Первые шаги к чтению в 5 лет. Играем и готовимся
консультация по логопедии
Первые шаги к чтению в 5 лет. Играем и готовимся
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Первые шаги к чтению в 5 лет. Играем и готовимся
Пять лет — это сензитивный (особо чувствительный) период для подготовки к чтению. Ваша главная задача сейчас — не научить ребенка бегло читать, а заложить прочный фундамент, на котором это умение построится легко и без слез. Чтение — сложный процесс, объединяющий речь, слух, зрение и мышление. Давайте подойдем к нему грамотно.
1. Важное правило: Не навреди!
· Не учите читать «настоящим» методом (складывание букв), если у ребенка есть проблемы с речью (невыговаривает звуки, плохо строит фразы, маленький словарный запас). Сначала — к логопеду, исправление звуков, потом — чтение. Иначе закрепите ошибки.
· Забудьте про слоги и азбуки на стенах как самоцель. Наша цель — интерес и понимание.
· Никакого давления, сравнения с другими детьми и принудительных занятий за столом. Только игра и положительные эмоции.
2. Базовые предпосылки для чтения (что должно развить до букв):
Это «три кита», на которых стоит чтение:
· Фонематический слух: Умение на слух различать звуки речи. Это основа основ! Ребенок должен слышать, где в слове «кот» спрятался звук [К], а где в слове «мак» — [К].
· Играем: «Поймай звук» (хлопни, если услышишь [С] в словах «сок», «нос», «кошка»), «Придумай слово на звук…», игры с рифмами, деление коротких слов на слоги (хлопками: МА-МА, СО-БА-КА).
· Зрительно-пространственное восприятие и память: Буквы — это графические знаки. Ребенок должен уметь различать фигуры, запоминать их контур, понимать, где «право-лево».
· Играем: Пазлы, конструкторы (Лего), мозаика, «Найди отличия», графические диктанты («две клетки вправо, одна вниз»), обведение лабиринтов, лепка букв из пластилина, выкладывание из палочек, веревочек.
· Понимание речи и умение работать с текстом:
· Играем: Активно читайте ребенку вслух! Обсуждайте героев, задавайте вопросы: «Как ты думаешь, что он почувствовал?», «А что будет дальше?». Просите пересказать знакомую сказку по картинкам. Это тренирует будущее понимание прочитанного, а не просто механическое озвучивание букв.
3. Первый этап: Знакомство с буквами — играем!
· От звука к букве. Мы не говорим «эм», «эс», «бэ». Мы говорим: это буква, которая обозначает звук [М] (как в слове «мама»), [С] (как в слове «сок»). Гласные тянем: [А], [У], [О].
· Ассоциативный метод. Буква должна быть «живой». «С» — похожа на месяц, «Ж» — на жука, «Д» — на дом. Рисуйте, лепите, ищите знакомые очертания в предметах вокруг.
· Ищем букву в своем имени. Самая важная и любимая первая буква для ребенка — это буква его имени! Напишите ее крупно, украсьте.
· Используем тактильные ощущения: алфавит на магнитах, шершавые буквы (по методу Монтессори), рисование букв на манной крупе, на запотевшем стекле.
4. Первые попытки «сложить»: от простого к сложному.
Только когда ребенок легко узнает несколько гласных (А, У, О) и пару согласных (М, С, П, например), можно пробовать:
1. Составлять и читать слоги-слияния из двух букв (МА, ПА, СУ).
2. Использовать подвижную азбуку (магнитную или картонную), чтобы самому составлять слоги.
3. Читать короткие слова из трех букв, где один слог-слияние + буква: МА-К, СО-К, РА-К.
· Важно: Используйте схемы или «окошечки», чтобы показывать, как буквы «дружат».
5. Игры для первого чтения (5-6 лет):
· «Найди свою пару»: Разложите картинки (мак, кот) и карточки со словами. Пусть попробует «прочесть» слово и подобрать картинку.
· «Поймай слог»: Бросайте мяч, называя слог (БА), ребенок ловит и придумывает слово на этот слог (БА-нан).
· «Магазин»: Разложите «товары» с бирками-словами (СЫР, СОК, МЯЧ). Дайте «деньги» (карточки с теми же словами). Чтобы купить, нужно найти соответствующую надпись.
· Короткие подписи под рисунками, таблички в его комнате («ШКАФ», «СТОЛ»).
6. Тревожные звоночки (когда стоит обратиться к специалисту):
· Стойкое нежелание заниматься, слезы при виде букв.
· Ребенок не может запомнить графический образ буквы, путает похожие буквы (Ш-Щ, Б-В, П-Т) даже после долгих игр.
· Путает звуки в слоге, читает зеркально (слева направо, справа налево), «изобретает» свое.
· Есть логопедические проблемы (дислалия, общее недоразвитие речи).
Главный совет:
Создайте литературную и игровую среду. Читайте сами, читайте ребенку, играйте в слова и буквы по дороге в сад, в очереди, на кухне. Ваша поддержка, терпение и искренняя радость его маленьким успехам («Ого, ты прочитал это слово сам!») — лучший мотиватор.
Помните: в пять лет успех — это не скорость чтения, а горящие глаза и вопрос: «А давай еще поиграем в буквы?»
Удачи вам на этом увлекательном пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Первые шаги в обучении детей чтению"
Данная консультация содержит рекомендации по обучению детей старшего возраста чтению....

«Что значит чтение для ребенка?». Первые шаги в чтении
Рекомендуется начинать обучение чтению еще в дошкольном возрасте. В возрасте 4-5 лет ребенок активно познает мир, впитывает в себя все новое, ему проще научиться читать, чем детям постарше....
Первые шаги к освоению навыка чтения
Когда ребёнок готовится к поступлению в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли учить его читать? Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное ( побуквенное) чтение...
Первые шаги к чтению
Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать. Первая ступень практического освоения навыка чтения – это система разнообразных ...

программа дополнительного образования "Первые шаги к чтению"
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности"Первые шаги к чтению"Возраст воспитанников: 6-7 летСрок реализации программы: 1 год...

Первые шаги к чтению у детей с ТНР
Комплекс игр и упражнений, которыми должен овладеть ребенок с ТНР, прежде чем приступать собственно к обученю чтению...

