Представление опыта "Тканевый конструктор "Шифоновая радуга" как средство коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"
методическая разработка по логопедии

Глебова Анна Сергеевна

«Шифоновая радуга» - оригинальный тканевый конструктор. Ткань это мягкий и пластичный материал, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность, безопасность.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx25.15 КБ
Файл shifonovaya_raduga.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тканевый конструктор «Шифоновая радуга»

как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Глебова Анна Сергеевна, учитель-логопед

МБДОУ № 46, г. Канск, snegirisad46@mail.ru, 8 (39161) 3-30-10

        Актуальность. Одна из основных задач дошкольного образования – всестороннее развитие личности ребенка. Но оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить. Обучение и развитие ребенка, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и со стороны самого воспитанника.

         Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Каждый год в детский сад приходит все больше детей с особенностями развития, среди которых особое место занимают тяжелые нарушения речи и проблемы в эмоционально-волевом развитии.

Дети с ОВЗ особенно нуждаются в комплексном коррекционно-развивающем воздействии.

        Традиционные занятия одним и тем же видом деятельности или просто механическое повторение одного и того же материала не интересны никому, даже взрослому.

        Поэтому в своей работе постоянно нахожусь в поиске новых интересных  способов, средств, форм коррекционной, профилактической работы, совместной игровой деятельности с детьми. В результате поиска заинтересовалась методикой «Мягкая среда», которая основана на разнообразном  использовании  сенсорного материала –  ткани.                 Авторы методики Татьяна Дмитриевна Фицнер и Елена Дмитриевна Файзулаева рассматривают ткань как дополнительное  средство обучения.

        Изучив методику, выбрала для себя «Шифоновую радугу», - оригинальный тканевый конструктор. Ткань это мягкий и пластичный материал, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность, безопасность.  

         «Шифоновую радугу» использую в своей работе с целью развития и коррекции речи детей с ТНР.

        Разноцветные шифоновые платочки – это не только  конструктор для рисования,  но и универсальное методическое пособие, помогающее  решать следующие задачи:

- развивать двигательные качества детей, мелкую моторику, «ручную умелость»;

- формировать правильное дыхание;

- развивать познавательные процессы и приемы познавательной деятельности (сравнивать, соотносить, группировать, находить общее и  различие);

- закреплять умения ориентироваться в пространстве и на холсте;

-  закреплять знания о цвете, сочетании цветов, форме, размере, количестве;        

- расширять представления о свойствах окружающего мира, обогащать словарный запас ребёнка;

- создавать условия для развития самостоятельности, любознательности, активности, формирования положительной мотивации к различным видам деятельности.

        Коррекционно-развивающее занятие с использованием конструктора «Шифоновая радуга» предполагает три части:                                                                                                                    1 часть. Вводная. Знакомство детей с конструктором: цвет платка, форма, свойство ткани, части - середина, углы, верхний правый угол, верхний левый и т.д. Вовлечение детей в деятельность.

2 часть. Продуктивная. Практическое включение игр и упражнений с платочками в коррекционный процесс. Выполнение игровых упражнений. Совместное с педагогом и сверстниками моделирование форм и образов из шифоновых платочков.

3 часть. Рефлексивная. Созерцание результатов деятельности.

        Варианты использования конструктора «Шифоновая радуга» на коррекционных занятиях:

        1. Использование платочков в речевом развитии детей. Работа с неговорящими детьми, логоритмика. Проводятся  игры и упражнения с платочками, направленные на развитие понимания речи и развитие слухового внимания. Благодаря данным упражнениям у детей развиваются: координация движений в соответствии с речью и музыкой, чувство ритма, внимание и память, артикуляционная и пальчиковая моторика, дыхательные и голосовые функции. Упражнения оказывают регулирующее воздействие на мышечный тонус.

        2. Упражнения с использованием платочка на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности.

        3. Изучение приёмов поглаживания, складывания, завязывания, развязывания, скручивания, скатывания;  умений  складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата - уникальное средство для мелкой моторики, развития речи, мышления, внимания, воображения. Эти игры максимально эффективны для развития  ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

        4. Шифоновые платочки – оригинальное средство для формирования навыков счета, закрепления умений ориентироваться в пространстве, на холсте; изучения и закрепления пространственных понятий (вниз, вверх, влево, вправо), геометрических фигур.

        Результаты  применения тканевого конструктора «Шифоновая радуга»:

- на занятиях создается благоприятная эмоциональная атмосфера, которая способствует сближению детей друг с другом и с педагогом;

- у детей наблюдается снижение уровня  психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии;

- у детей формируются  коммуникативные, игровые и двигательные навыки;

- дети могут осматривать, ощупывать, определять цвет и форму, умеют создавать простые образы (бабочка, гнездо, морковь, колобок);

- повышается уровень развития фонематического восприятия;

- активизируется речь и обогащается словарный запас;

- дети складывают из платков геометрические фигуры, скручивают, завязывают и развязывают платки – развивается мелкая моторика и «ручная умелость».

        Таким образом, «Шифоновая радуга» -  универсальное средство для формирования личности ребёнка во всех образовательных областях, благотворно влияет на раскрытие умственного и речевого потенциала, на развитие физических, познавательных, художественно-эстетических и социально-коммуникативных и подходят для детей всех возрастных групп. Шифоновый конструктор - это  большая палитра вариантов использования в образовательной деятельности для решения конкретных коррекционных  задач.

Литература

1. Арт-методики для развития малышей: Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от 2 месяцев до 3  лет) / под ред. Лыковой И.А. – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2018 – 128 с.

2. Файзулаева Е.Д. «Мягкая педагогика». Воспитание детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / под ред. Лыковой И.А. М.: «Цветной мир», 2021 – 88 с.

3. Файзулаева Е.Д. Практическая нейропсихология для педагогов (с использованием сенсорно-тактильных пособий «ТАФИ»): методическое пособие / Файзулаева Е.Д., Сергеева А.И. – Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2018 – 71 с.

4. Вебинар «Секреты «Мягкой сказки»: создаём мягкую образовательную среду» Фицнер Т.Д. https://web.vk.me/convo/2000000009?entrypoint=list_all&modal=video805697302_456239024_ln-HRyWuzo3QSzNIZhz0J_0_2000000009_18_mail2000000009-18_0 

5. Вебинар «Сказка как средство развития речи и способ воспитания» Фицнер Т.Д.

https://vk.com/video224835431_456239847 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глебова Анна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ № 46 Тканевый конструктор « Шифоновая радуга» как средство коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ Приемы «мягкой» педагогики в образовательном процессе с детьми с ОВЗ Муниципально е бюджетно е дошкольно е образовательно е учреждени е «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей № 46 «Снегири» г . Канск

Слайд 2

У детей с ОВЗ наблюдается: низкая двигательная и познавательная активность; недостатки в развитии общей ручной и тонкой ручной моторики; несформированность пространственной ориентировки; недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности.

Слайд 3

Авторы методики «Мягкая среда » рассматривают ткань как дополнительное средство обучения Елена Дмитриевна Файзулаева Татьяна Дмитриевна Фицнер

Слайд 4

развивать двигательные качества детей, мелкую моторику, «ручную умелость »; формировать правильное дыхание; развивать познавательные процессы и приемы познавательной деятельности (сравнивать, соотносить, группировать, находить общее и различие ); закреплять умения ориентироваться в пространстве и на холсте; закреплять знания о цвете, сочетании цветов, форме, размере, количестве ; расширять представления о свойствах окружающего мира, обогащать словарный запас ребёнка; создавать условия для развития самостоятельности, любознательности, активности, формирования положительной мотивации к различным видам деятельности . ЗАДАЧИ:

Слайд 5

1 часть . Вводная . Знакомство детей с конструктором . Вовлечение детей в деятельность . 2 часть . Продуктивная . Совместное с педагогом и сверстниками моделирование форм и образов из шифоновых платочков . 3 часть . Рефлексивная . Созерцание результатов деятельности . Методика работы с конструктором «Шифоновая радуга»

Слайд 6

«Шифоновая радуга» - мостик к развитию

Слайд 7

«Шифоновая радуга» - мостик к развитию

Слайд 8

«Шифоновая радуга» - мостик к развитию

Слайд 9

«Шифоновая радуга» - мостик к развитию

Слайд 10

Р езультат ы применения конструктора « Шифоновая радуга »: н а занятиях создается благоприятная эмоциональная атмосфера , которая способствует сближению детей друг с другом и с педагогом ; у детей наблюдается снижение уровня психоэмоционального напряжения , тревоги и агрессии ; ф ормируются коммуникативные , игровые и двигательные навыки ; д ети могут осматривать , ощупывать , определять цвет и форму , у меют создавать простые образы ( бабочка , гнездо , морковь , колобок ) ; п овышается уровень развития фонематического восприятия ; а ктивизируется речь и обогащается словарный запас ; д ети складывают из платков геометрические фигуры , скручивают , завязывают и развязывают платки – развивается мелкая моторика и « ручная умелость ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...