Конспект занятия по лексической теме " Посуда"
план-конспект занятия по логопедии
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Цель: Создание условий для речевой активности детей посредством совершенствования механизмов языкового уровня речевой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми
в группе компенсирующей направленности (дети 6-7 лет)
Авторы: Терещенко Екатерина Андреевна
Форма занятия: закрепление и обобщение пройденного материала
Тема: «ПОСУДА»
Используемые образовательные технологии:
ИКТ-технология (театрализация, аудиозапись), игровые технологии, элементы здоровьесберегающей технологии (координация речи с движением), развивающие технологии.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Цель: Создание условий для речевой активности детей посредством совершенствования механизмов языкового уровня речевой деятельности.
Предварительная работа: познакомить ребят с творчеством Чуковского и его произведением «Федорино горе», посмотреть м/ф по данному произведению, разучивание отрывка из произведения про посуду, д/и по теме «Посуда», экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой, с/р игра «Чаепитие».
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»
Коррекционно – образовательные:
-создать условия для побуждения детей к речевой активности, активизация и расширение словаря по теме «Посуда»;
-закрепление навыка элементарного фонематического и слогового анализа и синтеза;
-отработка дикции и чёткости речи, автоматизация и дифференциация звуков речи;
-развитие общей моторики и координация речи с движением.
Развивающие:
-создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время деятельности;
-развивать у детей мыслительные операции: делать выводы, подбирать способы действия;
-способствовать формированию произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, слухоречевой и зрительной памяти.
Воспитательные:
-создание положительного настроя и желания выполнять задания;
-воспитывать любознательность;
-поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор.
ТИП-комплексное (использование различных видов деятельности)
МЕТОДЫ – словесный, практический, игровой, наглядный)
ФОРМА – подгрупповая
ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – игровая, коммуникативная, двигательная.
Предметно – пространственная развивающая среда (материалы и оборудование):
-иллюстрации к произведению Чуковского «Федорино горе»
-стол, стулья, ширма
-предметы посуды
-аудиозапись голоса Федоры и кукла
-карточки- схемы для определения позиции звука в слове
-две корзинки
-три дорожки разной длины
-карточки с зашифрованными словами
Ход занятия
Организационный момент (постановка познавательной задачи) МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП | Стоит ширма, за ширмой слышится плач Федоры. Логопед: Ребята, слышите, кто-то плачет? Дети: да Появляется плачущая Федора. Логопед: Здравствуй, Федора. Что у тебя случилось. Федора: Здравствуйте. У меня случилась беда. От меня убежала вся посуда. А как её вернуть, не знаю. Логопед: Может тебе нужна помощь? Федора: Да, очень. Логопед: Ребята, почему от Федоры убежала посуда? Дети: Федора посуда не мыла, не чистила, не берегла. Логопед: Поможем Федоре вернуть посуду? Дети: Да |
Основная часть (закрепление знаний и умений по данной теме) ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП | Логопед: Ребята, чтобы вернуть посуду Федоре, необходимо выполнить несколько заданий. Как только вы справитесь со всеми задачами, посуда непременно вернётся в дом Федоры. Начинаем? Дети: Да |
Задание 1 «Найди меня» (-развитие просодических компонентов речи; - развитие внимания, слухоречевой и зрительной памяти) | Логопед: Итак, вам будут предложены загадки, которые вы должны отгадать и этот предмет, который вы отгадаете, найти и положить в корзинку, которая находится рядом со мной. Ответы произносим тихо или громко.(если добавить слово-громко произносим, если без добавления-тихо) Загадки: 1.Ем столовой суп в обед, Чайной пробую десерт, Дайте мне ещё немножко, Где моя большая …. (ложка) 2.Если хорошо заточен, Всё легко он режет очень- Хлеб, картошку, свёклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло. (нож) 3.Её за ручку мы берём Чай, кофе из неё мы пьём. (чашка) 4.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (чайник) 5.Суп, салат, пюре, котлеты Подают всегда в …(тарелке) 6.Чайника подружка Варит кашу, суп для Юли, И зовут её ….(кастрюля) (сложили предметы в корзинку) |
Задание 2 «Волшебные дорожки» (развитие слогового анализа) | Логопед: Молодцы, ребята! Но посуду из корзинки надо передать Федоре. Для этого нужно пройти по волшебным дорожкам. Их вы видите перед собой. ___1 слог (нож) ______2 слог (ложка, чашка, чайник) _________3 слога (тарелка, кастрюля) -Достаёте из корзинки предмет, определяете сколько в слове слогов с помощью хлопков в ладоши, выбираете нужную вам дорожку, идёте по ней и передаёте Федоре посуду. Дети: выполняют задание Логопед: Молодцы! |
Задание 3 «Где спрятался звук?» (развитие позиционного фонематического анализа слов) | Логопед: Ребята, посуда вернулась, но некоторые предметы ещё обижены и хотят, чтобы вы нашли в их названии важный [С]. Давайте поищем этот звук в словах. Где слышите этот звук – в начале, в середине, в конце (используем карточки – схемы для обозначения позиции [С]) (достаю предметы из второй корзинки) СТАКАН МИСКА ПОДНОС СИТО СКОВОРОДА МАСЛЁНКА САХАРНИЦА Логопед: Вы отлично справляетесь! |
Задание 4 «Речь с движениями» (развитие мелкой и общей моторики) | Логопед: Ребята, напомните, почему посуда убежала от Федоры? Дети: не мыла, не ухаживала за ней. Логопед: Правильно. Сейчас мы Федоре покажем, как надо ухаживать за посудой. - Мы посуду чисто моем (имитация) Вытираем насухо (имитация) Очень чисто стало в доме (развести руки в стороны) Кругом всё улыбается (хлопаем в ладоши) |
Задание 5 « Место нужное займи» (развитие лексико-грамматического строя речи: закрепление употребления предлогов и предложно-падежных конструкций) | Логопед: Федора, ты рада, что посуда вернулась? Федора: Да. Спасибо. Но я не могу вспомнить где стояла посуда? Логопед: Не переживай, мы тебе поможем. Логопед: Ребята, я вам буду немного помогать, а вы посуду будете правильно расставлять (КАРТИНКИ+ОЗВУЧИТЬ КАРТИНКИ И ДЕЙСТВИЕ) - Чашка стоит НА столе - Чайник стоит ЗА чашкой -Блюдце стоит ПОД чашкой -Ложка лежит ОКОЛО чашки -Сахарница стоит МЕЖДУ чайником и чашкой - Вилка лежит СПРАВА ОТ тарелки (дети сами отвечают) Логопед: Молодцы. Вы помогли Федоре вернуть посуду в чистом виде на свои места. |
Задание 6 «Скажи и напиши правильно» (-развитие звуко-буквенного анализа; -обучение грамоте; -развитие связной речи) | Логопед: Ребята, Федора приготовила для вас угощения. А какие, вы должны догадаться сами. - Перед вами лежат изображения посуды и в них зашифрованы названия угощений. Вам нужно разгадать слова, написать их и придумать предложения с расшифрованными словами. - СТАКАН (СКО) СОК ЧАШКА (ЧЙА) ЧАЙ КРУЖКА (САВК) КВАС ТАРЕЛКА БОЛЬШАЯ (СПУ) СУП ТАРЕЛКА МАЛЕНЬКАЯ (ШАКА) КАША КАСТРЮЛЯ (УАХ) УХА КУВШИН (ОМОЛОК) МОЛОКО Логопед: Вы молодцы!!! |
Заключение. Рефлексия. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП | Логопед: -Вам понравилось помогать Федоре? - Что вам больше всего понравилось? - Какое задание вам показалось сложным, интересным? Дети: (ответы детей) |
Предварительный просмотр:
Тема: автоматизация звука[С] в словах и предложениях
Цель: закрепить произношение звука[С] и автоматизация звука[С] в словах и предложениях
Оборудование: раздаточный и демонстрационный материал по теме
Возраст: старший (второй год обучения)
Задачи | Направления деятельности учителя | Деятельность детей |
1.Организационный момент -Здравствуй, Аня. Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие на паровозике в волшебную страну под названием «Солнышко» и будем играть с красивым звуком. А с каким звуком, ты сможешь мне сама сказать, если правильно определишь первый звук в слове, который встречается в названии страны куда мы отправимся путешествовать. - Правильно.Молодец! Отправляемся в путь | - В слове солнышко первый звук [С], значит будем играть со звуком[С] | |
2. Основная часть
-Аня, что ты видишь? -Правильно. -Посмотри, пожалуйста, у паровозика есть окошки, у окошек есть названия 1,2,3,4,5. В каждом окошке находится задание, которое тебе надо выполнить. -Начнем? | - Я вижу паровозик -Да. Начнём. | |
Развитие фонематического анализа: определение наличия [С] в словах | 2.1. Итак задание под номером 1. -Что изображено на карточке в окошке под цифрой 1? -Правильно. Это значит ,что тебе необходимо правильно разложить картинки по домикам. В первый домик кладём картинки со словом, в котором есть [С], а во второй где данного звука нет
[С] [С]
- Молодец. Всё правильно. | -Домик - В домик со [С] я положу САПОГИ,СОБАКА,САМОЛЁТ -А в домик без[ C] положу КОШКА, ВЕДРО, ТАРЕЛКА |
2.1. -Что же во втором окошке? -Правильно, картинка со [С]. А задание будет такое: определить первый звук в слове. Если ты услышишь первый [С], то тебе надо хлопнуть в ладоши. - Готова?
- Молодец! С этим заданием ты тоже хорошо справилась. - Что же нас ждёт дальше? | - Звук [С] -Готова - Я хлопнула на слова СОБАКА, САПОГИ,САМОЛЁТ | |
Закрепление выработки полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков | 2.3. - Достаём картинку из окошка 3. Что там нарисовано? - Может ты уже знаешь что это значит? - Правильно. Я тебе даю зеркало и ты выполняешь гимнастику для язычка, смотря в зеркало («Ступеньки», «Горка», «Трубочка»-кладём трубочку на язык, дуем в неё и проверяем холодный воздух) - Всё хорошо. Молодец. | - Нарисовано зеркало - Надо сделать гимнастику для язычка |
Развитие умения согласовывать существительное с числительными 2 и 5 | 2.4. - Что же находится за цифрой 4? -Правильно. Сейчас мы с ними поиграем. Я показываю картинку и цифру, а ты мне называешь всё вместе. Например: 2 собаки-5 собак 2-5 2-5 2-5 2-5 - Молодец! Осталось последнее окошко под цифрой 5. | - Цифры 2 и 5 -2 слона-5 слонов -2 стула-5 стульев -2 стола-5 столов -2 ананаса-5 ананасов |
Развитие связной речи | 2.5. -Что же там? - Да. И сейчас попробуем их собрать. Повторяешь за мной 1.Анфиса достаёт__________________ Анфиса достаёт__________бусы из посылки Анфиса достаёт бусы из посылки 2.Киска искала________________ Киска искала _______________на кухне миску Киска искала на кухне миску | - В окошке половинки - Анфиса достаёт___________ -Анфиса достаёт_______бусы из посылки -Анфиса достаёт бусы из посылки -Киска искала_____________ - Киска искала___________на кухне миску -Киска искала на кухне миску |
3. Заключительная часть - Итог занятия Что мы делали сегодня на занятии? Что больше всего понравилось? -Ты молодец. Со всеми заданиями справилась на отлично. Этот смайлик тебе в подарок от [С] | - выполняли задания из поезда, играли [С] -Играть в домики |
Тема: автоматизация звука[С] в словах и предложениях
Цель: автоматизация звука[С] в словах и предложениях
Оборудование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного логопедического занятия по лексической теме "Посуда"
Посуда - «Федорино горе»Логопедическая тема: «Словоизменение. Работа на уровне словосочетания».Грамматическая тема: «Согласование прилагательных с существительными&r...
Конспект занятия по лексической теме "Посуда" - "Путешествие в царство Самовара" в старшей группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 1
Цель: обогатить знания детей о посуде и её связи с музыкой....

Конспект занятия по лексической теме "Посуда". Составление рассказов-описаний.
Задачами данного занятия являются: уточнить названия посуды, упражнять в образовании множественного числа существительных, уметь называть части посуды и внешние признаки, упражнять в образ...

Конспект занятия по лексической теме "Посуда" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Конспект занятия, подготовленный на защиту высшей квалиыикационной категории. ДЛя подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР 1,2)...
Конспект занятия по лексической теме:Посуда
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников старшей группы с общим недоразвитием речи....
Конспект занятия по лексической теме "Посуда"
Задачи: расширение, обогащение словарного запаса детей, уточнение знаний о посуде....

Конспект коррекционно-компесаторного занятия по лексической теме «Посуда».
Конспект по лексической теме "Посуда". Формирование социально-бытовых навыков у детей с ТНР...






















