Консультация «Использование игр с песком в работе с детьми с ТНР»
консультация по логопедии

Данный материа будет полезен родителям дошкольников, педагогам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_peskoterapiya.docx756.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Использование игр с песком в работе с детьми с ТНР»

     

В процессе игр с песком у детей можно развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимать мышечную напряжённость; развивать мотивацию речевого общения; формировать первичные произносительные умения и навыки; пополнять словарь; формировать связную речь; обучать чтению и письму.

Игры с песком – прекрасная возможность закрепить все результаты логопедической работы в летний период.

«Чувствительные ладошки» 

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

- Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка и др.

- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

-  Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

«Необыкновенные следы».

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам: «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы ветерок был долгим».

«Что спрятано?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Секретик»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке., там прячет картинку.

«Помоги зайцу»- в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Нарисуй дорожку»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Кто спрятался»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка. Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, находя игрушку.

«Путешествие»- на песке легкие пластмассовые игрушки, с помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

 Автоматизация звуков.

«Заводим мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – везти машинку по дорожке, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками.

«Спрячь картинки»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке картинок картинку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Найди игрушки»- взрослый закапывает в песок игрушки, в названиях которых есть закрепляемый звук, затем предлагает ребенку раскапывать песок и называть игрушку.

Развитие фонематического слуха.

«Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке. С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

«Назови правильно» - со дна песочницы с песком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

«Две коробки» - коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

Совершенствование грамматического строя речи.

«Чего не стало» - ребенок убирает игрушки из песочницы и называет, чего не стало.

«Подбери слово» - ребенок находит спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).  Вариант этого упражнения: кто больше слов подберет к данному предмету.

Связная речь.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

Подготовка к обучению грамоте.

- Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке.

-  Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

- Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.

-  Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

-  Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Такая разная игра" использование игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста

материал для консультаций и выступления на педагогическом совете...

Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми раннего дошкольного возраста.

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии....

Использование игр с песком в работе с детьми с ОВЗ.

Большинство детей с ОВЗ имеют недостаточно развитую  эмоционально-волевую сферу, повышенную тревожность, нарушения мелкой моторики, внимания, памяти, мышления. Поэтому игры с песком необход...

Использование игр с песком в работе с детьми в условиях инклюзивного образования

В данной статье рассмотрен вопрос получения успешного инклюзивного дошкольного образования с помощью использования метода игры с песком....