Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: «Осень. Деревья осенью»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Морозова Ольга Борисовна

Конспект НОД на тему "Осень. Деревья осенью" будет интересен педагогам групп компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с ТНР.

В конспекте представлена работа по совершенствованию у детей лексико-грамматического строя речи и фонетико-фонематических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: «Осень. Деревья осенью»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание».

Цель:

  • активизация и пополнение у детей словаря по теме «Осень. Деревья осенью»;
  • формирование навыка словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ.

Задачи:

  1. упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, согласовании прилагательных и глаголов с существительными;
  2. уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука [Ш] в изолированном виде, слогах, словах, предложениях;
  3. совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко-слоговой анализ слов;
  4. закрепить понятие «слово», «предложение», упражнять в наращивании предложения;
  5. развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление;
  6. развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение;
  7. укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физпаузы с элементом логоритмики, элементов психогимнастики;
  8.  развивать навык контроля за своим звукопроизношением.
  9.  Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Оборудование: 

листья разных деревьев;

картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада;

репродукции (фото, слайды) осенних пейзажей;

картина «Что перепутал художник»;

фонограмма песни Ивенсена М. «Падают, падают листья,

слоговые полоски, модели слова, фишки;

Ход НОД:

  1. Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам, посмотрите, какой он яркий, разноцветный! Вам нравится?

Сегодня мы с вами поговорим об осени, её красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

Посмотрите на букет и скажите это листья каких деревьев?

(Педагог показывает лист, а дети называют дерево).

  1. Игра «Какой лист?»     Лист клёна (какой лист?) – кленовый;

рябины – рябиновый;  ольхи – ольховый; осины – осиновый;

берёзы – берёзовый; дуба – дубовый; липы – липовый.

Жёлтый цвет – это цвет, какого дорогого металла? (Золота)

Значит, осень можно назвать какой? (Золотой)

(Детям демонстрируется слайд «Золотая осень»).

Затем – слайды с разными проявлениями осени в природе.

А ещё, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.)  

  1. Игра «Путаница»

Дети, посмотрите, а здесь художник что-то перепутал.

 (Дети рассказывают, чего не бывает осенью и почему. Не бывает подснежников осенью, потому что растут летом. Осенью не катаются на лыжах, потому что нет снега и т. д.)

  1. Ребята, как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

     Почему? Что им помогло оторваться от веток? (Ветер)  

     Как называется это явление в природе? (Листопад)

(Выставляется картинка с изображением листопада).

Проговорите слово «листопад» и подумайте, какие два слова спрятались в нём?  (Лист, падать)

Упражнение

«Составь слово». В этом вам помогут мои картинки-подсказки. (Выставляются картинки с изображениями водопада, звездопада, снегопада, камнепада).

Звезда + падать = звездопад 

Снег + падать = снегопад

Камень + падать =камнепад.

Упражнение  «Подбери действие».

Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает(двери)).

Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат).

  1. Физпауза (фонограмма песни Ивенсена М. «Падают, падают листья»)

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, жёлтые листья

По небу вьются, летят

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

 (Дети выполняют движения в соответствии со словами песни, свободно двигаясь по группе).

  1. А сейчас мы с вами устроим листопад прямо здесь, в нашей группе.

Дыхательная гимнастика «Листопад» Дети дуют на листочки, закреплённые на нитках, так, чтобы листья завертелись

  1. Уточнение артикуляции «Ш».  

Дети, какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)

Как мы произносим этот звук? (делаем глубокий вдох, открываем губы «окошечком», поднимаем широкий язык «чашечкой» за верхние зубы, на выдохе произносим: шшшш… )

  1. Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики).

    Листья опали.     

    Мы огорчились (опустить уголки губ вниз),

Удивились (широко открыть глаза, поднять брови вверх),

Рассердились (свести брови, нахмуриться),

Глубоко вдохнули, щёки надули,

Воздух спустили (длинный выдох)

И улыбнулись.

  1. Игра «Запомни и повтори цепочки слогов»  

(Цепочки произносятся с ударением на разный слог)

Запомните и произнесите песенку листьев: 

ша-шо-шу;  ши-шу-ша;  ши-ша-шу; шо-ше-ши; шэ-ши-шэ и т.д.

  1.  Дети, я вам прочту стихотворение, вы внимательно послушайте, запомните и назовите слова со звуком «Ш».                  

    В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А.Суслов)

  1.  Игра «Телеграф» 

Деление слов «шепот», «глушь», «тишина» на слоги, определение количества слогов с помощью хлопков, выкладывания слоговых схем.

Какое слово длиннее? Почему?

  1.  Упражнение «Где звук?» 

Работа на определение места звука «Ш» в этих словах. (С использованием моделей  слова).

Загадка:

 Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это…..(солнце).

А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)

Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…)

13. А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».

Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните. (Логопед говорит на ушко трём детям по одному слову: «солнышко», «ласкает», «нас»)

«Живые слова»,  выходите вперед. Произнесите каждый своё слово. (Солнышко ласкает нас).

Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)

А теперь давайте поменяем слова и проговорим предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)

Какое предложение получилось у нас? (Дети проговаривают предложение).

  1.  Распространение предложения.

А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко. (Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные.)

  1.  Итог занятия, оценка работы детей.

Дети, наше занятие закончено. О чём мы сегодня говорили? Чем занимались? Что нового вы узнали? Что вам понравилось?

Я вам всем хочу сказать, что вы молодцы и умницы, вы очень хорошо потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Гуси – лебеди»

Материал предназначен для детей подготовительной группы компенсирующей направленности, имеющих трудности в обучении...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»

Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-граммати...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старше-подготовительной группы компенсирующей направленности. Тема: «Транспорт вокруг нас».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старше-подготовительной группы компенсирующей направленности.    Тема: «Транспорт вокруг нас».Задачи:- расшири...

Сценарий осеннего развлечения с детьми ОВЗ старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»

Сценарий  осеннего развлечения с детьми ОВЗстаршей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»...