Конспект индивидуального занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Краева Олеся Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной к школе группы для детей с ТНР. Дифференциация звуков [Л и Р]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_differentsiatsiya_zvukov_l_r.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной к школе группы для детей с ТНР.

Тема: «Цветочная полянка. Дифференциация звуков [Л], [Р]»

Цель: Дифференциация звуков [Р]-[Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, в самостоятельной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Дифференцировать звуки [Л] - [Р] в слогах, словах, предложениях.
  • Обогащать активный словарь по теме «Цветы, насекомые».
  • Учить согласованию имен существительных с именами прилагательными в роде и числе.  
  • Закреплять   правильный артикуляционный уклад при произношении звуков [Л] [Р].
  • Уточнять артикуляторно-акустической характеристики звуков [Л], [Р].
  • Упражнять в четком произнесении звуков [Л], [Р].
  • Закрепить навык согласования имен числительных с именами существительными.
  • Формировать навык правильного употребления имен существительных в винительном, родительном падежах.

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать познавательные интересы, мыслительные операции.
  • Развивать зрительное восприятие, память и внимание.
  • Развивать фонематический слух, навык звукового анализа слов.
  • Учить выделять звуки [Л]- [Р] в словах, формировать дифференциацию звуков Р-Л на слух.
  • Формировать навык развернутого ответа, активного участия в диалоге.
  • Учить отгадывать описательные загадки.
  • Развивать связную речь ребенка.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Поддерживать интерес к общению, к занятиям и стремление правильно произносить звуки [Л] - [Р]
  • Прививать навык самоконтроля за речью.
  • Формировать эмоциональный отклик и позитивную самооценку у ребенка.

Оборудование: сюжетная картина «Весна», мультимедийная презентация с изображением цветов, насекомых, звуковых схем, картина с контурными изображениями цветов и насекомых.

Ход коррекционного занятия

Этапы и задачи

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Организационный момент

Мотивационный этап

Целеполагание

Логопед приглашает ребенка на полянку и просит вспомнить, какое сейчас время года.

Где находится полянка?

А какая будет полянка, если сейчас весна?

Какие признаки весны ты знаешь?

Открывается презентация с изображением полянки.  

Хочешь узнать какие цветы расцветут на этой полянке?

Отгадай загадки:

1. Белые звоночки

У меня в садочке,  

На зеленом стебельке

Прячутся в тенёчке.

2. Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце

В слове ландыш какой первый звук?

А в слове ромашка?

Сегодня мы будем сравнивать эти звуки.

Весна

В лесу

Весенняя

Ребенок перечисляет признаки весны.

да

Ландыш

Ромашка 

Л

Р

Реализация плана.

Задание «Выложи схему звуков»

Задание «Покажи и расскажи»

Дай характеристику звуку Р?

Выложи схему данного звука.

А теперь, дай характеристику звуку Л.

Давай вспомним как получается звук Р?

А звук Л?

Ребенок берет схемы, по которым будет давать характеристику звуков.

Ребенок произносит изолированно звуки Р и Л и рассказывает, как они образуются (артикуляция).

Игра

«звуковые песенки»

(дифференциация звуков в слогах)

Повтори песенки звуков:

ла-ло-лы-лу-лэ

ра-ро-ру-рэ-ры

Ребенок повторяет цепочки слогов.

Игра

«Соберем букет для мамы».

Назови, какие цветы выросли на полянке?

Давай соберем для мамы букет, но не простой, а из цветов, в названии которых есть звук Р.

Назови, какие цветы ты соберешь?

А теперь, собери цветы со звуком Л?

Из каких цветов ты сделаешь букет?

Я соберу букет из нарциссов, ромашек, роз.

Я соберу букет из колокольчиков, ландышей и фиалок.

Развитие моторики. Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Ромашки белые цветки

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки 

Считать ромашки лепестки.

Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это ромашка». Перебираем пальцы «руки-ромашки» по- одному.

Игра

«Помоги найти цветок»

Весной просыпаются насекомые. Помотри, какие насекомые появились на нашей полянке.

Помоги им найти нужный цветок.

Сколько слогов в слове ландыш?

А в слове ромашка?

Если в названии насекомого 2 слога, то его отправляем к ландышу, а если 3 слога-то к ромашке.

Ребенок перечисляет насекомых.

В слове ландыш 2 слога.

А в слове ромашка – 3 слога.

Ребенок прохлопывает названия насекомых по слогам и раскладывает картинки.

Игра

«Посчитай»

Логопед предлагает ребенку посчитать насекомых у каждого цветка.

Одно насекомое,

2 насекомых,

3 насекомых,

4 насекомых,

5 насекомых.

Игра

«Чего не стало?»

Логопед убирает картинку, ребенок называет, кого не стало.

Ребенок называет насекомых картинки с изображением которого не стало

Игра

«Разложи картинки и составь предложение»

Посмотри на насекомых и скажи, есть ли тут такие, в названии которых есть звук Л?  На какой цветок посадим его?

А со звуком Р?  Составь предложение.

Есть еще?

Пчела села на фиалку, клоп летит к ландышу

Муравей ползет к ромашке.

Комар летит к ромашке.

Сверчок запрыгнул на розу.

Игра «Кто как передвигается?»

У нас остались насекомые, а как они передвигаются?

Кузнечик прыгает

Бабочка летит

Муравей бежит

Муха залетает в дом и садится на стол.

Оценка и рефлексия

Какое из сегодняшних заданий было легким?

Какое задание понравилось больше всего?

С кем бы хотел поделиться с друзьями тем, что ты сегодня узнал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема занятия: Автоматизация звука [ Р] в словах .Прогулка с Карлсоном.

На данном занятии Карлсон приглашает ребёнка на прогулку. А что бы прогулка была увлекательной,Карлсон предлагает выполнить интересные задания!...

Конспект индивидуального занятия логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Р"

Автоматизация звука Р в прямых слогах и позиции в начале слова в виде таблицы....

Конспект индивидуального занятия № 2 (ОНР II уровень). Тема занятия: «Посуда».

Цели:  Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Посуда», «продукты».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образов...

Конспект индивидуального занятия № 3(ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уменьшительно-ласк...

Конспект индивидуального занятия № 4(ОНР II уровень). Тема занятия: «Овощи».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Овощи».Задачи:Формировать умение образовывать формы уменьшительно-ласкательных имен существительных, имен существительны...

Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).

Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речевого восприятия в старшей группе. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕЛО»

ЦЕЛЬ: закрепить с ребенком названия частей тела, их функции и роль для человека.ЗАДАЧИ: Образовательные: закрепить умение  ребенка свободно ориентироваться в своем теле; учить составлять предложе...