Статья "Развитие связной речи детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с помощью сюжетных картин"
статья по логопедии (подготовительная группа)
Статья посвящена методическим аспектам развития связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин
Скачать:
Предварительный просмотр:
Басалай Евгения Николаевна
Учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №16 «Колосок»
Красноярский край, город Минусинск
email: gatakis@yandex.ru
Развитие связной речи детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с помощью сюжетных картин
Аннотация: статья посвящена методическим аспектам развития связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин. Рассматриваются специфические трудности, возникающие у детей с ТНР, и предлагаются эффективные стратегии преодоления этих трудностей. Подробно описаны этапы работы с сюжетными картинами, начиная от подготовительного этапа и заканчивая составлением самостоятельного рассказа ребенком. Подчеркнута значимость индивидуального подхода, регулярности занятий и привлечения родителей к процессу коррекции.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, связная речь, словарный, тяжелые нарушения речи, сюжетные картины, развитие речи.
Развитие связной речи является одним из важнейших аспектов формирования коммуникативных способностей ребенка. Особенно важно уделять внимание развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Одним из эффективных методов развития связной речи являются занятия с использованием сюжетных картин. Данный метод позволяет развивать умение составлять рассказы, обогащать словарь, формировать грамматический строй речи и совершенствовать произносительные навыки.
Особенности развития связной речи у детей с ТНР. Дети с ТНР испытывают трудности в формировании лексико-грамматического строя речи, звукового анализа и синтеза, произносительной стороны речи. Эти проблемы затрудняют процесс коммуникации, снижают мотивацию к обучению и негативно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Для эффективного формирования связной речи необходимы специальные методы и приемы, позволяющие развивать способность строить повествование, диалогическое общение, пересказывать услышанное или увиденное. Одним из эффективных способов достижения этой цели являются занятия с использованием сюжетных картин.
Значение сюжетных картин в развитии речи. Сюжетные картины представляют собой изображения сцен из повседневной жизни, сказочных сюжетов или исторических событий. Они помогают ребенку научиться воспринимать и анализировать визуальную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логически последовательный рассказ. Использование сюжетных картин способствует активизации познавательной активности, расширению кругозора и формированию интереса к окружающему миру.
Этапы работы над развитием связной речи по сюжетной картине
Работа по развитию связной речи должна проводиться поэтапно, начиная с простых заданий и постепенно усложняясь. Рассмотрим основные этапы работы:
Этап 1. Предварительное знакомство с картиной. На данном этапе ребенок знакомится с содержанием картины, называет изображенных персонажей, предметы и события. Педагог помогает ребенку обратить внимание на детали, задать вопросы, стимулируя интерес к обсуждению.
Этап 2. Составление предложений по отдельным фрагментам картины. Ребенок учится составлять короткие предложения, описывая отдельные фрагменты картины. Это способствует развитию умения выделять главное, обобщать и формулировать мысли.
Этап 3. Составление рассказов по серии сюжетных картин. При работе с сериями сюжетных картин ребенок учится последовательно рассказывать историю, соблюдая хронологию событий. Это развивает способность структурировать информацию и передавать её другим.
Этап 4. Творческое пересказывание и сочинительство. На завершающем этапе дети учатся самостоятельно придумывать продолжение истории, изменять сюжет, добавлять новые персонажи и ситуации. Это стимулирует развитие воображения, креативности и самостоятельности.
Методы и приемы работы
Для повышения эффективности занятий используются разнообразные методы и приемы:
- Вопросно-ответная форма: педагог задаёт вопросы, направленные на выяснение деталей сюжета, стимуляцию мыслительной деятельности и формирование полных ответов.
- Игровые задания: использование игровых ситуаций помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
- Коллективное обсуждение: работа в группе позволяет детям учиться друг у друга, обмениваться мнениями и дополнять рассказы одноклассников.
- Драматизация: разыгрывание сценок по мотивам сюжетных картин улучшает выразительность речи, формирует правильное произношение и эмоциональную окраску высказывания.
Результаты и перспективы
Регулярная работа по развитию связной речи с использованием сюжетных картин положительно влияет на уровень речевого развития детей с ТНР. Улучшается качество устной речи, увеличивается объем активного словаря, развивается логика изложения мыслей. Занятия способствуют повышению самооценки, уверенности в себе и готовности выражать свои чувства и желания словами.
Также полезно привлекать родителей к совместной деятельности, проводя консультации и разъясняя важность систематической работы дома. Это позволит закрепить полученные знания и умения, повысить эффективность коррекционного процесса.
Таким образом, использование сюжетных картин в коррекционной работе с детьми с ТНР является эффективным средством, способствующим полноценному развитию всех компонентов речи и успешной социализации ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие фонематических процессов у детей с ТНР при помощи ИКТ технологий....

Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособлен...

«Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Паспорт проектаТема проектаПрименение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиВид проекта РазвивающийПо времени...
Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...
