дай мишку», «дай мишке» отличаются только окончанием, но несут разное практическое значение. Поэтому Вам, уважаемые родители, будут полезны знания о том, как дети учатся изменять слова.
Дети пробуют изменять слова следующим образом:
к 2 годам появляется:
- неправильное употребление основы глагола («вставает»);
- сохранение неизменяемой основы имен существительных и глаголов
(«дай мама» вместо «дай маме»);
- устранение наращений основы («с имем» вместо «с именем»). Для 2-3 летнего ребенка характерны:
- при изменении слов ребенок не учитывает выпадение гласных, чередование согласных в корне («молотоком» вместо «молотком»);
- смешение окончаний имен существительных разных падежей (например, ребенок говорит «дай машина» вместо «дай машину»);
- употребление в определенной падежной форме одного и того же окончания (например, в творительном падеже единственного числа - только
окончание «-ом» («машином» вместо «машиной»), в родительном падеже множественного числа - окончание «-ов» («стулов» вместо «стульев»);
- образование формы числа имен существительных, в норме имеющих или только форму единственного, или только форму множественного числа («одеть шорту»);
- ошибки в согласовании имен существительных с именами числительными («три цветочков»).
В 3-4 года у ребенка отмечается:
- внутрипадежное смешение окончаний имен существительных разных склонений («куклом» вместо «куклой»);
- ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых имен существительных («едет на метре»);
- неправильное образование родовых пар у имен существительных («корова с коровом»), сравнительной степени имен прилагательных и наречий («низее» вместо «ниже»);
- смешение окончаний глаголов («они стоют» вместо «стоят»), суффиксов повелительного наклонения глаголов («положь» вместо
«положи»), суффиксов причастий («нос завязат» вместо «нос завязан»);
- неправильное образование видовых пар глагола («расстелять» вместо
«расстелить»).
В возрасте от 5 до 7 лет количество ошибок уменьшается, дети усваивают нормативные правила словоизменения.
Правильная речь - ключ к успешному будущему!
Консультация для родителей на тему:
«Как образуются слова у детей?»
Уважаемые родители!
Словообразование - это образование слов на основе однокоренных слов по существующим в языке образцам. Словообразование играет важную роль в жизни человека: пополняет словарный запас (образует новые слова), способствует установлению связей между частями речи.
Дети с нарушениями речи проходят те же этапы развития, что и дети без нарушений, только в своем темпе. Поэтому Вам, уважаемые родители, будут полезны знания о том, в каком возрасте и как дети осваивают словообразование.
Грамматические правила усваиваются ребенком самостоятельно в естественных условиях. Речь взрослых является образцом. Дети запоминают правильную речь взрослого, а если ребенок неправильно употребляет какое-то слово или неправильно образует форму слова, то взрослые исправляют ошибки детей.
Для 2-3 летнего ребенка характерны:
- ошибки при использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов для имен существительных (например, добавляют несколько суффиксов -
«зайчуленька»);
- образуют слова со значением увеличительности, отделяя морфему
(«кабак» вместо «кабачок»).
От 3 до 4 лет у ребенка развиваются умения:
- образовывать имена существительные с помощью суффиксов («у лисы – лисята»; «для хлеба – хлебница»);
- образовывать глаголы с помощью суффиксов («на барабане – барабанят»), приставок («летел – улетел – прилетел»), на основе имитации звуков («лягушка «ква-ква» – квакает»).
От 4 до 5 лет развиваются умения:
- правильно образовывать названия предметов посуды («сахар – сахарница», но: «соль – солонка»);
- правильно образовывать названия звукоподражательных глаголов («поросенок «хрю-хрю» – хрюкает»);
- отыменных глаголов («учитель – учит»).
От 5 до 7 лет развиваются умения:
- образовывать формы сравнительной степени имен прилагательных
(«красивый – красивее»);
- изменять значения слов с помощью суффиксов («слон – слоник»,
«красный – красноватый»);
- образовывать сложные слова из двух простых («белый лоб – белолобый»).
Дети проделывают огромную работу по освоению грамматики родного языка. Поэтому родители должны помогать своим малышам: как можно чаще стимулировать речевую активность, следить за собственной речью, читать детям произведения художественной литературы (именно там представлены сложные грамматические конструкции, которые в обыденной речи взрослые редко используют), чтобы они как можно чаще слышали образец правильной речи и с успехом освоили эту нелегкую деятельность.
Родители - самые лучшие учителя для своего ребёнка!
Консультация для родителей на тему:
«Как развивается умение составлять предложения у детей?»
Уважаемые родители!
Синтаксис подразумевает составление, соединение слов в словосочетания, предложения, а затем в текст. Синтаксис помогает человеку превращать свои мысли в слова, подчиняя их определенному порядку. Благодаря синтаксису люди обмениваются информацией, понимают друг друга.
Развитие умения составлять предложения у ребенка происходит в тесной связи с мышлением. Поэтому родителям нужно знать, какие этапы проходит ребенок по его освоению.
Как развивается умение составлять предложения у детей?
От 1 года до 1 года 6 месяцев - по просьбе взрослого формируется умение произносить по подражанию двухсловные предложения («Мама, дай»).
От 1 года 6 месяцев до 2 лет - формируется умение переходить от коротких предложений к предложениям из трех, четырех слов («Мама, дай машину»)
От 2 до 3 лет - формируется умение говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные окончания.
От 3 до 4 лет:
- формируется умение строить простое предложение с однородными членами («Я люблю маму, папу, братика, сестричку»);
- формируется умение строить простое предложение с дополнением
(«Пойду играть с мячиком»);
- формируется умение строить простое предложение с определением
(«Пойду играть с новым мячиком»);
- формируется умение строить простое предложение с обстоятельством
(«Катя быстро оделась на прогулку»);
- формируется умение строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами («Собачка лает – она хочет есть. Собачка лает, потому что она хочет есть»).
От 4 до 5 лет:
- формируется умение свободно использовать в речи простые предложения, сложноподчиненные предложения для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей («Миша заплакал, потому что упал»).
От 5 до 7 лет:
- формируется умение использовать в речи различные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, с прямой речью). («Мама сказала: убери игрушки»);
Лучший пример для формирования правильной речи ребёнка – образец речи взрослых!
Консультация для родителей на тему:
«Какие особенности словоизменения есть у детей с общим недоразвитием речи?»
Уважаемые родители!
Словоизменение играет важную роль в понимании и использовании речи. Например, словосочетания «дай куклу», «дай кукле» отличаются только окончанием, но несут разное практическое значение.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны ошибки:
- в падежных окончаниях имен существительных («ем ложкам» вместо
«ем ложкой»);
- смешение окончаний имен существительных мужского и женского рода («нет карандаша и ручка» вместо «нет карандаша и ручки»);
- склонение имен существительных среднего рода по типу склонения имен существительных женского рода («вижу небу» вместо «вижу небо»);
- неправильные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный в косвенных падежах («много тучев» вместо «много туч»);
- неверное употребление вида глаголов (путают формы глаголов, отвечающие на вопросы: что делает? что сделает?);
- смешение временных и видовых форм глаголов («Я завтра поспал»
вместо «Я завтра буду спать»);
- ошибки в управлении («скучает по нас» вместо «скучает по нам»);
- неправильное согласование имен существительных и имен прилагательных, особенно среднего рода («голубой небо» вместо «голубое небо»);
- ошибки в согласовании имен числительных с именами существительными в косвенных падежах («о пяти конфеты» вместо «о пяти конфетах»);
- неправильное согласование имен существительных и глаголов («ем ложкам» вместо «ем ложкой»).
Перечисленные выше ошибки мешают детям с общим недоразвитием речи грамотно и понятно выражать свои мысли и без специально организованной работы не исправляются. Поэтому важны не только занятия с логопедом в саду, но и систематическая работа дома.
Ваши дети - самые лучшие!
Консультация для родителей на тему:
«Какие особенности словообразования есть у детей с общим недоразвитием речи?»
Уважаемые родители!
Словообразование играет важную роль в жизни человека: пополняет словарный запас (образует новые слова), способствует установлению связей между частями речи.
Дети могут правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных («мяч» - «мячик»), некоторые относительные («деревянный») и притяжательные («мамин») имена прилагательные, приставочные глаголы («зашёл, вышел, перешёл»), для конструирования которых необходимо использовать наиболее простой и хорошо знакомый способ словообразования. При этом детям трудно усвоить значение нового слова, потому что они не понимают смысловые оттенки приставок и суффиксов.
В речи детей с общим недоразвитием речи могут возникать ошибки:
- пропуски и замены приставок («зайти дорогу» вместо «перейти дорогу») и суффиксов («деревная» вместо «деревянная»);
- пропуски или добавления гласных, слогов в новых словах («мехая» вместо «меховая»);
- ошибки при образовании слов с помощью увеличительных («домище»), уменьшительно-ласкательных суффиксов («стульчик»), а также суффиксов со значением единичности («травинка»);
- трудности при образовании притяжательных имен прилагательных
(«собачин» вместо «собачий»).
Недостатки в словообразовании мешают детям конструировать новые слова и пополнять лексику, что в свою очередь приводит к трудностям при составлении рассказов, общении с другими детьми. Перечисленные особенности носят стойкий характер и не преодолеваются без работы с ребенком не только в саду, но и дома.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми!
Консультация для родителей на тему:
«Какие особенности составления предложений есть у детей с общим недоразвитием речи?»
Уважаемые родители!
Синтаксис помогает человеку облекать свои мысли в слова, подчиняя их определенному порядку. Благодаря синтаксису люди обмениваются информацией, понимают друг друга. Важно уметь грамотно составлять предложения, так как это способствует реализации ребенка в обществе, в личной и профессиональной жизни.
Для детей с общим недоразвитием речи характерно:
- частое употребление простых предложений («Мама, дай куклу»);
- из-за большого количества ошибок в словоизменении нарушается связь слов в предложении («Мы играл с машинкам» вместо «Мы играли с машинками»);
- допускают ошибки при построении простых предложений с однородными членами: неправильно согласовывают однородные члены предложения, нарушают порядок слов в предложении. Например, «Мама купила спелая слива и вкусная» вместо «Мама купила спелые и вкусные сливы»;
- встречаются ошибки в употреблении сложных предлогов («котик выглянул за дерева» вместо «котик выглянул из-за дерева»).
Самые большие затруднения дети испытывают при образовании сложных предложений с разными придаточными:
- опускают союзы («Я мою руки, прихожу домой» вместо «Когда я прихожу домой, я мою руки»);
- пропускают часть составного союза («Я плачу, потому упал» вместо «Я плачу, потому что упал»);
- выбирают не те союзы («Папа купил цветы, потому что поздравить маму» вместо «Папа купил цветы, чтобы поздравить маму»);
- переставляют главную и придаточную часть местами («Конфеты закончились, потому папа их купил» (ребенок неправильно определил главную и придаточную часть, пропустил часть союза)).
Неправильное построение предложений мешает детям понимать речь других людей. С другой стороны, собеседнику трудно понять предложение, в котором много ошибок. Поэтому важно упражняться в построении предложений. Это можно делать по дороге из сада, во время разных бытовых ситуаций в домашних условиях.
Уделите время своему ребенку – и он будет самым счастливым!
Консультация для родителей на тему:
«Как влияет «грамматическое несовершенство» речи детей с общим недоразвитием речи на овладение письмом и чтением?»
Уважаемые родители!
Дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с ОНР происходит отставание в становлении этих процессов. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте постараться исправить ошибки в устной речи детей.
У детей в 1 классе могут возникать трудности при овладении письмом и чтением. Например, ребенок читает текст механически, а смысл прочитанного не понимает; ребенок записывает слова, при этом пропускает слоги или заменяет буквы, использует неправильные окончания. Если такие ошибки носят стойкий характер (это означает, что родители и учитель объясняют ребенку правила, он их понимает, но, когда пишет, снова возникают одни и те же ошибки), то есть риск возникновения у ребенка нарушений письма и чтения: дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). В таком случае родителям следует обратиться к логопеду.
Дети с общим недоразвитием речи находятся в группе риска к возникновению дисграфии, дислексии. С чем это связано? Письменная речь является более сложным процессом, чем устная речь. Она требует высокого уровня сформированности: восприятия звуков речи, произношения, моторики, лексики, и в том числе грамматического строя. Из-за того, что дети испытывают трудности в устной речи, письменная речь может вызывать у них еще большие сложности.
Какие могут возникнуть ошибки в письменной речи? Искажения структуры слова, замена суффиксов (например, козлята – козлёнки); изменение падежных окончаний (много деревов); нарушение предложных конструкций (над столом - столом); изменение падежа местоимений (около
него – около ним); числа существительных (дети бежит); трудности конструирования сложных предложений (Потому мама купила новую кружку, что старую разбила), пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении (Под ёлкой вырос красивый гриб и большой).
Только ежедневно занимаясь дома, сотрудничая с учителем-логопедом, можно достичь эффективного результата.
Помните, письменная речь тесно связана с устной!
Консультация для родителей на тему:
«Учим детей называть предложно-падежные конструкции”
Уважаемые родители!
Предложно-падежные конструкции – это конструкции, которые состоят из предлога и имени существительного, при чем предлог требует от имени существительного определенного падежа (например, предложный падеж обязательно употребялется с предлогом: на (на чем?) столе).
Дети с общим недоразвитием речи допускают ошибки при употреблении этих конструкций: пропускают предлог («лежит… столе» вместо «лежит на столе»); не изменяют по падежам имя существительное («лежит на стол» вместо «лежит на столе»); неправильно изменяют по падежам имя существительное («лежит на столу» вместо «лежит на столе») и другие.
Поэтому важно упражнять детей в употреблении предложно-падежных конструкций дома в различных бытовых ситуациях.
Упражнение «Отвечай-ка»
На кухне. Для формирования умения употреблять имена существительные в родительном падеже с предлогом «с» можно задавать ребенку вопросы: «Откуда подняли укроп? Со стола. Откуда взяли тарелку? С подноса. С чего ты кормишь куклу? С ложки».
В гостинной. Для формирования умения употреблять имена существительные в родительном падеже с предлогом «из» задаем вопросы:
«Откуда вырвали страницу? Из тетради. Откуда взяли фотографию? Из альбома. Откуда достали закладку? Из книги».
В детской. Для формирования умения употреблять имена существительные в родительном падеже с предлогом «возле» просим ребенка описать расположение мебели в комнате, отвечая на вопросы: «Где стоит стул? Возле стола. Где стоит шкаф? Возле кровати. Где стоит
кровать? Возле шкафа». Для формирования умения употреблять имена существительные в творительном падеже с предлогами «под», «над» задаем вопросы по расположению игрушек на полках в шкафу: «Где сидит мишка? Над чем? Над куклой. А под чем? Под матрешкой. А где стоит матрешка? Под вазой и над мишкой».
На улице. Для формирования умения употреблять имена существительные в родительном падеже с предлогом «от» можно задавать вопросы, связанные с движением: «Откуда отошел мальчик? От дома. Откуда отошла ученица? От школы. Откуда отошла мама? От магазина». Для формирования умения употреблять имена существительные в родительном падеже с предлогами «из-за», «из-под» можно задавать вопросы: «Откуда выглядывает мальчик? Из-за двери. Откуда выглядывает кот? Из-за дерева. Откуда выглядывает кошка? Из-под лавки. Откуда выглядывает собака? Из-под забора. Откуда достали мяч? Из-под горки».
В гости. Для формирования умения употреблять имена существительные в дательном падеже с предлогом «к» можно использовать игровой момент «К кому ты пойдешь с таким подарком?». Задаем вопросы:
«К кому ты пойдешь с машинкой? К Саше. А к кому куклой? К Лене».
В магазине. Для формирования умения употреблять имена существительные в винительном падеже с предлогом «в» используем ситуацию «Покупки». Задаем вопросы: «Куда ты пойдешь покупать ручки? В магазин. А куда пойдешь покупать лекарства? В аптеку. Куда пойдешь покупать фрукты? В продуктовый магазин».
Результаты занятий не бывают мгновенными!
Консультация для родителей на тему:
«Учим детей называть детёнышей животных»
Уважаемые родители!
Дети с общим недоразвитием речи допускают ошибки при образовании названий детенышей: подбирают неправильные суффиксы («козлики» вместо
«козлята»), затрудняются при подборе другого корня слова («овечата» вместо «ягнята», «свинята» вместо «поросята») и другие. Поэтому названиям детёнышей животных нужно уделять особое внимание.
Упражнение «Потеряшки». Взрослый говорит ребенку: «Животные потеряли своих детёнышей. Помоги малышам найти родителей. Плачет лиса, где её (лисята). Рыдает кошка, а где мои (котята)».
Упражнение «Четвёртый лишний». Взрослый подбирает картинки, где будут дикие и домашние животные. Выкладывает перед ребенком три картинки с домашними животными (коза, овца, лошадь) и одну с диким животным (медведь). Говорит ребенку: «Посмотри на картинки. Назови их. Как ты думаешь, кто здесь лишний? Почему? А как зовут его детеныша?».
Упражнение «Фотограф». Лучше применять для тех слов, где название детёныша будет с другим корнем, потому что ребенку нужно больше времени для запоминания этих слов. Ребенок раскладывает картинки (например, коза – козлята, зайчиха – зайчата). Взрослый просит ребенка запомнить картинки и закрыть глаза. После взрослый прячет картинки с детёнышами и спрашивает у ребенка, кто пропал.
Желаю успехов!
Консультация для родителей на тему:
«Учим детей называть относительные имена прилагательные»
Уважаемые родители!
Относительные имена прилагательные - это разряд имен прилагательных, которые называют признак через отношение к какому-либо предмету или к другому признаку. Например, отношение к материалу – деревянный, отношение к месту – лесной и т.д.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при образовании относительных имен прилагательных: не могут правильно образовать форму, неправильно подбирают суффиксы, переставляют ударение, теряют слог («мехая», «деревая» вместо «меховая» и
«деревянная»). Поэтому очень важно формировать у детей умение правильно образовывать относительные прилагательные дома в разных бытовых ситуациях.
На кухне.
Упражнение «Мама варит». Мама варит варенье (компот, кисель и др).
Мама просит ребенка помочь ей: «Помоги маме. Подай мне вишни. Если варенье из вишен, то можно сказать - вишневое варенье. Какое это варенье? (Вишневое). Скажи полным предложением. (Мама варит вишневое варенье). А давай представим, что я взяла малину. Какое тогда получится варенье? (Малиновое)». Если ребенок затрудняется, Вы можете дать ему образец ответа (малиновое варенье), подсказать начало слова, разделяя его на слоги (ма-ли…).
На прогулке
Упражнение «Чей лист?». Во время прогулки взрослый привлекает внимание ребенка к названиям деревьев. Потом вместе собирают листья, их сушат. Можно предложить ребенку сделать поделку из листьев. Одновременно Вы будете развивать моторику, фантазию, речь ребенка, и весело проведёте время. Взрослый раскладывает высушенные листья перед ребенком, задает вопрос: «Чей это лист? Это лист дуба – дубовый лист. А это чей лист?». В процессе изготовления поделки взрослый просит ребенка
рассказывать о своих действиях (Я беру дубовый лист. Клею дубовый лист слева от березового).
В квартире
Упражнение «Узнай по описанию». Взрослый описывает ребенку предмет. Ребенок отгадывает название предмета, затем образует словосочетание. Мама говорит ребенку: Этот предмет спрятан в комнате. Угадай, про что я говорю. Она сделана из кожи, её носят на плече, у нее есть замок. Что это? (Сумка) Она сделана из кожи, значит она какая? (Кожаная)».
Успехов в совместной с ребёнком деятельности!
Консультация для родителей на тему:
«Учим детей называть притяжательные имена прилагательные»
Уважаемые родители!
Притяжательные имена прилагательные – это разряд имен прилагательных, которые обозначают принадлежность предмета лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Например, обозначают принадлежность лицу – бабушкин шарф, принадлежность животному – львиный хвост.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при образовании притяжательных имен прилагательных: не могут образовать их (Какой, чей хвост? Лисы), неправильно подбирают суффиксы, пропускают и переставляют слоги («левы», «собачин» вместо «львиный» и «собачий») и другие. Поэтому очень важно формировать у детей умение правильно образовывать притяжательные имена прилагательные дома в разных бытовых ситуациях.
- Упражнение «Наведи порядок». Взрослый раскладывает по квартире вещи членов семьи, затем просит ребенка разложить вещи по местам: «Помоги мне, пожалуйста, навести порядок. Давай разложим вещи по местам. Чья это тетрадь? (Вовина) Давай уберем ее в полку. Чей это шарф? (Бабушкин) Чья это куртка? (Папина) Чьи это носки? (Мамины)». Просите ребенка комментировать свои действия: «Что ты только что сделал? Я убрал мамин шарф в шкаф».
- Упражнение «Чей домик?». Найдите в интернете фотографии жилищ животных (коровник, нора, сарай, хлев, аквариум с животными внутри). Покажите ребенку фотографии, и скажите ему: «Посмотри на фотографии. Чей это домик? Это дом коровы, значит он чей? Коровий. А это чья нора? Лисья. А это чья будка? Собачья».
- Упражнение «Чей след?»
Найдите в интернете картинки по запросу «Следы животных картинки для детей». Покажите ребенку фотографии, и скажите ему: «Посмотри на картинки. Это след собаки. Он чей? Собачий. А это чей след?».
Регулярные занятия - залог хороших результатов!
Консультация для родителей на тему:
«Учим детей составлять простые предложения с однородными членами предложения»
Простое предложение имеет одну грамматическую основу: например, Мама (подлежащее) пришла (сказуемое) домой. Однородные члены предложения – главные или второстепенные члены предложения, которые относятся к одному слову, выполняют в предложении одинаковую функцию и отвечают на один и тот же вопрос. Предложение с главными однородными членами предложения: Папа и мама (однородные подлежащие) пришли домой. Предложение с однородными второстепенными членами предложения: Мама купила спелые, вкусные (однородные определения) сливы. Дети с общим недоразвитием речи допускают ошибки при построении таких предложений: неправильно согласовывают однородные члены предложения, нарушают порядок слов в предложении. Например, Мама купила спелая слива и вкусная. Поэтому необходимо помогать детям строить
такие предложения правильно.
Для этого Вы можете использовать следующие упражнения.
Упражнение «Продолжи предложение». Мама просит ребенка продолжить предложение: «Из мебели в спальне есть…». Ребенок отвечает:
«В спальне есть кровать, шкаф, зеркало». Варианты предложений по другим темам: «Из посуды в кухне есть… Из овощей в холодильнике есть… Из одежды в шкафу есть…».
Упражнение «Узнай по описанию». Для игры нужно использовать предметы, к которым ребенок самостоятельно может подобрать несколько слов-признаков. Например, круглый, синий, резиновый мяч; плюшевый, коричневый, мягкий медведь; пластмассовая, красная, большая машина. Дается инструкция: «Отгадай, что это. Красная, пластмассовая,
большая…». Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Ребенок говорит:
«Отгадай, что это. Круглый, синий, резиновый…». В игре можно использовать не только имена прилагательные, но и глаголы. Например,
«Отгадай, что это. Сигналит, едет, светит фарами… Машина!».
Упражнение «Назови действия». Можно описывать действия членов семьи («Сестра сварила кашу, нарезала хлеб, сделала бутерброды») или использовать куклу, чтобы ребенку было интересно. Взрослый просит ребенка запомнить, что делает кукла. Сначала взрослый показывает два действия, а затем больше. Ребенок отвечает предложением типа: «Кукла надела платье, обула туфли, расчесала волосы, пошла на кухню…». Эту игру можно использовать для введения и других однородных членов предложения: для однородных дополнений (Кукла надела юбку, рубашку, пиджак); для однородных обстоятельств (Кукла поехала в школу и в магазин), для однородных определений (Кукла купила большую, красивую вазу), для однородных подлежащих (Кукла Маша и кукла Даша пошли гулять), для однородных сказуемых (Кукла танцует и поет).
Учите ребёнка с любовью и терпением!
Консультация для родителей на тему:
«Учим детей составлять сложносочиненные предложения»
Уважаемые родители!
Сложносочиненные предложения – это сложные предложения, которые состоят из нескольких равноправных простых предложений. Они могут быть связаны союзами («а», «и», «но», «или» и т.д.) либо бессоюзной связью. Например, Мама полила цветок, а он расцвёл (простые предложения 1) Мама полила цветок, 2) он расцвёл, равноправны и связаны союзом «а»).
Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при построении таких предложений, опускают союзы или выбирают не те союзы. Например, Мама сварила кашу, и Миша её съел (ребенок использует союз
«и», потому что не заметил значение противопоставления: Мама сварила, а ребенок съел) и другие. Поэтому необходимо помогать детям строить такие предложения. Для этого сначала можно использовать вопросно-ответную форму речи: например, Мама постирала футболку, а Миша что сделал? А Миша ее испачкал. Дети проговаривают вторую часть предложения, начиная с союза. Затем уже ребенок говорит целое сложное предложение: Мама постирала футболку, а Миша её испачкал.
Чтобы облегчить ребенку понимание значения противопоставления в таких предложениях, можно использовать слова-помощники «сначала»,
«потом». Например, Сначала мама полила цветок, а потом он расцвёл. Также полезным будет задавать вопросы ребенку к каждому слову в предложении: Что сначала сделала мама? Полила. Что она полила? Цветок. Кто полил цветок? Мама. Что было потом? Он расцвёл. Кто он? Цветок. Затем задавать вопрос ко второй части предложения: Сначала мама полила цветок. А что было потом? А потом он расцвёл. Далее ребенок соединяет две части предложения: Сначала мама полила цветок, а потом он расцвёл.
Также дети с общим недоразвитием речи затрудняются в использовании разделительного союза «или» в сложных предложениях. Можно объяснить ребенку, что, когда есть выбор (действий), можно использовать слово «или». Мама предлагает ребенку: ты будешь сейчас играть с мячом или мы пойдем на улицу? Ты можешь выбрать. Миша, что ты будешь сейчас делать? Я буду играть с мячом.
Можно использовать упражнение «Сам не знаю, что хочу». Для этого нужно разложить перед ребенком игрушки, и попросить его выбрать две из них. Затем показать образец предложения: У меня кукла и ролики. Я буду играть с куклой или кататься на роликах. Я пока не знаю, чего хочу. А ты что будешь делать? Скажи, как я. У меня машина и самокат. Я буду играть с машиной или кататься на самокате. Для отработки умения использовать в речи союз «или» можно опираться на бытовые ситуации: Как ты будешь помогать маме? Я буду стирать одежду или мыть полы. Я буду вытирать пыль или жарить блины.
Хвалите своего ребёнка даже за маленькие достижения!
Консультация для родителей на тему:
«Учим детей составлять сложноподчиненные предложения»
Сложноподчиненные предложения – это сложные предложения, которые состоят из простых предложений, где одно предложение является главным, а другое - придаточным. Одна часть предложения зависит от другой, главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения.
Части предложения могут быть связаны союзами («потому что», «чтобы», «что», «когда», «где» и т.д.) или союзными словами. Например, Папа купил конфеты, потому что они закончились (простые предложения: главное (Папа купил конфеты), придаточное (почему?) потому что они закончились, придаточное подчиняется главному, предложения связаны союзом «потому что»).
Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при построении таких предложений, опускают союзы, пропускают часть составного союза или выбирают не те союзы; переставляют главную и придаточную часть местами. Например, Конфеты закончились, потому папа их купил (ребенок неправильно определил главную и придаточную часть, пропустил часть союза) и другие. Поэтому необходимо помогать детям строить такие предложения.
Родители могут использовать бытовые ситуации, чтобы научить детей правильно строить предложения с союзом «потому что». Для этого как можно чаще задавайте ребенку вопросы со словом «почему». Например, почему девочка плачет? Девочка плачет, потому что она упала. Почему дети убежали домой? Дети убежали домой, потому что пошел дождь. Почему мама подметает пол? Мама подметает пол, потому что она рассыпала соль. Чуть позже можно попросить ребенка построить предложение из слов: потому что, пошел, дети, домой, убежали, дождь. Затем можно давать слова в начальной форме: потому что, дети, бежать, идти, дом, дождь.
Вы можете разложить перед ребенком предметы и попросить его выбрать что-то. А затем задать вопрос: «Почему ты выбрал краски?». Предполагается ответ ребенка в виде сложного предложения с союзом
«потому что»: Я выбрал краски, потому что хочу рисовать.
Для отработки сложных предложений с союзом «чтобы» можно использовать следующее упражнение. Перед ребенком лежат игрушки, мама говорит: Давай поиграем. Я буду делать то, что ты хочешь. Скажи мне, что я должна сделать. Говори так: я хочу, чтобы ты взяла куклу. Я хочу, чтобы ты положила куклу в коляску. Я хочу, чтобы ты пошла гулять с коляской. Потом мама и ребенок могут поменяться ролями.
Также родители могут использовать упражнение «Звонит телефон». Взрослый звонит ребенку по телефону и говорит простое предложение:
«Миша, принеси мне очки». А ребенок должен передать другому взрослому, что ему сказали: «Папа сказал, чтобы я принес очки».
Любые знания, умения и навыки лучше усваиваются на практике!
Консультация для родителей на тему:
«Как правильно разговаривать с ребёнком?»
Уважаемые родители!
Речь взрослого – образец для ребенка. Поэтому родителям нужно обращать внимание на собственную речь: на четкое произношение звуков, использование в собственной речи грамматически правильных предложений, богатых по своему словарному составу, интонационно выразительных и умеренного темпа.
Придерживайтесь простых правил:
- Не повторяйте неправильные варианты произношения звуков (например, ребенок говорит «сапка» вместо «шапка», и взрослый называет
«шапку» «сапкой»).
- Не повторяйте грамматические ошибки ребенка, а наоборот исправляйте их (например, ребенок говорит «стулик» вместо «стульчик», и взрослый говорит «стулик»).
- Старайтесь больше разговаривать с детьми, задавайте им вопросы и сами отвечайте на вопросы, которые задает ребенок.
- Читайте детям стихи, рассказы, сказки. Это поможет развить их воображение, сделает речь лексически богатой, яркой и грамотной.
Соблюдайте единство требований к речи всех членов семьи!
Консультация для родителей на тему:
«Правила работы в домашних условиях»
Уважаемые родители!
Правильная речь – непростой навык, для формирования которого нужно ежедневно заниматься с ребенком дома. Давайте представим, что Вы хотите научиться играть на скрипке, но при этом, упражняться дома вы будете раз в месяц. Через какое время вы научитесь играть на скрипке? И научитесь ли вообще? Тоже самое и с речью, нужно заниматься регулярно для хорошего результата.
Постарайтесь придерживаться правил:
- Ежедневно выполняйте задания, которые Вам дает учитель-логопед.
- Не стесняйтесь задавать вопросы учителю-логопеду: «Как нужно делать это задание? Покажите мне, объясните мне».
- Не стоит выполнять упражнения, если ребенок плохо себя чувствует или утомился за день.
- Сделайте зарядку для губ и языка правилом для ребенка. Например, объедините ее с чисткой зубов.
- Хвалите ребенка за его маленькие достижения! Хвалить можно добрым словом, ласковым прикосновением, объятиями.
- Не сравнивайте Вашего ребенка с другими детьми, а сравнивайте его
«сегодня» и «завтра».
- Постарайтесь незаметно для ребенка отрабатывать «проблемные» умения. Например, вы идете домой из садика и просите ребенка рассказать, что он делал сегодня. При этом, Вам нужно, чтобы он отвечал длинными, сложными предложениями, потому что именно это у него не получается. Можно беседовать с ребенком в такой форме: Чем ты сегодня занимался в саду? (Я играл с Мишей и Пашей) С какими игрушками вы играли? (Мы играли с машинками.) А на улице что вы делали? (Играли в догонялки). А попробуй сказать мне длинным предложением. (Сначала мы играли с машинками, а потом мы играли в догонялки.)
Поддержка родителей – творит чудеса!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.
Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...

Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет
Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»
-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы -лексическая тема: "Зимующие птицы"-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музы...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.Цели:- обучение детей умению образовывать существительные в родительном падеже единс...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Консультативный материал для родителей по формированию грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи
Консультативный материал для родителей...








