Конспект коррекционного занятия "Дифференциация звуков Ж-З"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Дифференциация звуков — это различение звуков, схожих по каким-либо признакам. Простыми словами, это процесс, направленный на совершенствование умения отличать определённый звук от схожих по звучанию или способу и месту образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_differentsiatsiya_zvukov_zh-z.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №113

комбинированного вида Невского района Санкт – Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста.

«Дифференциация звуков Ж-З»

Учитель-логопед Мунтян О.В.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • дифференциация звуков [ж - з];
  • активизация словаря (звук, буква, гласный звук и согласный звук, твердый и мягкий согласный звук);
  • совершенствование грамматического строя речи - согласование существительных с числительными;
  • развитие навыков звукового анализа;
  • активизация словаря по теме «Полевые цветы».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие пространственных представлений (профилактика оптической дисграфии);
  • развитие тактильной чувствительности;
  • развитие мышления;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие творческого воображения.

Воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества и доброжелательности;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Место занятия в учебном плане – первое занятие по дифференциации звуков [ж - з].

Форма организации – подгрупповая.

Категория детей:

  • возраст (группа) – 5-6 лет (старшая);
  • логопедическое заключение – ТНР: ОНР III ур.р.р.

                      Формирование предпосылок УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

- предвосхищение результата

- оценка процесса и результатов деятельности

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

- ориентация в межличностных отношениях.

Оборудование: комплект MIMIO (мультимедийный проектор, доска, стилус, приставка); мини-песочница; мелкие предметы и игрушки (жираф, замок, коза, жук, заколка, пружина, желудь, грузовичок, зубр); 3 зонтика; 2 лужи из бумаги; красные, белые и фиолетовые цветы по количеству детей.

Этапы занятия

п/п

Название этапа

Задачи учителя-логопеда

Технологии

Содержание

1.

Мотивационно-проблемный

Адаптировать детей к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач детьми под руководством учителя-логопеда.

Информационно-коммуникационные

Слайд 1

  1. Приветствие.
  2. Проблемная ситуация.

- Ребята, сегодня вы услышите одну историю.

На экране появляются жук и оса на лужайке среди травы по ходу чтения стихотворения логопедом.

            ***

Встретил жук в одном лесу

Симпатичную осу:

 - Ах, какая модница!

Позвольте познакомиться.

 - Уважаемый прохожий.

Ну, на что это похоже?

Вы не представляете,

Как вы шепелявите.

И красавица оса

Улетела в небеса.

 - Ребята, почему оса улетела и не стала знакомиться с жуком? … Какие звуки перепутали жук и оса? А как вы думаете, чем закончится эта история7

- А вы умеете правильно произносить эти звуки?

3. Характеристика звуков [ж,з].

- Чем отличается положение языка при произнесении этих звуков?

4. Чтобы подружить жука и осу надо выполнить задания, а для этого

найти цветы среди травы.

2.

Деятельностный

Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации.

Слайд 2

Слайд 3

Слайды 4 – 8

Игровые

Здоровьесберегаю-щие

Информационной-коммуникационные

Игровые

  1. Дети стилусом «ищут» разные полевые цветы.

- Задания подскажут только те, о которых будут загадки.  

  1. Дети отгадывают загадки о васильке, лютике, клевере, маке и ромашке. При нажатии стилусом на цветок появляются картинки (кубик, гармонь, дом, песочница, карандаш). Дети ищут эти предметы в группе и приносят логопеду. Говорят, что могут обозначать эти предметы-символы.
  2. Дидактические игры и упражнения. Дети контролируют ответы друг друга и корректно поправляют в случае ошибки.

Цель – дифференциация звуков [ж - з].

- «Кубик». Дети выбирают среди предложенных картинок только те, в названии которых есть звук [ж] и бросают кубик. Согласовывают существительные с количественными числительными. Например, 5 желудей, 2 жирафа и т.д.

- Гармонь». Звучит песенка крокодила Гены (слова                          А. Тимофеевского, музыка В.Шаинского). Под музыку дети раскладывают по полу раскрытые зонтики и лужи из бумаги, импровизируют, изображая в танце капли дождя.

Логопед после окончании музыки называет слово со звукам [ж, з]. Дети должны определить наличие звука и подойти к зонтику или луже.

- «Дом с тремя окнами». Дети по очереди называют любые понравившиеся картинки и перетаскивают стилусом картинки в первое, второе или третье окошко, соответствующие месту звука в слове.

- «Песочница». В песочнице дети должны найти мелкие игрушки, назвать и разделить на две группы – со звуками [ж] и [з].

«Карандаш». Один ребенок стилусом на доске, остальные дети в мини-песочнице пишут буквы Ж и З с опорой на образец.

3.

Контрольный

Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последователь-ности операций результату, цели, задачам,  т. е.  последовательно выполненным операциям.

Слайд 9

  1. Беседа.

- Какие звуки вы учились сегодня различать?

- Молодцы! Выполнив все задания, вы не только научились сами различать звуки, но и … Слышится жужжание. На слайде опять появляются жук и оса.

Логопед читает стихотворение.

Встретил жук опять в лесу

Ту же модную осу.

- Ах, какая модница!

Позвольте познакомиться.

- Уважаемый жучок,

Вы не шепелявите?

Очень вы мне нравитесь!

И, конечно, жук, оса

Улетели в небеса!

4.

Рефлексивный

Организовать оценку воспитанником результата своей деятельности.

- Ребята, на подносе лежат разноцветные бумажные цветы. Если вам понравилось, как вы справились с заданием, возьмите красный цветок, если не очень - белый, если не понравилось – фиолетовый.

Логопед прощается с детьми

5.

Коррекционный

Организовать деятельность воспитанников в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Не запланирован


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР

Конспект коррекционной подгрупповой  образовательной  деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия  на неречевых звуках»  дети с ФФНРЦели:Коррекцион...

Дифференциация звуков "З - Ж", "Л", План - конспект коррекционного индивидуального занятия

Закрепление навыков различения звуков "З-Ж ", "Л",в слогах, словах и фразах;  знакомство со словами обозначающими предметы, действия и признаки ; составление схем слов ЖУК, ЗАЛ; составление предл...

Конспект коррекционного занятия по автоматизации звука «Л» с использованием современных образовательных технологий (техника оригами, мнемотехника) в старшей группе Тема: «Прогулка на теплоходе»

Конспект коррекционного занятия по автоматизации звука "Л" с использованием современных образовательных технологий (техника оригами, мнемотехника) в старшей группе...

Конспект коррекционной НОД в подготовительной группе . "Звук Л"

Играя закрепляем произношение звука Л в словах, словосочетаниях, предложениях,развиваем фонематический слух....