Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР на тему: «Одежда»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Елена Романовна Смирнова

Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Одежда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Одежда»

Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Одежда».

Задачи:

Обучающие:

  1. Обобщить и систематизировать представления об одежде, материалах, из которых она изготовлена;
  2. Расширять и активизировать словарь по теме. 
  3. Совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать качественные прилагательные, существительные в форме множественного числа в родительном падеже; образовывать и употреблять относительные прилагательные; учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы слова; учить образовывать прилагательные от существительных.
  4. Формировать навык деления слов на слоги;

Развивающие:

  1. Развивать зрительное внимание и восприятие, фонематические представления.
  2. Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
  3. Развивать координацию речи с движением.
  4. Развивать умение составлять рассказ с опорой на картинки.
  5. Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитательные:

  1. Формировать самостоятельность, инициативность, активность.

3)  Воспитывать бережное отношение к одежде.

План занятия:

Организационный момент.

        Вводная беседа

Основная часть

Упражнение: «Расскажи, какая бывает одежда?»

2)  Игра с мячом: «Один-много»

3) Упражнение: «Раздели на слоги»

4) Разучивание стихотворения по мнемотаблице

5) Игра: «Есть-нет»

6)Пальчиковая гимнастика «Стирка».

6) Упражнение: «Что лишнее?»

7)  Упражнение: «Назови ласково»

8) Игра: «Какой? Какая?»

9) Составление рассказа-описания по схеме

Заключительная часть

        10) Подведение итогов

Ход занятия:

Организационный момент.

-Первым сядет тот, у кого в одежде есть синий цвет, красный цвет и т.д.

-Где мы искали с вами цвета? (в одежде)

-Правильно, сегодня мы с вами поговорим об одежде. Материалах, из которых она сделана, деталях из которых она состоит.

-Давайте вспомним, для чего людям нужна одежда? 

-Одежда возникла в глубокой древности. С ее помощью человек спасался от холода, палящего солнца, дождя. Первые предметы одежды он делал из шкур убитых животных. Позже люди научились создавать самые различные ткани: хлопок, шерсть, шёлк.

-Знаете ли вы, кто придумывает как должна выглядеть одежда? (художники-модельеры)

-Кто шьет одежду?

-Кто привозит готовую одежду в магазины?

-Кто продает нам одежду?

-Молодцы!

1) Упражнение: «Расскажи, какая бывает одежда?»

-Одежда бывает разная. Например для дома нужна домашняя одежда.

-А какая одежда нужна для улицы... (уличная)

-Одежда для праздника, какая?... (праздничная)

-Для зимы … (зимняя)

-Для лета … (летняя)

-Для весны … (весенняя)

- Для осени … (осенняя)

-Для работы … (рабочая)

-Для занятий спортом … (спортивная)

- Для мужчин … (мужская)

-Для женщин … (женская)

-Для детей…. (детская)

-Для кукол- … (кукольная)

-Для военных – (военная)

-Какие вы молодцы, это было трудное задание.

2)  Игра с мячом: «Один-много»

-А теперь я буду вам называть один предмет, а вы будете назвать много.

-Один плащ, а много…? (плащей)

-Одно платье,  много…, одна юбка,  много…, одна майка,  много…, одна футболка,  много…, одна шуба,  много…,один комбинезон,  много…, одна жилетка,  много…, одна куртка,  много…,одна пижама,  много…, один свитер,  много….

3) Упражнение: «Раздели на слоги»

-Следующее упражнение называется: «Раздели на слоги». Я буду называть предмет одежды, а вы делить его на слоги. (свитер, рубашка, сарафан, рукавицы, брюки, комбинезон, юбка, платье, пижама, майка, футболка, куртка)

4) Разучивание стихотворения по мнемотаблице

5) Игра: «Есть-нет»

-Следующая игра называется: «Есть-нет». Я говорю, что у меня есть, а вы говорите, что у вас нет именно этого предмета.

-Например я говорю у меня есть кожаные брюки, а вы говорите, что у вас нет кожаных брюк.

-У меня есть шерстяные носки,……

-У меня есть кожаная куртка,…..

-У меня есть вельветовые брюки, ….

-У меня есть замшевые перчатки,…

-У меня есть шелковое платье,…

-У меня есть тканевая юбка,…

-У меня есть хлопковая футболка,…

-У меня есть теплый комбинезон, …

-У меня есть шерстяной свитер, …

-У меня есть льняная рубашка,…

-Молодцы! А знаете ли вы что нужно делать, чтобы одежда нам служила долго? (Ответы детей)

-Давайте мы с вами поиграем….

6)Пальчиковая гимнастика «Стирка».

-Повторяйте за мной…

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем вещи мы стирать. (Трем кулачки друг о друга)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки. (Последовательно соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших).

Шарф и шапку не забудем,

Их стирать мы тоже будем. (Трем кулачками друг о друга)

Мылом моем мы носки, (Провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки, (Трем кулачками друг о друга.)

Сполосну носки я ловко (Двигаем кистями вправо и влево)

И повешу на веревку. (Поднять руки вверх. Кисти рук согнуть).

7) Упражнение: «Что лишнее?»

-А теперь слушайте внимательно и отгадайте, какой из предметов названных мной лишний и почему? Составляйте предложение со словами потому что.

-Пальто, комбинезон, купальник, шарф

-Платье, куртка, шорты, футболка

-Майка, юбка, брюки, шапка

- Пижама, сарафан, свитер, ботинки.

8)  Упражнение: «Назови ласково»

- А сейчас я буду вам называть предметы одежды, а вы будете называть его ласково. --Например футболка, а ласково будет футболочка.

(свитер, майка, пижама, юбка, шорты, брюки, жилетка, куртка, комбинезон, платье).

9) Игра: «Какой? Какая?»

- А сейчас я посмотрю, сможете ли вы сказать, какие вещи получаются из разных материалов.

-Из шерсти получаются….(шерстяные вещи), из вельвета-…,из кожи-…, из замши-…,из хлопка-…, из синтетики-…,из меха-…, из льна-… .

10) Составление рассказа-описания по схеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Посуда»

Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей  по теме «Посуда»....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР « Играем в Боулинг»

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений, коррекционную работу по формированию лексико-грамматического строя речи целесо...