Конспект занятия по лексической теме " Посуда"
план-конспект занятия по логопедии

Терещенко Екатерина Андреевна

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Цель: Создание условий для речевой активности детей посредством совершенствования механизмов языкового уровня речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми

в группе компенсирующей направленности (дети 6-7 лет)

Авторы: Терещенко Екатерина Андреевна

Форма занятия: закрепление и обобщение пройденного материала

Тема: «ПОСУДА»

Используемые образовательные технологии:

ИКТ-технология (театрализация, аудиозапись), игровые технологии, элементы здоровьесберегающей технологии (координация речи с движением), развивающие технологии.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Цель: Создание условий для речевой активности детей посредством совершенствования механизмов языкового уровня речевой деятельности.

Предварительная работа: познакомить ребят с творчеством Чуковского и его произведением «Федорино горе», посмотреть м/ф по данному произведению, разучивание отрывка из произведения про посуду, д/и по теме «Посуда», экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой, с/р игра «Чаепитие».

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

Коррекционно – образовательные:

-создать условия для побуждения детей к речевой активности, активизация и расширение словаря по теме «Посуда»;

-закрепление навыка элементарного фонематического и слогового анализа и синтеза;

-отработка дикции и чёткости речи, автоматизация и дифференциация звуков речи;

-развитие общей моторики и координация речи с движением.

Развивающие:

-создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время деятельности;

-развивать у детей мыслительные операции: делать выводы, подбирать способы действия;

-способствовать формированию произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, слухоречевой и зрительной памяти.

Воспитательные:

-создание положительного настроя и желания выполнять задания;

-воспитывать любознательность;

-поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор.

ТИП-комплексное (использование различных видов деятельности)

МЕТОДЫ – словесный, практический, игровой, наглядный)

ФОРМА – подгрупповая

ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – игровая, коммуникативная, двигательная.

Предметно – пространственная развивающая среда (материалы и оборудование):

-иллюстрации к произведению Чуковского «Федорино горе»

-стол, стулья, ширма

-предметы посуды

-аудиозапись голоса Федоры и кукла

-карточки- схемы для определения позиции звука в слове

-две корзинки

-три дорожки разной длины

-карточки с зашифрованными словами

Ход занятия

Организационный момент

(постановка познавательной задачи)

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Стоит ширма, за ширмой слышится плач Федоры.

Логопед: Ребята, слышите, кто-то плачет?

Дети: да

Появляется плачущая Федора.

Логопед: Здравствуй, Федора. Что у тебя случилось.

Федора: Здравствуйте. У меня случилась беда. От меня убежала вся посуда. А как её вернуть, не знаю.

Логопед: Может тебе нужна помощь?

Федора: Да, очень.

Логопед: Ребята, почему от Федоры убежала посуда?

Дети: Федора посуда не мыла, не чистила, не берегла.

Логопед: Поможем Федоре вернуть посуду?

Дети: Да

Основная часть

(закрепление знаний и умений по данной теме)

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Логопед: Ребята, чтобы вернуть посуду Федоре, необходимо выполнить несколько заданий.

Как только вы справитесь со всеми задачами, посуда непременно вернётся в дом Федоры.

Начинаем?

Дети: Да

Задание 1    «Найди меня»

(-развитие просодических компонентов речи;

- развитие внимания, слухоречевой и зрительной памяти)

Логопед: Итак, вам будут предложены загадки, которые вы должны отгадать и этот предмет, который вы отгадаете, найти и положить в корзинку, которая находится рядом со мной. Ответы произносим тихо или громко.(если добавить слово-громко произносим, если без добавления-тихо)

Загадки:

1.Ем столовой суп в обед,

Чайной пробую десерт,

Дайте мне ещё немножко,

Где моя большая …. (ложка)

2.Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень-

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (нож)

3.Её за ручку мы берём

Чай, кофе из неё мы пьём. (чашка)

4.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)

5.Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в …(тарелке)

6.Чайника подружка
Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли,

И зовут её ….(кастрюля)

(сложили предметы в корзинку)

Задание 2        «Волшебные дорожки»

(развитие слогового анализа)

Логопед: Молодцы, ребята! Но посуду из корзинки надо передать Федоре. Для этого нужно пройти по волшебным  дорожкам. Их вы видите перед собой.

___1 слог (нож)

______2 слог (ложка, чашка, чайник)

_________3 слога (тарелка, кастрюля)

-Достаёте из корзинки предмет, определяете сколько в слове слогов с помощью хлопков в ладоши, выбираете нужную вам дорожку, идёте по ней и передаёте Федоре посуду.

Дети: выполняют задание

Логопед: Молодцы!

Задание 3     «Где спрятался звук?»

(развитие позиционного фонематического анализа слов)

Логопед: Ребята, посуда вернулась, но некоторые предметы ещё обижены и хотят, чтобы вы нашли в их названии важный [С].  Давайте поищем этот звук в словах. Где слышите этот звук  – в начале, в середине, в конце (используем карточки – схемы для обозначения позиции [С])

(достаю предметы из второй корзинки)

СТАКАН

МИСКА

ПОДНОС

СИТО

СКОВОРОДА

МАСЛЁНКА

САХАРНИЦА

Логопед: Вы отлично справляетесь!

Задание 4      «Речь с движениями»

(развитие мелкой и общей моторики)

Логопед: Ребята, напомните, почему посуда убежала от Федоры?

Дети: не мыла, не ухаживала за ней.

Логопед: Правильно. Сейчас мы Федоре покажем, как надо ухаживать за посудой.

- Мы посуду чисто моем (имитация)

Вытираем насухо (имитация)

Очень чисто стало в доме (развести руки в стороны)

Кругом всё улыбается (хлопаем в ладоши)

Задание 5   « Место нужное займи»

(развитие лексико-грамматического строя речи: закрепление употребления предлогов и предложно-падежных конструкций)

Логопед: Федора, ты рада, что посуда вернулась?

Федора: Да. Спасибо. Но я не могу вспомнить где стояла посуда?

Логопед: Не переживай, мы тебе поможем.

Логопед: Ребята, я вам буду немного помогать, а вы посуду будете правильно расставлять (КАРТИНКИ+ОЗВУЧИТЬ КАРТИНКИ И ДЕЙСТВИЕ)

- Чашка стоит НА столе

- Чайник стоит ЗА чашкой

-Блюдце стоит ПОД чашкой

-Ложка лежит ОКОЛО чашки

-Сахарница стоит МЕЖДУ чайником и чашкой

- Вилка лежит СПРАВА ОТ тарелки

(дети сами отвечают)

Логопед: Молодцы. Вы помогли Федоре вернуть посуду в чистом виде на свои места.

Задание 6  «Скажи и напиши правильно»

(-развитие звуко-буквенного анализа;

-обучение грамоте;

-развитие связной речи)

Логопед: Ребята, Федора приготовила для вас угощения. А какие, вы должны догадаться сами.

- Перед вами лежат изображения посуды и в них зашифрованы названия угощений. Вам нужно разгадать слова, написать их и придумать предложения с расшифрованными словами.

- СТАКАН   (СКО)  СОК

ЧАШКА  (ЧЙА)       ЧАЙ

КРУЖКА  (САВК)    КВАС

ТАРЕЛКА БОЛЬШАЯ   (СПУ)     СУП

ТАРЕЛКА МАЛЕНЬКАЯ   (ШАКА)    КАША

КАСТРЮЛЯ   (УАХ)      УХА

КУВШИН    (ОМОЛОК)    МОЛОКО

Логопед: Вы молодцы!!!

Заключение. Рефлексия.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Логопед:

-Вам понравилось помогать Федоре?

 - Что вам больше всего понравилось?

- Какое задание вам показалось сложным, интересным?

Дети: (ответы детей)



Предварительный просмотр:

Тема: автоматизация звука[С] в словах и предложениях

Цель: закрепить произношение звука[С] и автоматизация звука[С] в словах и предложениях

Оборудование: раздаточный и демонстрационный материал по теме

Возраст: старший (второй год обучения)

Задачи

Направления деятельности

учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент

-Здравствуй, Аня. Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие на паровозике в волшебную страну под названием «Солнышко» и будем играть с красивым звуком. А с каким звуком, ты сможешь мне сама сказать, если правильно определишь первый звук в слове, который встречается в названии страны куда мы отправимся путешествовать.

- Правильно.Молодец! Отправляемся в путь

- В слове солнышко первый звук [С], значит будем играть со звуком[С]

2. Основная часть

 

-Аня, что ты видишь?

Picture background

 -Правильно.

-Посмотри, пожалуйста, у паровозика есть окошки, у окошек есть названия 1,2,3,4,5.

В каждом окошке находится задание, которое тебе надо выполнить.

-Начнем?

- Я вижу паровозик

-Да. Начнём.

Развитие фонематического анализа: определение наличия [С] в словах

2.1. Итак задание под номером 1.

-Что изображено на карточке в окошке под цифрой 1?

Picture background

-Правильно. Это значит ,что тебе необходимо правильно разложить картинки по домикам. В первый домик кладём картинки со словом, в котором есть [С], а во второй где данного звука нет

         

       [С]                                [С]

     

         

Picture backgroundhttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=ed90b849afb98f236dac5927e6145f3cdd703af5-5879061-images-thumbs&n=13            Picture background      Picture background                                                        Picture background                               

                     

- Молодец. Всё правильно.

-Домик

- В домик со [С] я положу  САПОГИ,СОБАКА,САМОЛЁТ

-А в домик без[ C] положу

КОШКА, ВЕДРО, ТАРЕЛКА

2.1.

-Что же во втором окошке?

-Правильно, картинка со [С]. А задание будет такое:  определить первый звук в слове. Если ты услышишь первый [С], то тебе надо хлопнуть в ладоши.

- Готова?

            

Picture background   Picture background   Picture background

- Молодец! С этим заданием ты тоже хорошо справилась.

- Что же нас ждёт дальше?

- Звук [С]

-Готова

- Я хлопнула на слова СОБАКА, САПОГИ,САМОЛЁТ

Закрепление выработки полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

2.3.

- Достаём картинку из окошка 3. Что там нарисовано?

Picture background

- Может ты уже знаешь что это значит?

- Правильно. Я тебе даю зеркало и ты выполняешь гимнастику для язычка, смотря в зеркало («Ступеньки», «Горка», «Трубочка»-кладём трубочку на язык, дуем в неё и проверяем холодный воздух)

- Всё хорошо. Молодец.

- Нарисовано зеркало

- Надо сделать гимнастику для язычка

Развитие умения согласовывать существительное с числительными 2 и 5

2.4.

- Что же находится за цифрой 4?

-Правильно. Сейчас мы с ними поиграем. Я показываю картинку и цифру, а ты мне называешь всё вместе. Например: 2 собаки-5 собак

Picture background          2-5

Picture background            2-5

Picture background               2-5

Picture background             2-5

- Молодец! Осталось последнее окошко под цифрой 5.

- Цифры 2 и 5

-2 слона-5 слонов

-2 стула-5 стульев

-2 стола-5 столов

-2 ананаса-5 ананасов

Развитие связной речи

2.5.

-Что же там?

- Да. И сейчас попробуем их собрать.

Повторяешь за мной

1.Анфиса достаёт__________________

Анфиса достаёт__________бусы из посылки

Анфиса достаёт бусы из посылки

2.Киска искала________________

Киска искала _______________на кухне миску

Киска искала на кухне миску

- В окошке половинки

- Анфиса достаёт___________

-Анфиса достаёт_______бусы из посылки

-Анфиса достаёт бусы из посылки

-Киска искала_____________

- Киска искала___________на кухне миску

-Киска искала на кухне миску

3. Заключительная часть

- Итог занятия

Что мы делали сегодня на занятии?

Что больше всего понравилось?

-Ты молодец. Со всеми заданиями справилась на отлично. Этот смайлик   тебе в подарок от [С]

Picture background

- выполняли задания из поезда, играли [С]

-Играть в домики

Тема: автоматизация звука[С] в словах и предложениях

Цель: автоматизация звука[С] в словах и предложениях

Оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного логопедического занятия по лексической теме "Посуда"

Посуда - «Федорино горе»Логопедическая тема: «Словоизменение. Работа на уровне словосочетания».Грамматическая тема: «Согласование прилагательных с существительными&r...

Конспект занятия по лексической теме "Посуда". Составление рассказов-описаний.

Задачами данного занятия являются: уточнить  названия посуды, упражнять в образовании множественного числа существительных, уметь называть части посуды и внешние признаки, упражнять в  образ...

Конспект занятия по лексической теме "Посуда" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект занятия, подготовленный на защиту высшей квалиыикационной категории. ДЛя подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР 1,2)...

Конспект занятия по лексической теме:Посуда

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников старшей группы с общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по лексической теме "Посуда"

Задачи: расширение, обогащение словарного запаса детей, уточнение знаний о посуде....

Конспект коррекционно-компесаторного занятия по лексической теме «Посуда».

Конспект по лексической теме "Посуда". Формирование социально-бытовых навыков у детей с ТНР...