Представление опыта "Тканевый конструктор "Шифоновая радуга" как средство коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"
методическая разработка по логопедии
«Шифоновая радуга» - оригинальный тканевый конструктор. Ткань это мягкий и пластичный материал, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность, безопасность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.15 КБ | |
| 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тканевый конструктор «Шифоновая радуга»
как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Глебова Анна Сергеевна, учитель-логопед
МБДОУ № 46, г. Канск, snegirisad46@mail.ru, 8 (39161) 3-30-10
Актуальность. Одна из основных задач дошкольного образования – всестороннее развитие личности ребенка. Но оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить. Обучение и развитие ребенка, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и со стороны самого воспитанника.
Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Каждый год в детский сад приходит все больше детей с особенностями развития, среди которых особое место занимают тяжелые нарушения речи и проблемы в эмоционально-волевом развитии.
Дети с ОВЗ особенно нуждаются в комплексном коррекционно-развивающем воздействии.
Традиционные занятия одним и тем же видом деятельности или просто механическое повторение одного и того же материала не интересны никому, даже взрослому.
Поэтому в своей работе постоянно нахожусь в поиске новых интересных способов, средств, форм коррекционной, профилактической работы, совместной игровой деятельности с детьми. В результате поиска заинтересовалась методикой «Мягкая среда», которая основана на разнообразном использовании сенсорного материала – ткани. Авторы методики Татьяна Дмитриевна Фицнер и Елена Дмитриевна Файзулаева рассматривают ткань как дополнительное средство обучения.
Изучив методику, выбрала для себя «Шифоновую радугу», - оригинальный тканевый конструктор. Ткань это мягкий и пластичный материал, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность, безопасность.
«Шифоновую радугу» использую в своей работе с целью развития и коррекции речи детей с ТНР.
Разноцветные шифоновые платочки – это не только конструктор для рисования, но и универсальное методическое пособие, помогающее решать следующие задачи:
- развивать двигательные качества детей, мелкую моторику, «ручную умелость»;
- формировать правильное дыхание;
- развивать познавательные процессы и приемы познавательной деятельности (сравнивать, соотносить, группировать, находить общее и различие);
- закреплять умения ориентироваться в пространстве и на холсте;
- закреплять знания о цвете, сочетании цветов, форме, размере, количестве;
- расширять представления о свойствах окружающего мира, обогащать словарный запас ребёнка;
- создавать условия для развития самостоятельности, любознательности, активности, формирования положительной мотивации к различным видам деятельности.
Коррекционно-развивающее занятие с использованием конструктора «Шифоновая радуга» предполагает три части: 1 часть. Вводная. Знакомство детей с конструктором: цвет платка, форма, свойство ткани, части - середина, углы, верхний правый угол, верхний левый и т.д. Вовлечение детей в деятельность.
2 часть. Продуктивная. Практическое включение игр и упражнений с платочками в коррекционный процесс. Выполнение игровых упражнений. Совместное с педагогом и сверстниками моделирование форм и образов из шифоновых платочков.
3 часть. Рефлексивная. Созерцание результатов деятельности.
Варианты использования конструктора «Шифоновая радуга» на коррекционных занятиях:
1. Использование платочков в речевом развитии детей. Работа с неговорящими детьми, логоритмика. Проводятся игры и упражнения с платочками, направленные на развитие понимания речи и развитие слухового внимания. Благодаря данным упражнениям у детей развиваются: координация движений в соответствии с речью и музыкой, чувство ритма, внимание и память, артикуляционная и пальчиковая моторика, дыхательные и голосовые функции. Упражнения оказывают регулирующее воздействие на мышечный тонус.
2. Упражнения с использованием платочка на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности.
3. Изучение приёмов поглаживания, складывания, завязывания, развязывания, скручивания, скатывания; умений складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата - уникальное средство для мелкой моторики, развития речи, мышления, внимания, воображения. Эти игры максимально эффективны для развития ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
4. Шифоновые платочки – оригинальное средство для формирования навыков счета, закрепления умений ориентироваться в пространстве, на холсте; изучения и закрепления пространственных понятий (вниз, вверх, влево, вправо), геометрических фигур.
Результаты применения тканевого конструктора «Шифоновая радуга»:
- на занятиях создается благоприятная эмоциональная атмосфера, которая способствует сближению детей друг с другом и с педагогом;
- у детей наблюдается снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии;
- у детей формируются коммуникативные, игровые и двигательные навыки;
- дети могут осматривать, ощупывать, определять цвет и форму, умеют создавать простые образы (бабочка, гнездо, морковь, колобок);
- повышается уровень развития фонематического восприятия;
- активизируется речь и обогащается словарный запас;
- дети складывают из платков геометрические фигуры, скручивают, завязывают и развязывают платки – развивается мелкая моторика и «ручная умелость».
Таким образом, «Шифоновая радуга» - универсальное средство для формирования личности ребёнка во всех образовательных областях, благотворно влияет на раскрытие умственного и речевого потенциала, на развитие физических, познавательных, художественно-эстетических и социально-коммуникативных и подходят для детей всех возрастных групп. Шифоновый конструктор - это большая палитра вариантов использования в образовательной деятельности для решения конкретных коррекционных задач.
Литература
1. Арт-методики для развития малышей: Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от 2 месяцев до 3 лет) / под ред. Лыковой И.А. – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2018 – 128 с.
2. Файзулаева Е.Д. «Мягкая педагогика». Воспитание детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / под ред. Лыковой И.А. М.: «Цветной мир», 2021 – 88 с.
3. Файзулаева Е.Д. Практическая нейропсихология для педагогов (с использованием сенсорно-тактильных пособий «ТАФИ»): методическое пособие / Файзулаева Е.Д., Сергеева А.И. – Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2018 – 71 с.
4. Вебинар «Секреты «Мягкой сказки»: создаём мягкую образовательную среду» Фицнер Т.Д. https://web.vk.me/convo/2000000009?entrypoint=list_all&modal=video805697302_456239024_ln-HRyWuzo3QSzNIZhz0J_0_2000000009_18_mail2000000009-18_0
5. Вебинар «Сказка как средство развития речи и способ воспитания» Фицнер Т.Д.
https://vk.com/video224835431_456239847
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У детей с ОВЗ наблюдается: низкая двигательная и познавательная активность; недостатки в развитии общей ручной и тонкой ручной моторики; несформированность пространственной ориентировки; недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности.
Авторы методики «Мягкая среда » рассматривают ткань как дополнительное средство обучения Елена Дмитриевна Файзулаева Татьяна Дмитриевна Фицнер
развивать двигательные качества детей, мелкую моторику, «ручную умелость »; формировать правильное дыхание; развивать познавательные процессы и приемы познавательной деятельности (сравнивать, соотносить, группировать, находить общее и различие ); закреплять умения ориентироваться в пространстве и на холсте; закреплять знания о цвете, сочетании цветов, форме, размере, количестве ; расширять представления о свойствах окружающего мира, обогащать словарный запас ребёнка; создавать условия для развития самостоятельности, любознательности, активности, формирования положительной мотивации к различным видам деятельности . ЗАДАЧИ:
1 часть . Вводная . Знакомство детей с конструктором . Вовлечение детей в деятельность . 2 часть . Продуктивная . Совместное с педагогом и сверстниками моделирование форм и образов из шифоновых платочков . 3 часть . Рефлексивная . Созерцание результатов деятельности . Методика работы с конструктором «Шифоновая радуга»
«Шифоновая радуга» - мостик к развитию
«Шифоновая радуга» - мостик к развитию
«Шифоновая радуга» - мостик к развитию
«Шифоновая радуга» - мостик к развитию
Р езультат ы применения конструктора « Шифоновая радуга »: н а занятиях создается благоприятная эмоциональная атмосфера , которая способствует сближению детей друг с другом и с педагогом ; у детей наблюдается снижение уровня психоэмоционального напряжения , тревоги и агрессии ; ф ормируются коммуникативные , игровые и двигательные навыки ; д ети могут осматривать , ощупывать , определять цвет и форму , у меют создавать простые образы ( бабочка , гнездо , морковь , колобок ) ; п овышается уровень развития фонематического восприятия ; а ктивизируется речь и обогащается словарный запас ; д ети складывают из платков геометрические фигуры , скручивают , завязывают и развязывают платки – развивается мелкая моторика и « ручная умелость ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...
