ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Пальчик, ручка, язычок»
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 135.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №21 «РАДУГА»
357001, Ставропольский край, с. Кочубеевское, тел/факс: 865 (50)
ул. Спортивная 4/2 e-mail: ds-21-raduga@yandex/ru
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МКДОУ
МКДОУ Детский сад №21 «Радуга» Детский сад №21 «Радуга»
(протокол от 29.08.2025 г. №1) _________И.Б. Керус
Приказ от 29.08.2025 г.№82
СОГАСОВАНО
Советом родителей
МКДОУ Детский сад №21 «Радуга»
(протокол от 29.08.2025 г. № 1)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Пальчик, ручка, язычок»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Программа включает содержание за
пределами ООП МКДОУ Детский
сад №21 «Радуга»
Составитель:
Брагина Наталия Валерьевна
воспитатель высшей
квалификационной категории.
с. Кочубеевское, Ставропольский край 2025 г.
Содержание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы «Пальчик, ручка, язычок» в группе
компенсирующей направленности МКДОУ
«Детский сад комбинированного вида №21 «Радуга»
для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 4 лет.
Содержание
I. Целевой раздел | 2 |
1.Пояснительная записка | 2 |
1.1. Цели и задачи программы | 3 |
2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.1. Планируемые результаты | 4 5 |
II. Содержательный раздел | 6 |
1. Учебно-тематический план | 9 |
2. Содержание программы | 21 |
3. Годовой календарный учебный график | 22 |
III. Организационный раздел 1. Организационно-педагогические условия реализации программы | 32 |
2. Планируемые результаты | 35 |
3. Список используемой литературы | 36 |
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Я выбрала кружковую работу по теме « Пальчик, ручка, язычок» в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
1.1. Цели и задачи программы
Цель:
- Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной
моторики.
- Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества:
целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку
собственной деятельности.
- Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
Задачи:
Привить детям любовь к художественному слову.
Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
Развивать фантазию и творческое воображение.
Развитие коммуникативных навыков.
Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению
сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогами.
- Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
- Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.
- Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Учебный план занятий:
- Общее количество занятий в год – 32
- Количество занятий в неделю – 1
- Периодичность занятий – еженедельно.
Организационно-педагогические условия реализации программы
При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно- образовательной, познавательной, физической и т. д. Дети охотно осваивают навыков содержание (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно- образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Система работы велась по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная
дифференцированная работа с детьми.
В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с
использованием стихов, песенок, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и
упражнения на формирование тонких движений пальцев, пальчиковый театр, игры
с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
- Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
- Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного
накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
- Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
- Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка. Кружок, который способствует развитию мелкой моторики, проводится один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы
Планируемые результаты
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
II. Содержательный раздел
Учебно-тематический план.
№ занятия | Содержание | Примечания |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | 1)Массаж пальчиков карандашами. 2)Пальчиковая гимнастика «Зайка» Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».) Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.) Шёл по травке без дорожек, А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса. 3)«Помоги зайчику добраться до домика». 4)Артикуляционное упражнение «Улыбка» | Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. Пальчиком провести дорожку к домику зайчика. Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза |
2 | 1)Массаж пальчиков грецким орехом. 2)Пальчиковая гимнастика «Друзья» Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.) Быстро бежали – поди, догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.) 3)«Помоги ёжику собрать все грибы на полянке». | Катаем орех между ладошками по всей длине пальчиков. Закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. |
4)Артикуляционная гимнастика «Хоботок». | Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 | |
3 | 1) Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2) Пальчиковая гимнастика «Капуста» Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.) Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.) И останусь только я! | Поглаживание пальчиков в разных направлениях. |
3)Шнуровка «Овощи». 4) Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка». | Чередовать выученные упражнения по 3-4 раза | |
4 | 1)Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. | Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем 3-5 раз. |
2)Пальчиковая гимнастика «Лимон». Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».) 3)Шнуровка «Фрукты». 4) Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает». | ||
НОЯБРЬ | ||
1 | 1)Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2)Пальчиковая гимнастика «Обувь» Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.) Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.) Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.) В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.) И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.) Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.) | Сжимаем пальчиками с силой резиновый мяч. Широко открываем рот. Кладём мягкий, спокойный язычок на нижнюю губу на 3-5 сек. Повторяем 3-4 раза. |
2 | 1)Массаж пальчиков грецким орехом. 2)Пальчиковая гимнастка «Осень» Вышла осень погулять, «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Стала листья собирать. Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую. 3) Собери бусы. 4)Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко» | Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
3 | 1)Массаж пальчиков карандашами. 2)Пальчиковая гимнастика «Овощи» Я – зелёная капуста, Руки перед собой образуют круг. Без меня в кастрюле пусто. Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю». Листья снимете с меня, Разводим руки в стороны. И останусь только я! 3)Обведи по контуру овощи. 4)Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки» | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается. |
4 | 1) Массаж пальчиков «Сухой бассейн» 2) Пальчиковая гимнастика «Наш огород» В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы. Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Хлопают в ладоши. Нас прокормит целый год. 3)Разбираем счётные палочки по цвету. 4)Артикуляционное упражнение «Почистим за нижними зубами» | Перебираем пальчиками фасоль. Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону. |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 |
Показываем на ноги, туловище, голову. Курточку и шапку. И на руку каждую Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток. Натяну перчатку. Смена рук.
«Иголочка» | Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. | ||
2 |
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы. А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх. Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! | Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), | ||
3 |
2) Пальчиковая гимнастика «Цыплятки» Зёрна курочка клюёт, Обе ладошки вместе отклоняем от себя. И цыплятки тут как тут. Щепотки «клюют» по очереди. В воду уточка нырнёт, Ладошки вместе «ныряют» вперёд. А цыплятки не нырнут. Погрозили пальчиком. 3) «Поможем Золушке разобрать крупу». | Поглаживание пальчиков в разных направлениях. | ||
4 | 1) Массаж пальчиков «Сильные пальчики». | Сжимаем с силой резиновый мячик. | ||
2) Пальчиковая гимнастика «Мамы и малыши» Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца. У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши – Перебирают пальцы по очереди. Все красивы, хороши. | ||||
3) Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок». | ||||
4) Артикуляционное упражнение «Качели». | ||||
ЯНВАРЬ | ||
1 |
Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом. | Надуть щёки, сдуть щёки. |
3) Игра «Застегни и расстегни». | ||
4) Артикуляционное упражнение «Шарик». | ||
2 | 1) Массаж пальчиков «Сухой бассейн». | Перебираем пальчиками фасоль. |
2) Пальчиковая гимнастика. Что зимой мы любим делать? Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | ||
3) Шнуровка «Яблоня». | ||
4) Артикуляционное упражнение «Лошадка». | Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). | |
3 | 1) Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». | Поглаживание пальчиков в разных направлениях. |
2) Пальчиковая гимнастика Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх. - Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями. | Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка. | |
3) «Собери бусы». | ||
4) Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки». | ||
4 | 1) Массаж пальчиков «Катаем карандашики» | Катаем карандаш по всей ладони. |
2) Пальчиковая гимнастика Я с игрушками играю: Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук. Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч». Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. Грузовик везде катаю. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку». | ||
3) Игра «Найди, что спряталось в фасоли» | ||
4) Артикуляционное упражнение «Заборчик» | Ищем мелкие игрушки в ёмкости с фасолью. | |
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. | ||
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | 1) Массаж пальчиков грецким орехом. | |
Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца. Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем. Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок.
| Губы в улыбке, | |
приоткрыть рот, | ||
произнести "а-а" и | ||
прикусить широкий | ||
кончи языка | ||
(поймали мышку за | ||
хвостик). | ||
2 |
Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| Движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах. |
4) Артикуляционное упражнение «Качели» | Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). | |
3 |
Приосаниться. Добрый молодец. Показать бицепсы. Зорко в даль глядит Рука козырьком. Да врагов разит. «Бросить копьё»
«Пятачок». | С силой сжимаем пальчиками резиновый мяч. |
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз). | ||
4 |
Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
МАРТ | ||
1 |
Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба. Белых крапинок узор. Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки». Ты красивый, но не рвём! Погрозили пальчиком. И в корзинку не берём! Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.
«Иголочка». | Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 |
Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! | Перебираем пальчиками фасоль. |
Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони.
«Блинчик». | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. | |
3 |
Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Закрепляем платочки прищепками на верёвке. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. |
4 |
«Моем руки». Кошка моет лапки. Мордочку и ушки Круговые движения ладонью по лицу. На своей макушке. Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.
| Надеваем и снимаем колечко с пальчика. |
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки". | ||
АПРЕЛЬ | ||
1 |
Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел»
Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит Смена рук. Стук-стук-стук.
| Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы- ы..." |
2 |
Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Будет полное лукошко, Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Я поем ещё чуть-чуть, Лёгким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
| Катание ладошкой карандашей по столу. |
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов(удерживать до 10). | ||
3 |
Руки под щёку. Вещи в шкаф уже убрали. Свободно двигаем руками – «убираем вещи». Мы на стуле посидели Ладонью одной руки накрываем кулак другой. И за столиком поели. Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.
| Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. |
4 |
Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
«Заборчик» | Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
МАЙ | ||
1 |
Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. | |
Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Нанизывание крупных бусин на шнурок. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). | |
2 |
«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук. А по лугу ползал жук! Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.
| Катание карандаша ладошками. |
4) Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота». | Поиск в фасоли мелких игрушек. | |
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами. | ||
3 |
Поднимаем растопыренную ладошку. Ночь – луна приходит. Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».
| С силой сжимать резиновый мячик. |
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка |
вперед, как кошка выдвигает спинку. | ||
4 |
Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному. Считать ромашки лепестки.
«Барабанщик». | Перебираем пальчиками фасоль. Доставание бусинок из стакана ложкой. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ- дэ-дэ..." |
Содержание программы
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,
«вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка.
Кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок», объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть кружка – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Годовой календарный учебный график
№ занятия | тема | цель | дата проведения кружка | Время проведения кружка |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Зайка» 3.«Помоги зайчику добраться до домика». 4.Артикуляционное упражнение «Улыбка» | Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движения, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. | 06.10. | 15:30 – 15:40 |
2 |
«Друзья»
«Хоботок». | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. Учить вытягивать губы вперёд | 13.10. | 15:30 – 15:40 |
3 |
«Капуста» 3.Шнуровка «Овощи». 4.Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка». | Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, умение чередовать выученные упражнения. Развивать сенсомоторную координацию. | 20.10. | 15:30 – 15:40 |
4 |
пальчиков мячиком | Развивать мелкую моторику рук, | 27.10. | 15:30 – 15:40 |
– ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика «Лимон». 3.Шнуровка «Фрукты». 4.Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает». | ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений, широко и спокойно открывать и закрывать рот. Обогащение словарного запаса. Развивать сенсомоторную координацию. | |||
НОЯБРЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Обувь» 3.Разбери пуговицы по цвету. 4.Артикуляционное упражнение «Лопата» | Развитие мелкой моторики рук; гибкости, силы, подвижности пальцев. Продолжать знакомить с цветом. Выработка подвижности и точности языка | 03.11. | 15:30 – 15:40 |
2 |
«Котёнок лакает молоко» | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром. | 10.11. | 15:30 – 15:40 |
3 |
«Овощи» 3.Обведи по | Развивать моторику обеих рук, развивать речь, логику, пространственное восприятие, соотнесения | 17.11. | 15:30 – 15:40 |
контуру овощи. 4.Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки» | действий с текстом | |||
4 | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» 2.Пальчиковая гимнастика «Наш огород» 3.Разбираем счётные палочки по цвету. 4.Артикуляционное упражнение «Почистим за нижними зубами» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, различение цвета. | 24.11. | 15:30 – 15:40 |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Одежда» 3.Шнуровка «Пришей пуговицу» 4.Артикуляционное упражнение «Иголочка» | Развивать координацию пальцев рук, развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию. | 01.12. | 15:30 – 15:40 |
2 |
4.Артикуляционное упражнение «Расчёска». | Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности. Развивать моторику обеих рук. | 08.12. | 15:30 – 15:40 |
3 | 1.Массаж | Учить детей | 15.12. | 15:30 – 15:40 |
пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Цыплятки» 3.«Поможем Золушке разобрать крупу». 4.Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка» | сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. | |||
4 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Мамы и малыши» 3.Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок». 4.Артикуляционное упражнение «Качели». | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки | 22.12. | 15:30 – 15:40 |
ЯНВАРЬ | ||||
1 |
«Шарик». | Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом | 09.01. | 15:30 – 15:40 |
2 |
«Что зимой мы | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, | 12.01. | 15:30 – 15:40 |
любим делать?» 3.Шнуровка «Яблоня». 4.Артикуляционное упражнение «Лошадка». | развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. | |||
3 |
«Здравствуй, Дедушка Мороз!»
ватку с ладошки». | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром | 19.01. | 15:30 – 15:40 |
4 |
«Я с игрушками играю» 3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли» 4.Артикуляционное упражнение «Заборчик» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. | 26.01. | 15:30 – 15:40 |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 |
«Лесные звери».
«Поймаем мышку» | Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. Развитие навыка игры с большими пазлами | 02.02. | 15:30 – 15:40 |
2 |
пальчиков | Развивать мелкую моторику рук, | 09.02. | 15:30 – 15:40 |
карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Зима» 3.Игры с пробками. 4.Артикуляционное упражнение «Качели» | координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках, координировать действия рук с текстом. | |||
3 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» 2.Пальчиковая гимнастика «Богатырь» 3.Сматывание нитки в клубок. 4.Артикуляционное упражнение «Пятачок». | Совершенствовать навык контроля сжимания и разжимания пальцев рук Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение сматывать нитки в клубок | 16.02. | 15:30 – 15:40 |
4 |
«Котёнок лакает молочко». | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. | 22.02. | 15:30 – 15:40 |
МАРТ | ||||
1 |
«Грибы»
| Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию рук, умение действовать согласно тексту. | 02.03. | 15:30 – 15:40 |
«Ёжик». 4.Артикуляционное упражнение «Иголочка». | ||||
2 |
«Мамочка « 3.Штриховка «Цветы для мамы». 4.Артикуляционное упражнение «Блинчик». | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию | 09.03. | 15:30 – 15:40 |
3 |
«Весна».
«Маляр» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки | 16.03. | 15:30 – 15:40 |
4 |
«Кошечка» 3.Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу. 4.Артикуляционное упражнение «Орешки» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. | 23.03. | 15:30 – 15:40 |
АПРЕЛЬ | ||||
1 |
«Дятел» 3.Составление контуров предметов из счётных палочек. 4.Артикуляционное упражнение «Пароход гудит». | Развивать умение детей сжимать и разжимать кулачки поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. | 06.04. | 15:30 – 15:40 |
2 |
«Ягодки» 3.Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр. 4.Артикуляционное упражнение «Улыбка» | Развивать моторику рук, учить вкладывать один предмет в другой, развивать сообразительность. | 13.04. | 15:30 – 15:40 |
3 |
«Домик» 4.Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». | Активизировать движение пальцев рук методом штриховки | 20.04. | 15:30 – 15:40 |
4 |
снимание колечка. 2.Пальчиковая гимнастика | Развивать мелкую моторику рук( застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок). | 27.04. | 15:30 – 15:40 |
«Машины» 3.Панно «Неунывайка». 4.Артикуляционное упражнение «Заборчик» | ||||
МАЙ | ||||
1 |
«Часики» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь, творческое мышление | 04.05. | 15:30 – 15:40 |
2 |
«Насекомые» 3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли». 4.Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота». | Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.. | 11.05. | 15:30 – 15:40 |
3 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «День - ночь» 3. Найди алмазы. 4.Артикуляционное упражнение «Киска сердится». | Развивать мелкую моторику рук, навык сгибать пальчики поочередно, продолжать знакомить с цветом. | 18.05. | 15:30 – 15:40 |
4 |
«Цветы»
«Барабанщик». | Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев. | 25.05. | 15:30 – 15:40 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно- образовательной, познавательной, физической и т. д. Дети охотно осваивают навыков содержание (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно- образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Система работы велась по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.
В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев, пальчиковый театр, игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного
накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Кружок, который способствует развитию мелкой моторики, проводится один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.
Планируемые результаты
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Оценочные и методические материалы
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:
- Упражнение «Фонарики»,
- Сжимание и разжимание кулачков,
- Потирание кулачков,
- Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич) (май месяц)
- тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук (средний показатель 20 секунд).
- тест «Смотай клубок» - оценка тонкой моторики пальцев рук (нитка – 2 метра, 15 секунд).
- тест «Разложи спички по коробкам» - оценка тонкой моторики пальцев рук (10 палочек, 20 секунд).
- тест «Разложи карточки» - оценка тонкой моторики пальцев рук. Н – низкий уровень (1балл).
С – средней уровень (2 балла). В – высокий уровень (3 балла).
Список используемой литературы:
- «Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
- «Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
- «Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал
«Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
- «Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал
«Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
- «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
- «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
- «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
- «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
- «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
- «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
- «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
- «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»
Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формирован...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА “УМЕЛЫЕ РУЧКИ” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РУЧНОЙ ТРУД)
Дополнительная программа"Умелые ручки" разработана для развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. В нее включены занятия по рисованию, аппликации, лепке...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»
Актуальность программы связана с формированием творческой личности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наибол...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые ручки"
Программа может быть использована педагогами ведущими кружковую работу по ручному художественному труду...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Веселый язычок»
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной ...