Годовой анализ коррекционной логопедической работы
материал по логопедии

Корьяк Татьяна Борисовна

Годовой анализ

коррекционно-логопедической работы

учителя-логопеда Корьяк Т.Б.

группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

за 2024/2025 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_uchitelya-logopeda_za_2022_2023_god.docx152.85 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ «СОШ № 2 имени Димитрия Донского», детский сад «Звезда»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

        

Годовой анализ

коррекционно-логопедической работы

учителя-логопеда Корьяк Т.Б.

группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

за 2024/2025 учебный год

г. Энгельс, 2025

     Группу компенсирующей направленности для детей с ТНР на начало 2024/2025 учебного года посещали 12 детей (4 ребёнка в возрасте 6-7 лет, 4 ребенка в возрасте 5-6 лет, 4 ребенка в возрасте 4-5 лет) с  заключениями ПМПК:

ОНР I уровень речевого развития с алалией

ОНР II-III уровень речевого развития с дизартрией

ОНР III уровень речевого развития с дизартрией

ОНР III уровень речевого развития с дизартрическим компонентом.

    Цель коррекционно-логопедической работы: оказание своевременной и наиболее адекватной возможностям детей дошкольного возраста с нарушениями речи диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи.

    Задачи:

1.  Предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений;

2. Диагностика и мониторинг развития речевой деятельности воспитанников группы комбинированной направленности для детей с ТНР;

3. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста (коррекция звукопроизношения, формирование лексико-грамматических категорий, фонематических процессов, развитие навыков связной речи);

4. Разработка и реализация индивидуальных маршрутов сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей;

5. Оказание консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам диагностики, выявления особенностей развития речи и коммуникации у детей старшего дошкольного возраста.

     В период с 01 по 15 сентября 2024 года был проведен мониторинг речевого развития группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Были установлены причины речевых нарушений, характер и степень выраженности; разработано содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей (перспективный и календарно-тематический планы); разработаны индивидуальные образовательные маршруты воспитанников с ОВЗ (индивидуальные АОП) с учётом структуры речевого дефекта.                   

     В течение 2024-2025 учебного года коррекционно-логопедическая работа строилась на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ, с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

1. Коррекционно-логопедическая работа в 2024/2025 учебном году включала в себя следующие направления:

Задачи каждого направления коррекционно-логопедической работы:

  1. Развитие мелкой моторики:
  • развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.
  1. Развитие общих речевых навыков:
  • вырабатывание чётких, координированных движений органов речевого аппарата;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
  1. Коррекция звукопроизношения:
  • развитие артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков;
  • формирование правильного произношения и первоначального закрепления неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа);
  • автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
  1. Работа над слоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков):
  • обучение произносить слова сложной слоговой структуры сначала изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их;
  • выполнение слогового анализа и синтеза слов из одного, двух, трех слогов;
  • подбор слов с заданным количеством слогов.
  1. Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте:        
  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки);
  • развитие слухового внимания на материале гласных звуков;
  • развитие слухового внимания на материале согласных звуков.
  1. Развитие словаря:
  • расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем;
  • упражнять в словоизменении;
  • упражнять в словообразовании.
  1. Совершенствование грамматического строя речи:
  • формирование грамматических категорий имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам);
  • формирование навыков правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий;
  • формирование навыков грамматически правильного составления предложений;
  • формирование навыков анализа предложений и составления графических схем предложений.
  1. Развитие связной речи:
  • развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;
  • формирование навыка составления простых и сложных предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам.

     Использовались индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы НОД. Цели и задачи каждого занятия соответствовали АООП для детей с ОВЗ (ТНР). При организации всех занятий учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей и уровень речевого развития каждого ребёнка. Все индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия были проведены в соответствие с перспективным планированием.

    В группе детей 5-6 лет с ТНР – 3 фронтальных занятий в неделю:

-  по обучению грамоте и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения;

- по развитию лексико-грамматических средств языка;

- по развитию связной речи.

     В группе детей 4-5 лет с ТНР – 3 фронтальных занятий в неделю:

-  по накоплению словаря и формированию лексико-грамматических средств языка;

- по формированию связной речи;

- по формированию произносительной стороны речи и обучению элементарным навыкам грамоты.

     В группе детей 6-7 лет с ТНР – 3 фронтальных занятий в неделю:

-  по обучению грамоте и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения;

- по развитию лексико-грамматических средств языка;

- по развитию связной речи.

2. С педагогами группы компенсирующей направленности для детей с ТНР были проведены:

1. Анализ результатов логопедического обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия (ППк).

2. Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

3. «Организация индивидуальной работы «логопедического часа» по закреплению звукопроизношения у детей с ТНР» (рекомендации воспитателям по выработке у детей с ТНР контроля за   правильным звукопроизношением в самостоятельной деятельности в группе).

4. «Нейропсихологические игры в коррекции звукопроизношения у детей с ТНР».-

5. Обсуждение динамики речевого развития детей с ТНР. Корректировка индивидуальных АОП.

3. Работа с родителями:

     Для эффективной коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи была организованна скоординированная работа с родителями воспитанников, установлены взаимопонимание, доброжелательная, психологически комфортная атмосфера.

    Основные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей:

  1. Знакомство с семьей, анкетирование.
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные консультации, родительские собрания, оформление информационных материалов.
  3. Рекомендации для закрепления речевых навыков, полученных на логопедических занятиях;
  4. Показы индивидуальных логопедических занятий (видео).
  5. Проведены консультации по следующим темам (по запросам родителей):

- «Зачем нужны домашние логопедические задания».

- «ОНР. Пути преодоления».

- «Организация и проведения артикуляционной гимнастики дома».

- «Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков в домашних условиях у детей с ОВЗ».

- «Речевая культура ребёнка рождается в семье».

- «Развитие и обогащение словаря ребёнка с ТНР».

6)  Буклеты «ОНР I уровень речевого развития», «ОНР II уровень речевого развития», «ОНР III уровень речевого развития»; памятка для родителей по организации занятий дома по заданиям логопеда для закрепления ЗУН детей с ТНР.

4. Результаты прохождения территориальной ТПМПК:

    В январе - феврале 2025 года совместно с учителями-логопедами:  Приходской Татьяной Александровной и Шведчиковой Ольгой Григорьевной было проведено логопедическое обследование детей средних групп 8, 9, и старших групп 7 и 2 МОУ «СОШ № 2 имени Димитрия Донского», детский сад «Звезда» с целью выявления нарушений речевого развития. В нашем детском саду было обследовано 46 детей, из них 9 детей были направлены на ТМППК. С целью определения дальнейшего образовательного маршрута воспитателям были даны результаты логопедического обследования, и  разъяснение по каждому ребенку. На основании заключений воспитатели провели индивидуальное консультирование с родителями каждого ребёнка, на котором было объяснено, какие стороны речевого развития у детей нарушены, и о необходимости логопедической помощи данным дошкольникам.  Родители 16 детей дали своё согласие на прохождение ТПМПК (14 - ТНР, 2 – ЗПР). Остальным родителям были даны рекомендации по речевому развитию детей.  

   

5. Мониторинг речевого развития:

   Мониторинг речевого развития детей с ТНР на 2024/2025 учебный год включал следующие разделы:

   Выявление уровня актуального речевого развития детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, и обработка результатов мониторинга позволили обобщить следующие данные о нарушениях речевого развития детей.

В результате мониторинга выявлено:

Группа детей в возрасте 5 - 7 лет (15 человек):

На начало года:                                                            

- 0 % детей имеют высокий уровень речевого развития  

- 40 % имеют средний уровень речевого развития

- 80 % имеют низкий уровень речевого развития

На конец года:                                                            

- 10 % детей имеют высокий уровень речевого развития  

- 70 % имеют средний уровень речевого развития

- 20 % имеют низкий уровень речевого развития      

 

1. у 70% детей преобладает средний уровень речевого развития в формировании правильного звукопроизношения, в развитии связной речи, в лексико-грамматическом строе речи, в развитии фонематических процессов;

2. у 10% детей преобладает высокий уровень речевого развития в формировании правильного звукопроизношения, в развитии связной речи, в лексико-грамматическом строе речи, в развитии фонематических процессов. У остальных детей наблюдается низкий уровень речевого развития.

   Вывод: Проанализировав результаты логопедического обследования можно сделать вывод об эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Об этом свидетельствует наличие положительной динамики у всех воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Анализ коррекционно-логопедической работы за 2023/2024 учебный год позволяет определить следующие задачи: 

- повышение профессионального уровня (для прохождение аттестации);

 - определение наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями;

- участие в конкурсах разного уровня;

- принимать активное участие в работе школы современного педагога, в ТПМПК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза....

Анализ коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда на логопедическом пункте

В презентации представлен отчет учителя-логопеда за учебный год...

Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми подготовительной группы посещающих логопедический пункт.

Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми подготовительной группы посещающих логопедический пункт. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему сопровождению детей....

Годовой план коррекционно-логопедической работы .

Годовой план для учителей-логопедов, работающих на логопункте ДОО...

Анализ коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда Головой Анастасии Борисовны за 2021-2022 учебный год

МониторингСостав группы:Старшая группа комбинированной направленности «Яблонька». Всего 10 человек. Возраст детей 5 – 6 лет. Мальчиков 6, девочек 4. ОНР III уровня – 6, ОНР III...

Анализ коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда Головой Анастасии Борисовны за 2023-2024 год

Анализ коррекционно-логопедической работыучителя-логопедаГоловой Анастасии Борисовныза 2023-2024 годМониторингСостав группы:Старшая  группа комбинированной направленности &laq...