Значимость правильного дыхания в речи детей с тяжёлыми нарушениями речи
статья по логопедии
Правильное дыхание играет ключевую роль в развитии речи ребёнка, особенно страдающего тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Тяжёлые нарушения речи представляют собой комплекс проблем, влияющих на способность ребёнка понимать речь окружающих и выражать собственные мысли вербально. Одной из важнейших составляющих эффективной терапии является работа над дыхательной системой, поскольку правильное дыхание обеспечивает основу для чёткого произношения звуков и плавности речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Значимость правильного дыхания в речи детей с тяжёлыми нарушениями речи
Правильное дыхание играет ключевую роль в развитии речи ребёнка, особенно страдающего тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Тяжёлые нарушения речи представляют собой комплекс проблем, влияющих на способность ребёнка понимать речь окружающих и выражать собственные мысли вербально. Одной из важнейших составляющих эффективной терапии является работа над дыхательной системой, поскольку правильное дыхание обеспечивает основу для чёткого произношения звуков и плавности речи.
Почему важно правильно дышать?
Физиология процесса
Процесс речи тесно связан с процессом дыхания. Когда ребёнок дышит нормально, воздух проходит через лёгкие, трахею и гортань, создавая голосовые вибрации. Для формирования звуков необходим контроль потока воздуха, обеспечивающего вибрацию голосовых связок. Если этот процесс нарушен, звуки становятся неразборчивыми, нечёткими или вовсе отсутствуют.
При нарушениях речи дети часто сталкиваются с такими проблемами, как поверхностное или нерегулярное дыхание, неспособность удержать нужное количество воздуха для произнесения длинных предложений, трудности с координацией вдоха и выдоха с речью. Эти проблемы приводят к задержкам развития речи, трудностям в обучении и социальной адаптации.
Связь дыхания и артикуляции
Артикуляция — это точное формирование звуков путём движения губ, языка и челюсти. Правильная артикуляция невозможна без хорошего контроля дыхания. Например, звук «ш» требует устойчивого и сильного воздушного потока, тогда как согласные звуки требуют короткого и резкого выброса воздуха. Дети с ТНР зачастую испытывают затруднения именно в управлении этими воздушными потоками, что ведёт к дефектам произношения.
Как развивать дыхательную систему?
Развитие дыхательных способностей начинается с простого наблюдения за ребёнком и выявления возможных трудностей. Важно отметить, что многие техники направлены на укрепление мышц диафрагмы, увеличение объёма лёгких и улучшение координации движений грудной клетки и живота.
Упражнения для улучшения дыхания
Некоторые эффективные упражнения включают:
- Дыхательные игры: использование игрушек-помпонов, мыльных пузырей или свистков помогает детям научиться контролировать выдох и направлять поток воздуха.
- Звуковая гимнастика: повторение определённых звуков («ссс», «ффф») укрепляет мышцы ротовой полости и улучшает качество звука.
- Работа с голосом: обучение правильному управлению силой голоса, включая тихое и громкое произношение.
- Игры на развитие ритма: музыкальное сопровождение позволяет ребёнку лучше ощутить ритм своего дыхания и речи.
Роль родителей и педагогов
Родители играют важную роль в реабилитационном процессе. Регулярные занятия дома, включающие игровые элементы, способствуют закреплению результатов, достигнутых на занятиях с логопедами и педагогами. Важно поддерживать позитивную атмосферу, хвалить успехи ребёнка и создавать условия для естественного проявления речи.
Педагоги также обязаны уделять внимание развитию дыхательного аппарата детей. Логопедические занятия, направленные на работу с дыханием, помогают укрепить мышечный аппарат, увеличить объём лёгких и нормализовать частоту дыхания.
Заключение
Правильное дыхание является основой успешной коммуникации и важнейшей частью терапевтического процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Работа над развитием дыхательной системы способствует улучшению качества речи, облегчает понимание ребёнка окружающими людьми и повышает уровень уверенности в себе. Только совместные усилия семьи, врачей и педагогов позволяют добиться значительных успехов в коррекции тяжёлых нарушений речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Лексико-грамматическое недоразвитие речи детей с тяжёлым нарушением речи»
Опыт работы по теме: «Лексико-грамматическое недоразвитие речи детей с тяжёлым нарушением речи»Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразв...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.
Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...

Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Работа логопеда над правильным употреблением предлогов в речи....

Научно-методическая статья «Использование сенсорно-тематического сундучка для развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи на примере ознакомления с жизнью и творчеством С. А. Есенина».
Это элемент системы пособий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи «Сенсорно- тематический сундучок». Содержание материала приурочено к изучению жизни и творчества С. А. ...

Инновационные технологии формирования правильного произношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами артикуляционной гимнастики
Инновационные технологии проведения артикуляционной гимнастики:1. Артикуляционная гимнастика с логопедическими куклами.2. Артикуляционные сказки.3. Музыкальная артикуляционная гимнасти...
