"Дизартрия, нарушения и формы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Жилинская Анна Сергеевна

Дизартрия — результат дизартрического синдрома, обусловленного центральным или периферическим поражением моторного аппарата речи. В раннем дошкольном возрасте иногда встречается стёртая форма дизартрии, когда выраженные клинические признаки отсутствуют, однако наблюдаются тонкие нарушения координации дыхания, голосообразования и фонационной поддержки речи, что затрудняет формирование развернутой, устойчивой речевой активности. Ранняя выявляемость и целенаправленная коррекция дыхательных нарушений способствуют улучшению артикуляционной функции, тембра и длительности фразовой речи, повышению выносливости речевого высказывания и коммуникативной активности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дизартрия, нарушения и формы.

Дизартрия — результат дизартрического синдрома, обусловленного центральным или периферическим поражением моторного аппарата речи. В раннем дошкольном возрасте иногда встречается стёртая форма дизартрии, когда выраженные клинические признаки отсутствуют, однако наблюдаются тонкие нарушения координации дыхания, голосообразования и фонационной поддержки речи, что затрудняет формирование развернутой, устойчивой речевой активности. Ранняя выявляемость и целенаправленная коррекция дыхательных нарушений способствуют улучшению артикуляционной функции, тембра и длительности фразовой речи, повышению выносливости речевого высказывания и коммуникативной активности ребёнка.

Предлагаем рассмотреть клинические особенности дыхания при стёртой форме дизартрии:

1.  Косвенные признаки недостаточной фонационной поддержки: быстрая утомляемость при речи, короткие фразы, частые паузы и «задышки» в середине высказывания.  

2.  Нестабильность дыхательно‑речевого синхронизма: начало фразы без достаточного вдоха, произнесение фразы серией коротких выдохов.  

3. Повышенная частота вдохов/выдохов при речевой нагрузке по сравнению с ровесниками.  

4.  Плоское, поверхностное дыхание с преимущественно грудной дыхательной вязью или, наоборот, излишняя напряжённость брюшной стенки.  

5.  Слабая длительность фонации (короче ожидаемой для возраста), непостоянная интонационная экспрессия.  

6.  Субъективно: дети могут жаловаться на «тяжесть» или «неудобство» при долгой речи, быстрее уставать во время занятий.  

7. Вторичные последствия: снижение темпа и объёма высказывания, уменьшение разнообразия речевых конструкций, страх выступать перед взрослыми и сверстниками.

При стёртой дизартрии выраженных поражений структуры дыхательной мускулатуры может не быть; наблюдается нарушение координации дыхательных и голосовых мышц, неэффективное распределение дыхательной поддержки на фазах речи (недостаток предварительного вдоха, преждевременный завершённый выдох). Это связано с мягкими нарушениями мозгового или периферического контроля дыхательного паттерна, которые могут иметь нейрогенную природу (последствия перинатальных осложнений, незрелости ЦНС) или быть следствием компенсаторных стратегий ребёнка.

При коррекции дыхания у дошкольников со стёртой дизартрией, мы руководствуемся несколькими принципами:

- Индивидуализация: упражнения подбираются с учётом возраста, уровня речевого развития и степени выраженности дыхательных нарушений.  

- Игровая подача: все упражнения — в форме игры, сюжета и ролевых заданий.  

- Постепенность: работать от простого — к сложному; от пассивного контроля дыхания к управлению дыханием в речи.  

- Интеграция: сочетать дыхательные тренировки с речевыми задачами (фонетическими, лексическими, связной речью).  

- Взаимодействие с медицинскими специалистами: при сомнениях о соматических проблемах — обследование и согласованные методики.                                        Всю методологическую работу по  коррекции дыхания у дошкольников со стёртой дизартрией разделяем на блоки с упражнениями.

Блок 1. Нормализация дыхательного паттерна, осанки и сознательного контроля вдоха/выдоха. Целью его является: сформировать глубокий, спокойный и координированный вдох, равномерный медленный выдох. К данному блоку относятся несколько упражнений:

1. «Дыхание животом» (игра «мячик на животе»): ребёнок лёжа/сидя кладёт мягкий мячик на живот; при вдохе мячик поднимается, при выдохе опускается. Делать 5–8 циклов. - «Свеча» (контролируемый выдох): дуть на пламя бумажной свечки-силуэт так, чтобы оно колебалось, но не погасло полностью. Повторить 4–6 раз.  

2. «Перышко на подушке»: дуем так, чтобы перышко скользило по столу, не улетая.  

3. Постуральная гимнастика: упражнения для расслабления плечевого пояса и выравнивания положения головы (плечи «вниз‑назад», подбородок чуть опущен).

Блок 2. Укрепление дыхательного и фонационного ресурса (выносливость). Целью данного блока является: увеличить продолжительность фонации и количество слогов/слов на одном выдохе. Упражнения:

1. «Пузырьки» (мыльные пузыри): дуть в трубочку, выдувая долгий ровный поток; можно считать числа или слоги во время выдоха.  

2.  «Пой песенку по фразам»: взять простую песенку и проигрывать её небольшими фразами, следя за достаточным вдохом перед началом.  

3. «Сколько слов скажешь?» — игровой челлендж: назвать как можно больше слов из одной тематической категории на одном выдохе; фиксировать прогресс (лучше в формате соревнования с собой).

Блок 3. Координация дыхания и речи (переход к функциональной практике). Цель: научить распределять дыхательную поддержку на фразы и предложения, контролировать паузы. Упражнения:

1. «Сказка по дыханию»: воспитатель/логопед читает короткое предложение, ребёнок повторяет, стараясь расположить предложения так, чтобы один вдох покрывал 2–3 коротких предложения.  

2. «Фразы‑шаги»: пройти по полосе, на каждой метке произнести короткое предложение, используя один вдох на 3 метки.  

3. «Пусть фраза растёт»: начинаем с одного слова на вдохе, затем два, три и т.д., отслеживая комфорт ребёнка.

Блок 4. Игровые комплексные занятия (интеграция речи и дыхания):

- Мини‑спектакли, где ребёнку нужно произносить роли в пределах дыхательного ресурса (короткие реплики, паузы под музыку).  

- Проект «Рассказ‑марафон»: создаётся цепочка из коротких предложений, каждый участник добавляет фразу, стараясь укладываться в отведённый дыхательный ресурс (постепенно увеличиваем сложность).

При стёртой форме дизартрии у дошкольников дыхательные нарушения часто бывают незаметны при поверхностном осмотре, но оказывают значимое влияние на качество и продолжительность речи. Логопедическая работа должна включать целенаправленную оценку дыхания и игровой, постепенный курс коррекции, ориентированный на формирование устойчивого дыхательно‑речевого синхрона и выносливости речи. Взаимодействие с педагогами, родителями и медицинскими специалистами является необходимым элементом комплексного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии

Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии Форма дизартрииВедущий синдромФорма ДЦПХарактер нарушения мышечного тонусаНаличие непроизвольных насильственных движений и синкинез...

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Тяжелые нарушения речи формы у детей

У детей с отклонениями речи достаточные возможности для умственного развития и хороший слух, однако присутствуют достаточные речевые дефекты. У них наблюдается небольшой словарный запах, заикание, тру...

Презентация «Последовательность овладения детьми с речевыми нарушениями различными формами звукобуквеного анализа. Игры и упражнения».

АктуальностьvБез обучения звукобуквенному анализу невозможно полноценное овладение письмом и чтением.vСвоевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа является важной частью работы...

Нарушения письменной формы речи и коррекция дисграфии у младших школьников

Проблема дисграфии очень остра в современной действительности. Достаточно большое количество младших школьников массовых школ страдает дисграфией в тех или иных ее проявлениях. Эта статья отражает мой...

Сценарий открытого занятия по образовательной области "Познание" для детей с тяжелым множественными нарушениями развития .Форма проведения индивидуальная. Тема "Зайка-Незнайка".

Сценарий открытого занятия по образовательной области "Познание" для детей с тяжелым множественными нарушениями развития .Форма проведения индивидуальная. Тема "Зайка-Незнайка".Исп...